Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Думшева Надежда Валентиновна

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, каледарно - тематическое планирование; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._rus.7akl_0.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

Кафедры русского языка и литературы                                         образовательного учреждения

Заведующий   кафедрой______________                                       ____________/_______________/

/_____________________________/                                          «___»_________________20      г.

«___»____________________20      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Русский язык» в 7А классе

Составитель: Думшева

Надежда  Валентиновна ,

                                                                             

учитель русского языка

                                                                       и литературы

2015-2016 учебный  год

 Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, каледарно - тематическое планирование; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию, личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка в VIIБ классе – 136 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык в  7А классе»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение

Контрольный диктант

Сочинение

Изложение

Развитие речи

Контрольный словарный диктант

1.

Введение

1

1

2.

Повторение изученного в 6 классе

11

9

1

1

2

3.

Причастие

28

22

1

3

2

5

1

 4.

Деепричастие

9

7

1

1

-

1

1

5.

Наречие

28

20

3

4

1

4

2

6.

Категория состояния

5

3

-

1

1

2

-

7.

Самостоятельные служебные части речи

1

1

8.

Предлог

9

7

1

1

-

1

9.

Союз

13

10

1

2

-

2

1

10.

Частицы

17

13

1

3

-

3

1

11.

Междометие. Звукоподражательные слова

3

3

-

-

-

-

-

12.

Повторение изученного в 7 классе

11

9

1

1

-

2

-

 

Итого

136

105

10

17

4

22

7

Календарно – тематическое  планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Развитие речи

Контрольный диктант

Контрольный словарный диктант

Сочинение

Изложение

Планируемая дата

Фактическая дата

1

1 четверть

Введение

1

1.1

Русский язык как развивающееся явление.

2

Повторение изученного в 6 классе

11

2

1

1

2.1

Синтаксис. Синтаксический разбор.

2.2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2.3

Лексика и фразеология

2.4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

2.5

Словообразование и орфография.

2.6

Морфемный и словообразовательный разбор.

2.7

Вводный контрольный диктант.

1

2.8

Морфология и орфография. Домашнее сочинение - упр. 44.

2.9

Морфологический разбор слова.

1

2.10

Р. р. Текст

1

2.11

Р. р. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые средства.

1

3

Причастие

28

5

1

1

3

2

3.1

Повторение изученного о глаголе в 5 - 6 классах.

3.2

Причастие как часть речи.

3.3

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

3.4

Р. р. Подготовка и написание сочинения - описания об охране леса (упр. 71.).

1

1

3.5

Понятие о причастном обороте.

3.6

Выделение причастного оборота запятыми.

3.7

Выделение причастного оборота запятыми.

3.8

Действительные и страдательные причастия

3.9

Краткие и полные страдательные причастия.

3.10

Действительные причастия настоящего времени.

3.11

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

3.12

Действительные причастия прошедшего времени.

3.13

Р. р. Подготовка и написание изложения с изменением лица (упр. 100).

1

1

3.14

Страдательные причастия настоящего времени.

3.15

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Контрольный словарный диктант (упр. 107).

1

3.16

Страдательные причастия прошедшего времени.

3.17

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

3.18

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

3.19

Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

3.20

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

3.21

Р. р. Понятие об описании внешности человека. Подготовка и написание сочинения - описания внешности по фотографии.

1

1

3.22

Морфологический разбор причастия.

3.23

Р. р. Подготовка и написание выборочного изложения текста с описанием внешности.

1

1

3.24

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

3.25

2  четверть

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

3.26

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Контрольный словарный диктант.

1

3.27

Повторение изученного по теме "Причастие".

3.28

Р. р. Подготовка и написание сочинения - описания внешности по личным впечатлениям.

1

1

4.

Деепричастие

9

1

1

1

1

-

4.1

Деепричастие как часть речи.

4.2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

4.3

Запятые при деепричастном обороте.

