Исследовательский проект. Модель овладения орфографией наречий
проект по русскому языку (7 класс) по теме

Антонина Николаевна Узких

Исследовательская работа содержит  материал по орфографии наречий. В ней подробно представлены все виды написания наречий, правила в обобщённых таблицах и алгоритмах.

Практическая часть содержит упражнения, тренинги, которые учат рассуждать при  выборе пправильного написания, занимательный материал (кроссворды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_ovladeniya_orfografiey_narechiy.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6

Секция филологии (языкознание)

     

    Модель овладения

орфографией наречий

Автор: Попова Мария, ученица 11В класса МБОУ «СШ №6»

Руководитель проекта:

   учитель русского языка и литературы Узких А.Н.

       

г. Нижневартовск.


Содержание

   План исследования        3

   Введение        6

I.Теоретическая часть        10

  1. Написание наречий – одна из самых трудных тем русской орфографии. Причины этого явления…………………………………………………………………………..10
  2. Три вида написаний наречий:

                   а) дефисное написание        11

                   б) слитное написание        11

                   в) то раздельно, то слитно        13

  1. Представление правил в обобщающих таблицах и схеме алгоритма…………....16
  2. Список наречий, правописание которых требует запоминания…………………....22

II.Практическая часть………………………………………………...................24

  1. Упражнения, тренинговые задания, которые учат рассуждать, анализировать в ходе выбора правильного написания. …………………………………………...…24
  2. Упражнения – справочники. ……………………………………………………….…30
  3. Тесты, позволяющие проверить овладение навыком правильного написания………………………………………………………………………………31
  4. Тренировочный фразово-словарный диктант-справочник………………………....35
  5. Упражнения для любознательных…………………………………………………....35

Заключение…………………………………………………………………...37-38

Список использованной литературы………………………………..39

   Приложение №1. Ключи к упражнениям…………………………………………..40

   Приложение №2. Ключи к упражнениям и тестам………………………………….44

Сопровождающие материалы (рецензии и отзывы)        


План исследований

     Проблема:  поиск путей и средств сознательного усвоения слитного, раздельного и дефисного написания наречий.

    Гипотеза:  есть оригинальные подсказки на пути преодоления ошибок в написании наречий.

Описание метода исследования

    1 шаг-Знакомство со значением термина «наречие»

              Прежде чем приступить к работе, познакомилась со значением слова «наречие» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и    «Словаре  живого Великорусского языка» В.И. Даля. Чтобы иметь полное, глубокое представление об объекте исследовании, поставила перед собой цель - узнать историю возникновения наречий. Поиск оказался удачным: в этимологическом словаре нашла интересный материал

о том, что наречие-это старое слово. Термин «наречие» уже встречается в древнерусском языке, эта часть речи появилась раньше,  чем глагол.

Наречие фиксируется уже у  Иоанна, екзарха болгарского в переводе «Грамматики» И. Дамаскина. Следовательно, в русском языке этот термин является старославянизмом. Буквально наречие означает «наглаголие», и это вполне логично, потому что наречия чаще всего поясняют глаголы. Слово «наречие» с 16 века последовательно употребляется во всех грамматиках -Л.Зизани,  М. Смотрицкого, М.В. Ломоносова и др.

   2 шаг- Знакомство с мнением учёных

              Обратившись к книге учёного – Виноградова В.В. «Русский язык. Грамматическое учение о слове», обнаружила,  что учёный видит главную особенность наречий  в том, что они обязательно должны быть связаны с глаголом, выполнять ту же функцию,

что и прилагательное при существительном,  уточняя его, сообщая ему чёткость. Статья языковеда дала чёткое представление о наречии. В отличие от числительного оно не умеет считать, совершает действие не само, а заставляет его производить (метаться) глагол. То велит посмотреть налево, то направо, то вниз, то вверх, то действовать кое-как. Вроде и не очень подвижное оно везде успевает за глаголом. Главное я поняла, что для глагола наречие служит своеобразным увеличительным стеклом, которое поясняет всю сущность действий, рассказывает о его подробностях.

   3 шаг – Поиск причин, вызывающих трудности в написании наречий

                  Почему же возникают трудности при написании наречий?  Узнать эту часть речи не всегда легко: наречие, по мнению языковеда

Л.Н. Стефановой, выступает как вторичное образование по отношению к основным частям речи. Кроме того, на правописание данной части речи влияют и общие орфографические законы русского языка.

   4 шаг – Изучение и анализ собранного теоретического материала

                    На основе анализа орфографии наречий удалось выяснить, что большая часть наречий пишется слитно, небольшая через дефис и только меньшая часть – раздельно. В результате наблюдений над группой наречий и одинаково звучащих с ними других частей речи определила границы, их разделяющие,  и пришла к выводу, что только семантико-грамматический анализ способен дать ключ к правильному написанию.

