Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку для 6 кл. на тему "Не с прилагательными"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Буянова Ирина Викторовна

    Современный урок по требованиям ФГОС с использованием групповых форм работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ne_s_prilagat._1_urok_6_kl.docx30.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Правописание НЕ с именами прилагательными.

                         Урок усвоения новых знаний.

    Планируемые результаты: учащиеся  усваивают правило написания НЕ с именами прилагательными,  осознают условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с именами прилагательными;  применяют  правило написания НЕ с именами прилагательными на письме, используя просмотровое чтение, выделяют в учебно-научном тексте новую информацию, образуют прилагательные при помощи приставки НЕ, производят синонимичную замену; овладевают навыками самостоятельной работы.

    Оборудование: учебник для 6 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., карточки для работы в парах постоянного состава.

     

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Тема сегодняшнего урока важна тем, что она является частью одного большого правила правописания НЕ со словами. От того, насколько прочно вы овладеете навыком правописания НЕ с именами прилагательными, во многом зависит то, насколько легко вам будет овладеть навыками правописания наречий.

    II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    - Вы должны были к сегодняшнему уроку повторить правило правописания НЕ с именами существительными. На доске записаны слова и словосочетания:

    такая (не)лепость

    говорил (не)правду

     (не)верность в дружбе

    осеннее (не)настье

    выразил (не)доверие

    (не)приятель, а просто знакомый

    Раскройте скобки и объясните правописание подчеркнутых слов.

    (Задание выполняется устно: дети объясняют правописание существительных с НЕ.

    Слова нелепость, ненастье без НЕ не употребляются; слова неправду (ложь), неверность (измена) можно заменить синонимами; слово недоверие можно заменить синонимичным выражением отсутствие доверия – это слитное написание НЕ с существительными; в последнем примере есть противопоставление, поэтому НЕ пишется раздельно – не приятель, а просто знакомый.)

    - Расскажите правило правописания НЕ с именами существительными.

    (Рассказывают правило)

    III.Подготовка к изучению новой темы.

    - Можно ли от существительных, с которыми мы сейчас работали, образовать имена прилагательные? Образуйте их.

    (Можно, получатся такие слова: нелепый, неправдивый, неверный, ненастный, недоверчивый; не приятельский, а враждебный.)

    - Посмотрите еще раз на тему нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня?

    (Узнать правило правописания НЕ с именами прилагательными, научиться применять его на письме)

    IV. Изучение нового материала и первичное закрепление. Работа в парах постоянного состава.

    - Откройте учебники на с. 25. У каждого из вас на столе карточка для работы в паре. Выполняйте задания по порядку.

    (См. Приложение 1)

    Карточка 1

    1. Теория и примеры.

    Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить правило.

    1. Прочитайте текст на карточке № 2.  (См. Приложение 2) Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.

        Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг.

          В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.

    (Замечают, что раздельное написание сопровождается противопоставлением с союзом а, прилагательные непривычное и неблизок можно заменить синонимами. Трудно будет объяснить написание прилагательного не спокойное.)

    Прочитайте правило на с. 25 друг другу.

    1. Ответьте друг другу на вопросы о слитном и раздельном написании НЕ с именами прилагательными по плану. В случае затруднения ответ прочитайте в учебнике.

    План

    - В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

    - Назовите, в каких случаях надо писать НЕ с прилагательными раздельно.

    1. Составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста (Карточка №2)

    Слитно

    Раздельно

    1. слово без НЕ не употребляется:

    неведомый

    1. можно заменить  синонимом без НЕ:

    непривычное

    неблизок 

    1. есть противопоставление с союзом А:

    не поверхностной, а глубокой

    1. к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не:

    отнюдь не спокойное

                                   

    1.  Дайте друг другу по очереди связный ответ о правописании НЕ с прилагательными. Оценку за рассказ поставьте на полях.

    (Рассказывают друг другу правило из параграфа 62.)

    1. Упражнения.

    Выполните  упражнения (все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково)

    1. Выполните упражнение 355 по заданию учебника вместе.

    (Записывают слова с приставкой НЕ и подбирают к ним синонимы без НЕ, обозначают приставку:

    Невнимательный – рассеянный, неаккуратность – отсутствие аккуратности, несерьезный – легкомысленный, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый – грубый, несмелый – робкий, нездоров – болен, неумен – глуп, нездоровье – болезнь.)