4.4

Раздельное написание не с деепричастиями.

4.5

Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида.

4.6

Р.р. Подготовка и написание сочинения по картине С. Григорьева "Вратарь".

1

1

4.7

Морфологический разбор деепричастия. Контрольный словарный диктант.

1

4.8

Повторение по теме "Деепричастие".

4.9

Контрольный диктант по теме "Деепричастие".

1

5.

Наречие

28

4

3

2

4

1

5.1

Наречие как часть речи.

5.2

Употребление наречий в речи.

5.3

Смысловые группы наречий.

5.4

P.p. Подготовка и написание сочинения в форме дневниковых записей

по картине И. Попова "Первый снег" (упр. 211).

1

1

5.5

Степень сравнения наречий. Контрольный словарный диктант.

1

5.6

Морфологический разбор наречия. Домашнее сочинение - упр.217.

1

5.7

Контрольный диктант по теме "Наречие".

1

5.8

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

5.9

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

5.10

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

5.11

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Контрольный словарный диктант.

1

5.12

Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е.

5.13

Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е.

5.14

P.p. Описание действий. Сочинение-репортаж (интервью) о труде (упр. 240).

1

1

5.15

Контрольный диктант по теме "Наречие".

1

5.16

3 четверть

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

5.17

Буквы О и А на конце наречий.

5.18

Буквы О и А на конце наречий.

5.19

P.p. Подготовка к домашнему сочинению по картине Е.Н.Широкова "Друзья".

1

1

5.20

Дефис между частями слова в наречиях .

5.21

Дефис между частями слова в наречиях .

5.22

P.p. Подробное изложение с элементами сочинения (упр. 248).

1

1

5.23

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных.

5.24

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных.

5.25

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

5.26

Повторение по теме "Наречие".

5.27

Повторение по теме "Наречие".

5.28

Контрольный диктант по теме "Наречие".

1

6

Категория состояния

5

2

-

-

1

1

6.1

Категория состояния как часть речи.

6.2

Морфологический разбор слов категории состояния

6.3

P.p. Подготовка и написание выборочного изложения с описанием состояния природы (упр. 281).

1

1

6.4

Повторение по теме "Категория состояния".

6.5

Р. р. Подготовка и написание сочинения на лингвистическую тему (упр. 282).

1

1

7.

Самостоятельные служебные части речи

1

8.

Предлог

9

1

1

1

1

-

8.1

Предлог как часть речи.

8.2

Употребление предлогов.

8.3

Непроизводные и производные предлоги.

8.4

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

8.5

Р.р. Подготовка и написание сочинения по картине

А. В. Сайкиной "Детская спортивная школа" (сочинение -репортаж: -упр. 307).

1

1

8.6

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

8.7

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Контрольный словарный диктант.

1

8.8

Повторение по теме «Предлог»

8.9

Контрольный диктант по теме "Предлог".

1

9.

Союз

13

2

1

1

2

-

9.1

Союз как часть речи.

9.2

Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.

9.3

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

9.4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

9.5

Сочинительные союзы.

9.6

Р. р. Подготовка и написание сочинения " Я сижу на берегу" (упр. 335).

1

1

9.7

Подчинительные союзы.

9.8

Морфологический разбор союза.

9.9

Р. р. Подготовка и написание сочинения "Книга - наш друг и советчик" (упр. 343).

1

1

9.10

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

9.11

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Контрольный словарный диктант

1

9.12

Контрольный диктант по теме "Союз".

1

9.13

4 четверть

Повторение по теме "Союз".

10.

Частицы

17

3

1

1

3

-

10.1

Частица как часть речи

10.2

Разряды частицы. Формообразующие частицы.

10..3

Смысловые частицы (вопросительные, восклицательные и другие)

10.4

Усилительные частицы.

10.5

P.p. Подготовка и написание сочинения "Как мне стать чемпионом школы по..."

(упр. 375).

1

1

10.6

Раздельное и дефисное написание частиц.