  5 шаг – Обобщение и представление правил в  вариативных таблицах

                 Из многочисленных собранных материалов моё внимание привлекли правила о слитном и раздельном написании наречий. Для своего проекта я взяла только те, которые помогли бы мне решить проблему и поставленные задачи, подтверждали бы мою гипотезу. Эти правила должны быть доступными, а главное -  они должны содержать образцы рассуждений, как применять правило.

6 шаг – Представление  правил в таблицах

               В ходе  анализа приёмов и методов изучения правил, после знакомства с учебным пособием А. Штоля «Русский язык в таблицах», издательство Новосибирского университета   пришла к выводу, что без таблиц, алгоритмов проблему, заявленную в проекте, не решить, потому что правила, сконцентрированные в них, дополняют сведения, изложенные в теоретической части, а  некоторые интереснее и доступнее отражают суть орфограммы. Материал, представленный в таблицах, - это своеобразный справочник, который открывает тайну наречий, даёт ключ к пониманию этой загадочной части речи, показывает, как отличить наречия от других частей речи.  

  7 шаг  - Поиск и составление списка наречий, которые требуют запоминания

                Результаты поиска подтолкнули к идее – создать список слов, которые не подчиняются правилам, обозначенным в теоретической части проекта. В ходе работы созданы два варианта: список слов и наречных выражений со слитным и раздельным написанием.

  8 шаг – Представление материалов практической части

                Опираясь на работы Козулиной М.В. «Занимательные упражнения по орфографии», Рейке И.Н., Шапкин В.И. «О трудном в орфографии и пунктуации», Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку»,  Баракова О.В. «Русский язык: тесты», подобрала разноуровневые задания и упражнения, предназначенные для отработки навыков правописания и проверки знаний по  теме «Слитное,  раздельное и дефисное написание наречий». Для каждой группы упражнений составила ключи (ответы), которые позволяют сделать самопроверку, облегчают процесс усвоения сложной темы.

              В ходе обработки практических материалов, исходя из поставленных задач, составила и подобрала занимательные задачи,  кроссворд и итоговый тест.

  9 шаг – Апробирование материалов практической части

                 Использование методов статистики, анализа и опроса учащихся. Практические методы.

                Провести апробирование в 9 Г классе, результаты представить в таблице.

  10шаг – Заключение. Выводы         

Введение

Из истории наречий

   Наречие – старое слово. Это одна из интереснейших развивающихся частей речи, которая постоянно пополняется за счет других частей речи.

   Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень - реч-, который прежде   был многозначным. Слово «речь» когда–то имело среди других значений «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, то получится слово «наглаголие».

   Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и называли adverbium. Слово «verbum» означает «глагол», а приставка ad -при-, то есть буквальный перевод этого слова звучал как «приглаголие».

   Главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречия при глаголе выполняют ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость.

   Выдающийся лингвист А.Пешковский говорил, что «в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном».

   Нетрудно представить, как выглядит наречие. В отличие от числительного оно не умеет считать. Делает дело не само, а заставляет метаться глагол. То велит посмотреть налево, то направо, то вниз, то вверх, то действовать кое-как. Вроде и не очень подвижное оно везде успевает за глаголом. И как поляна свойств и качеств для древа познания (прилагательное для существительного), так и наречие для глагола служит своеобразным увеличительным стеклом, поясняющим всю сущность действий, рассказывающим о его подробностях.

   Наречие вступает как вторичное образование по отношению к основным частям речи, поэтому возникают трудности в узнавании этой грамматической категории.


Обоснование выбора темы:

  • интерес к вопросам лингвистики и языкознания;
  • стремление расширить представление о наречии как своеобразной лексико-грамматической группе слов, овладеть нормами правописания наречий слитно, раздельно, через дефис;
  • оказание помощи учащимся, желающим повысить свою грамотность, углубить имеющиеся у них представления о наречии как об одной из интереснейших и развивающихся частей речи.

Актуальность темы

   «Правописание наречий» соответствует действующим программам по русскому языку, поэтому тема актуальна и для учителя, и для ученика. В силу своего происхождения наречия часто соотносятся с другими частями речи: прилагательными, существительными, глаголами, числительными, местоимениями. Узнавание их связано  с особыми трудностями.

  Слитное и раздельное написание наречий считается одной из самых трудных тем русской орфографии, потому что представляет пеструю картину, в которой вырисовываются специфические для наречий нормы правописания. Проблема наречий волнует ученых, методистов, которые пытаются найти универсальные пути её решения. Актуальна тема для учащихся, которые интересуются вопросами орфографии.

