Тире между подлежащим и сказуемым. Материал к уроку.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Материал к уроку по теме "Тире между подлежащим и сказуемым": схемы , раздаточны материал для закрепления с заданиями и самопроверкой, задания для самостоятельной работы после изучения темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тире между подлежащим и сказуемым

СТАВИТСЯ                                                                          НЕ СТАВИТСЯ

(при нулевой связке)

  1. СУЩ. в им. п. – СУЩ. в им. п.                        1) СУЩ. в им. п. ЕСТЬ  СУЩ. в им. п.

               Лев – царь зверей.                                                  Лев есть царь зверей.

      2) ЧИСЛ. в им. п. – ЧИСЛ. в им. п.                        2) СУЩ. в им. п. НЕ  СУЩ. в им. п.

               Дважды два – четыре.                                       Заяц не царь зверей.                                    

              

      3) ЧИСЛ. – СУЩ.                                                     3) СУЩ.в им.п. СР. СОЮЗ СУЩ,

             Два года – большой срок                                                              КАК

          БУДТО

   СУЩ. –ЧИСЛ.                                                                           ТОЧНО

   Мой возраст – десять лет                                                       СЛОВНО.

                                                                                                        КАК БУДТО

4) ИНФ. – ИНФ.                                                                            ЧТО

     Жить – Родине служить.                                  Озеро как сталь.

5) ИНФ. – СУЩ. в им. п.                                      4) Л.М.  СУЩ. в им. п.

Читать – моё любимое занятие.                             Я учитель.

     СУЩ. в им. п. – ИНФ.                                      5) СУЩ. в им. п.  ПРИЛ. В им. п.

Моё любимое занятие – читать.                            Мир прекрасен.

                Погода чудесная.

6) подл.. – ЭТО  сказ.            

                   ВОТ                                                       6) СУЩ. в им. п., ВВ. СЛ., СУЩ.

                   ЗНАЧИТ                                                  Иванов, по-видимому, хороший

                   ЭТО ЗНАЧИТ                                     врач.

Лев – это царь зверей.

Жить –значит Родине служить.

Читать – вот моё любимое занятие.        

Закрепление темы. Расставьте знаки препинания, где это необходимо.

Без пользы жить безвременная смерть.

Твои радость и горе радость и горе для меня.

На тёмном небе звёзды будто яркие искры.

Он мой советчик и друг.

Страх не советчик.

Жить на белом свете значит бороться и побеждать.

Семь бед один ответ.

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Сосновый бор протянувшийся по берегу реки любимое место отдыха горожан.

Дорога сегодня что асфальт.

Гусь известно птица важная, рассудительная.

Мода капризна и непостоянна.

Тире в простом предложении (раздаточный материал)

Задание – расставить и объяснить знаки препинания (тире), если это необходимо.

  1. Фонетика _ наука о звуках речи.
  2. Обомлеть _ значит обмереть, впасть в обморок.
  3. Для литературоведа Шекспир _ не главное.
  4. Карьера, которую ты сделал, _ чудесная вещь.
  5. Наука без литературы _ бездушна и груба.
  6. Утром на полях одуванчик  _ словно живое золото.   
  7. Людская молва _ что морская волна.  
  8. Чужая душа _ потёмки.
  9. Его душа _ не пустыня.
  10.  Сегодня день _ осенний, пасмурный.
  11. Первый в работе _ первый в почёте.
  12. Общий закон жизни _ есть стремление к счастью.
  13. Весна да осень _на дню погод восемь.
  14. Не сознаваться в своих поступках _ значит увеличивать их.
  15. Он _ редкий зверь.
  16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак _ ночью.
  17. Город _ не деревня.
  18. Вкус _ не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.  
  19. Дом, построенный моим дедом, _ настоящая крепость.
  20. Леса  важнейшее достояние народа.
  21. Три да три шесть.
  22. Сегодня солнце как раскалённая сковородка.
  23. Курить здоровью вредить.
  24. Наша цель преобразить мир.
  25. Расстояние до Луны 384 тысячи километров.
  26. Человек есть существо разумное.
  27. Я ученик одиннадцатого класса.
  28. Весна, бесспорно, лучшее время года.
  29. Его сестра, кажется, юрист.
  30. Медведь не кто иной, как хозяин здешних мест.
  31. Глупая речь не пословица.
  32. Мужество есть великое свойство души.