10.7

P.p. Подготовка и написание сочинения по картине К.Ф. Юона "Конец зимы.

Полдень " (упр.382.)

1

1

10.8

Морфологический разбор частицы.

10.9

Отрицательные частицы.

10.10

Отрицательные частицы. Контрольный словарный диктант

1

10.11

Различение на письме частицы не и приставки не-

10.12

Различение на письме частицы не и приставки не-

10.13

P.p. Подготовка к домашнему сочинению -рассказу по данному сюжету (упр.402.)

1

1

10.14

Различение на письме частицы ни, приставки ни -, союза ни-ни .

10.15

Различение на письме частицы ни, приставки ни -, союза ни-ни .

10.16

Повторение по теме "Союз".

10.17

Контрольный диктант по теме "Союз".

1

11.

Междометие. Звукоподражательные слова

3

-

-

-

-

-

11.1

Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

11.2

Дефис в междометиях.

11.3

Знаки препинания при междометиях.

12.

Повторение изученного в 7 классе

11

2

1

-

1

-

12.1

Разделы науки о русском языке.

12.2

P.p. Текст. Стили речи .

1

12.3

P.p. Контрольное сочинение за учебный год

1

1

12.4

Фонетика. Графика.

12.5

Лексика и фразеология .

12.6

Морфемика. Словообразование.

12.7

Морфология.

12.8

Орфография.

12.9

Синтаксис.

12.10

Пунктуация.

12.11

Итоговый контрольный диктант за год.

1

Итого

136

22

10

7

17

4

Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ  (9 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (108+20 ч)

Причастие  (23 ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III.        Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (8 ч + 1 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида  и их образование.

Не с деепричастиями.

II.        Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.        Рассказ по картине.

Наречие  (24 ч + 4 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II.        Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

III.        Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3ч +2ч)

I.        Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.        Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (8ч + 1ч)

I.        Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.        Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз  (11ч + 2 ч)

I.        Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II.        Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.        Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (14 ч + 3 ч)

I.        Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.        Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова  (3 ч)

I.        Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.        Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (9 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс              VII класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

1.Учащиеся должны  знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и  письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого

 общения;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей , языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров публицистического стиля (интервью, публицистическое выступление, статья), научного стиля (отзыв);
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

2. Учащиеся должны уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом;
  • аудирование и чтение
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных видов и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • говорение и письмо
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения комму4никативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Используемый учебно-методический комплект:

1 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.  Русский язык.  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. -222с.;

2 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;

3  Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2007. -45с.;

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

-опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

-составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

-работа с учебно- научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценки

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Дополнительные обобщающие материалы

Литература для учителя:

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И.   Русский язык.  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. -222с.;

2. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;

3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.;

4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.:  Лицей, 1999. -110с.;

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000. -278с.;

6. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программы. Филология. –Ярославль, 2006. – 32с.;

7. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе, 2003. - №4. – с.107-113;

8. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе», 2003. - №5. – с.111-116;

9. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе, 2003. -№6. –с. 107-111;

10. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 7 класса // Русский язык в школе», 2003.  -№7. – с. 117 – 121;

11. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 7 класс – М.:  творческий центр « Сфера», 1997. -78с.;

12. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 7 класс.- М.: -Дрофа, 2002. – 189с.;

13. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

14. Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.;

15.  Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.:  Просвещение, 1986. -206с.;

16. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

17.  Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. ( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2007. -45с.:

18.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М.:  Международные отношения, 1994. –с.559.;

19 .700 изложений для школьников и абитуриентов.- М.: Славянский дом книги, 2004. -574с.;

20. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. –М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002. -206с.;

Литература для учащихся:

21.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 1995. -383с.;

22.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

23. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

24. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

25. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998. -300с.;

26.Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;

27. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

28.Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;

29.Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

30.Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;  

31.Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998, 701с.;

32. Компьютерный   диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

33. Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.

34. Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы  упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.

35. Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н.  Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)