   Теоретической основой работы послужили труды учёных, методистов в области языкознания: В.В.Виноградова, Г.А.Леканта, Д.Э.Розенталя, практические советы М.М.Разумовской и И.Н.Рейнке.

   Научная новизна работы состоит  в попытке обобщения подходов к изучению одной из сложных тем орфографии наречий, разработке новых практических рекомендации по поднятой проблеме.

   Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные правила, таблицы, рекомендации по их применению, тренировочные упражнения дают возможность повторить, закрепить и систематизировать знания. Материал, предназначенный для отработки навыка правильного написания, использовался на уроках, оказал помощь учащимся, помог избежать ошибок при выполнении контрольных заданий.

   Структура работы. Работа состоит из введения, аннотации, 2-х частей, приложений и заключения.


Цель работы – на основе исследования накопленного методического опыта работы по изучению трудных разделов орфографии, правописание наречий, предложить пути и средства сознательного усвоения правил о слитном, раздельном, дефисном написании данной части речи.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  • Расширить представление о своеобразии наречий как части речи и  их месте в системе других грамматических категорий.
  • Выяснить, какая часть речи больше всего оказывает орфографическое влияние на правописание наречий, как подчиняются наречия общим орфографическим законам русского языка.
  • Изучить группу наречий и одинаково с ними звучащих (омофоничных) сочетаний имен существительных и прилагательных с предлогами, провести наблюдение над ними, выяснить, какие из них пишутся слитно, раздельно, через дефис.
  • Определить границу, разделяющую территорию существительных и территорию наречий. На основе семантико-грамматического анализа показать разграничивание созвучных словоформ.
  • Обобщить и представить изученные материалы в вариативных таблицах и схеме алгоритма.
  • Составить список наречий, требующих запоминания при написании.
  • Для учащихся, стремящихся повысить свою грамотность, дать в практической части работы тренировочные упражнения, тесты и «ключи» к ним.
  • Для учащихся, испытывающих особый интерес к предмету «Русский язык», составить занимательные задания и кроссворды.

Проблема: поиск путей и средств сознательного усвоения слитного, раздельного и дефисного написания наречий.

Гипотеза:  есть оригинальные подсказки на пути преодоления ошибок в написании наречий.


I.Теоретическая часть

   1 Написание наречий – одна из самых трудных тем русской орфографии. Причины этого явления.

   Слитное и раздельное написание наречий считается одной из самых трудных тем русской орфографии. Причин у этого явления несколько.

   Во-первых, в русском языке существует значительное количество наречий и одинаково с ними звучащих (омофоничных) сочетаний имён существительных, прилагательных с предлогами и местоимений. Например: идти навстречу – согласиться на встречу, успехи налицо – тень упала на лицо, потратить время впустую – войти в пустую аудиторию, в миг этот страшный – вмиг уснуть, сделать по-моему – по моему проекту. Встречаются часто и наречия, которые употребляются в значении существительных: назавтра грянул бой – отложим разговор на завтра, наутро всё переменилось – встречу наметили на утро среды.

   Сопоставляя наречия с одинаково с ними звучащими словами, приходишь к выводу, что определить, к какой части речи относится то или иное слово, можно только в контексте (словосочетание или предложение). Так, в роли существительного с предлогом выступает сочетание в пору в предложении: это произошло в пору глубокой осени; но при слиянии существительного с предлогом мы уже имеем дело с наречием (Пальто пришло впору). Впору во втором предложении утратило лексическое значение имени существительного «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишь значение обстоятельства «как раз», «тютелька в тютельку».

   Во-вторых, наречия образуются от разных частей речи и с разной скоростью входят в новую орфографическую систему. Одни слова уже полностью «онаречились»: вмиг, наземь, наперебой, наперевес, наугад, сплеча. Другие не до конца порвали связь с той частью речи, от которой они образованы, и пишутся по старому образцу. Больше всего на правописании наречий заметно орфографическое влияние существительного: на миг, до упаду, до смерти, на память, на редкость, не по плечу.

   Наблюдение над наречиями позволяют сделать вывод, что на правописании наречий наложили свой отпечаток общие орфографические законы русского языка. Например: тихо-тихо, как и прилагательное тихий-тихий; когда-то, как местоимение чей-то, какой-то.

   В-третьих, среди наречий выделяется «старинная» группа слов, которая не имеет живых связей с другими словами современного русского языка. Написание таких наречий требует заучивания наизусть: набекрень, невзначай, врасплох, впросак, насмарку, дотла, опрометью, с панталыку.

