Рабочая программа факультатива по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Факультативный курс "Загадки русского языка" предназначен для 5 класса.Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность обучающихся направлена на интеллектуальное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вадинск
Рассмотрено
На педсовете № 6 от 31.08.2017г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_________Бураева Г.Н.
Приказ № 257 от 31.08.2017г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
(общеинтеллектуальное направление)
Факультатив
5 класс, ФГОС
Возраст 11-12 лет
Срок реализации - 1 год
Руководитель Сумерская О.А.
2017 год
- Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
2. Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (7ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Организационное занятие | 1 | ||
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч) | ||||
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Какова роль интонации в устной речи | 0,5 | 0,5 | |
5 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 1 | 1 | |
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч) | ||||
6 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 0,5 | 0,5 | |
7 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 0,5 | 0,5 | |
8 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 0,5 | 0,5 | |
9 | Этимология слов. Работа со словарями | 0,5 | 0,5 | |
10 | Сказочные превращения. | 0,5 | 0,5 | |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (7ч) | ||||
12 | Зачем нужно знать алфавит | 0,5 | 0,5 | |
13 | В чём секрет правописания морфем | 1 | 1 | |
14 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | 1 | |
15 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 0,5 | 0,5 | |
16 | Бенефис знаний. | 0,5 | 0,5 | |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч) | ||||
17 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 0,5 | 0,5 | |
18 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 0,5 | 0,5 | |
19 | О чём рассказывают фразеологизмы | 0,5 | 0,5 | |
20 | Фразеология в художественных произведениях. | 0,5 | 0,5 | |
21 | Лабораторная работа. | 0,5 | 0,5 | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч) | ||||
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 0,5 | 0,5 | |
23 | В чём секрет глагола и его форм. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Как отличать грамматические омонимы. | 0,5 | 0,5 | |
25 | Какими бывают предложения. | 0,5 | 0,5 | |
26 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | 1 | |
Речевой этикет.(3 ч) | ||||
27 | Правила речевого этикета. | 1 | 1 | |
28 | Формулы речевого этикета. | 1 | ||
Обобщающее занятие. (1ч) | ||||
29 | Аукцион знаний. | 1 | ||
Итого часов 34 |
Материально-техническая база
- Компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, экран.
- Мультимедийные презентации на электронных носителях.
- Канцелярские принадлежности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214717-1362192432.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118317-1349607790.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-761731-1635694732.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-1155866-1566590563.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...