        33. Дружба гавань, к которой стремится человек.

     34. Пройдёт пять шесть лет, и город будет построен.

Проверочная работа по теме «Тире в простом предложении».

Задание – в данных предложениях на месте пропусков, где необходимо, расставить и объяснить знаки препинания (тире).

Вариант 1

  1. Гений _  есть, в сущности, дар огромного терпения.
  2. Справедливость без силы _ беспомощна.
  3. Тщеславие _ вот истинная причина, движущая вперёд колесницу человечества.
  4. Праздник _ это всегда таинственное ожидание чуда, предвкушение сказки.
  5. Скажите любимой девушке, что она _ настоящий ангел, богиня, и она не останется к вам равнодушной.
  6. Истина _ зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия.
  7. Читать _ значит мыслить с другим, продумывать мысль другого.
  8. В такую ночь человек _ как слепой котёнок.
  9. Расставания и встречи _  две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
  10. Гусь свинье _ не товарищ.
  11. Выносливость осла познаётся на неровной дороге, верность друга _  в житейских невзгодах.
  12. Работу обещали выполнить в сентябре _  октябре.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Проверочная работа по теме «Тире в простом предложении».

Задание – в данных предложениях на месте пропусков, где необходимо, расставить и объяснить знаки препинания(тире).

Вариант 2

1. История литературы _ часть истории страны.

2. Ты _ отзвук забытого гимна в моей тёмной и дикой судьбе.

3. Зелень у берёзы _  как искусно вырезанные кружева.

4. Искусство читать _ есть не что иное, как искусство мыслить с помощью другого.

5. Одно из наиболее удачных дел его в этот период _ похищение поезда, шедшего на Волгу.

6. Лицо у капитана _ широкое, скулы _ по-монгольски крутые.

7. Интеллигентность _ это способность понимать.

8. Понять _ значит простить.

9. Этот дом _ не крепость, в нём не укрыться от врагов.

10. Твои речи _ будто острый нож.

11. Бедняку не хватает многого, алчному _  решительно всего.

12. Мы встретимся через два _ три дня.

           Тире в простом предложении (раздаточный материал)

Самопроверка

  1. Фонетика  - наука о звуках речи.
  2. Обомлеть - значит обмереть, впасть в обморок.
  3. Для литературоведа Шекспир  не главное.
  4. Карьера, которую ты сделал, - чудесная вещь.
  5. Наука без литературы  бездушна и груба.
  6. Утром на полях одуванчик   словно живое золото.   
  7. Людская молва  что морская волна.  
  8. Чужая душа - потёмки.
  9. Его душа не пустыня.
  10.  Сегодня день  осенний, пасмурный.
  11. Первый в работе - первый в почёте.
  12. Общий закон жизни  есть стремление к счастью.
  13. Весна да осень - на дню погод восемь.
  14. Не сознаваться в своих поступках - значит увеличивать их.
  15. Он редкий зверь.
  16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак - ночью.
  17. Город  не деревня.
  18. Вкус - не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.  
  19. Дом, построенный моим дедом, - настоящая крепость.
  20. Леса - важнейшее достояние народа.
  21. Три да три - шесть.
  22. Сегодня солнце как раскалённая сковородка.
  23. Курить - здоровью вредить.
  24. Наша цель - преобразить мир.
  25. Расстояние до Луны - 384 тысячи километров.
  26. Человек есть существо разумное.
  27. Я ученик одиннадцатого класса.
  28. Весна, бесспорно, лучшее время года.
  29. Его сестра, кажется, юрист.
  30. Медведь - не кто иной, как хозяин здешних мест.
  31. Глупая речь не пословица.
  32. Мужество есть великое свойство души.

        33. Дружба - гавань, к которой стремится человек.

     34. Пройдёт пять - шесть лет, и город будет построен.

                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Раздаточный материал по теме: Тире между подлежащим и сказуемым. (8 класс)

Раздаточный материал по теме: Тире между подлежащим и сказуемым. (8 класс)...

Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым". Презентация к уроку.

Цель урока - объяснение нового материала, закрепление пройденного, воспитание любви к природе....