    К какому разряду относятся прилагательные, от которых не образуются прилагательные с приставкой НЕ?

    (Это относительные (вечерний, кожаный, соломенный, лунный) и притяжательные (заячий, дядин) прилагательные)

    1. Выполните упражнение 356 по заданию учебника с поочередным комментированием, пользуясь алгоритмом рассуждения на с. 25-26.

    (Комментируют поочереди по одному словосочетанию.

                                         (Не)ожиданное известие. Прилагательное без НЕ не употребляется,  

                                           значит, неожиданное надо писать слитно. Далеко (не)удачный

                                          ответ. К прилагательному относится слово далеко, следовательно,

                                          надо писать далеко не удачный раздельно и т. д.)    

    1. Выполните упражнение 357 по заданию учебника каждый

    самостоятельно, затем проверьте друг у друга, исправьте ошибки. При затруднении справьтесь у учителя.

                                           ( Списывают предложения, обозначают условия выбора слитного и

                                            раздельного написания НЕ с прилагательными)

    V. Подведение итогов урока.

    1. - Вы проработали правописание НЕ с именами прилагательными.

    Возьмите карточку № 3.  (СМ. Приложение 3) Помогите мне записанные в ней прилагательные поместить в нужную колонку, аргументируйте свой выбор.

    Карточка № 3

    (Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.

    На доске прикреплены слова  

    СЛИТНО                                                                            РАЗДЕЛЬНО

    Дети объясняют, почему прилагательные из карточки необходимо писать слитно или раздельно, а учитель напечатанные на листочках данные прилагательные прикрепляет в нужную колонку:

    СЛИТНО                                                                      РАЗДЕЛЬНО

      неглубокий                                                                  не яркий, а…

      нечуток                                                                        далеко не главный

      нетяжелый                                                                    вовсе  не интересный

      невежественный

    2. Рефлексия.

    - Используя прилагательные с НЕ, оцените свою работу предложением

    Работа на сегодняшнем уроке была для меня не…   (нетрудной; не легкой, а.. )

    Тема сегодняшнего урока мне показалась (или была для меня) не… (не трудной, а легкой и т. п.)

    3.Домашнее задание.

    Дома вы выучите правило на с. 25, выполните упражнение 359, расставите знаки препинания, графически обозначите условия выбора изученной орфограммы.

    Приложение 1

    Карточка 1

    1. Теория и примеры.

    Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить правило.

    1. Прочитайте текст на карточке № 2.   Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.

    2. Прочитайте правило на с. 25 друг другу.

    3. Ответьте друг другу на вопросы о слитном и раздельном написании НЕ с именами прилагательными по плану. В случае затруднения ответ прочитайте в учебнике.

    План

    - В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

    - Назовите, в каких случаях надо писать НЕ с прилагательными раздельно.

    4. Составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста (Карточка №2)

    Слитно

    Раздельно

     1.

    2.

    1.

    2.

                                   

    1.  Дайте друг другу по очереди связный ответ о правописании НЕ с прилагательными. Оценку за рассказ поставьте на полях.
    1. Упражнения.

    Выполните  упражнения (все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково)

    1. Выполните упражнение 355 по заданию учебника вместе.

    К какому разряду относятся прилагательные, от которых не образуются прилагательные с приставкой НЕ?

    1. Выполните упражнение 356 по заданию учебника с поочередным комментированием, пользуясь алгоритмом рассуждения на с. 25-26.
    2. Выполните упражнение 357 по заданию учебника каждый

    самостоятельно, затем проверьте друг у друга, исправьте ошибки. При затруднении справьтесь у учителя.

    Закончив выполнять задания, поднимите руку.

    Приложение 2

    Карточка 2

    Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.

        Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг.

          В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.

    Приложение 3

    Карточка 3

    (Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.

    Слитно

    Раздельно

     

      неглубокий                                                                  

    не яркий, а…

     

    нечуток                                                                        

    далеко не главный

     

    нетяжелый                                                                    

    вовсе  не интересный

      невежественный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

    Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...

    Конспект урока по русскому языку. 5 класс (ФГОС). Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного

    Цели данного урока:Обучающие: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащих...

    Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

    2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

    Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

    План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

    Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

    конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

    вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

    Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

    Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....