   2.  Три вида написания наречий

   На основании проведенного исследования орфографии наречий можно сделать вывод, что в силу разнообразных причин за ними закрепились три вида написаний.

Дефисное написание

   Среди всех наречий, как показали наблюдения, небольшая группа наречий пишется через дефис. Это слова, образованные 1) от прилагательных и местоимений (кроме указательных) с помощью приставки по и суффиксов ому/ему, и: по-прежнему, по-иному, по-французски (по аналогии и по-латыни); 2) от порядковых числительных с помощью приставки в/во: в-третьих; 3) от наречий с помощью то, либо, нибудь, кое: кое-как, где-то, как-нибудь, где-либо; 4) от наречий путем повторения или видоизменения основы: давным-давно, еле-еле; 5) от наречий с синомичными или антонимичными основами: подобру-поздорову, туда-сюда; 6) от редких существительных: волей-неволей, крест-накрест, шиворот-навыворот, день-деньской, тьма-тьмущая (по аналогии – один-одинешек).

   Остальные наречия в подавляющем большинстве пишутся слитно, и только меньшая их часть пишется раздельно, как существительные с предлогом. Раздельно пишущиеся наречия и составляют главную трудность при написании. Сохранив признаки существительного, эти наречия задержались на территории существительных. Граница, разделяющая территорию существительных и территорию наречий, к сожалению, прерывиста, но я попыталась её наметить, чтобы показать, как распознавать эту группу слов и правильно их писать.

Слитное написание наречий

   «Мюллер стрелял (в)слепую. На слепой был бронежилет». Этот анекдот, рассказанный студентом, словно создан для того, чтобы показать главную закономерность в слитном и раздельном написании наречий.

     Правило I

   Наречия, которые пишутся слитно, можно отличить от омонимичных сочетаний существительных или других слов с предлогом по двум свойствам, органически присущим именам существительным:

  1. к существительному можно поставить падежный вопрос с предлогом (к наречию нельзя);
  2. между предлогом и существительным можно поставить определение, а в составе наречий определения встречаются очень редко: на скорую руку, на широкую ногу. Сравним: спросил наудачу – надеюсь (на что?) на удачу, перешли вброд – вступили в (глубокий) брод, посетил тайно – держал в (глубокой) тайне, стояли насмерть – пошли на (верную) смерть, разбили наголову – возвышаться на (целую) голову.

Образец применения правила I

   Враг разбит (как?) наголову, то есть разбит окончательно, совсем. От слова наголову нельзя поставить вопрос на чью? Будет бессмыслица. Сравним с другим предложением. Платок надет на голову (на что? - голову); можно спросить на чью голову?

   Наречие наголову можно заменить другим наречием, например, окончательно, а изменить суффикс -у- нельзя: получится, что враг разбит на голове.

     Правило II

   В ходе работы над темой я пришла к выводу, что пространственно-временные наречия, образованные от существительных век, верх, высь, глубь, даль, начало, ширь, и существительные с предлогами, омонимичные им, различаются несколько иначе. Эти слова являются наречиями и пишутся слитно, если:

  1. к ним нельзя поставить падежного вопроса с вопросом (то есть первый из показателей вышеизложенного правила остаётся в силе) или;
  2. у них нет зависимых слов, причём подставлять, подбирать возможные определения, как в правиле I, нельзя: они должны присутствовать или отсутствовать в тексте предложения.

Если одно из условий нарушено, перед нами не наречие, а существительное, которое с предлогом пишется раздельно. Сравним: смотреть (куда?) вдаль, мелькнуть (где?) вдали, но всматриваться (во что?) в даль, исчезнуть в дали голубой; внизу никого нет – в низу оврага; навеки запомнить – на веки вечные; смотреть вглубь – в глубь парка; сверху донизу – сверху до самого низа; снизу доверху – снизу до самого верха.

   После проведенного исследования группы наречий, которые подчиняются I правилу, я обнаружила, что несколько сочетаний не подчинились этому правилу, потому что наречие в них сохранило смысловую связь с существительным: на века, на веку, от века. Раздельно пишутся и наречия от верха(у), от низа(у), так как в русском языке у них нет слов омонимичных со слитным написанием.

     Правило III

   Слитно пишутся почти все наречия, образованные от прилагательных, числительных, местоимений, наречий и предлогов: всухую, зачастую, наудалую (от полных  прилагательных); досуха, набело, попусту (от кратких прилагательных); побольше, повеселее, получше (от сравнительной степени); вдвое, вдвоём, заодно, надвое (от числительных); донельзя, ниоткуда, послезавтра (от наречий); насквозь (от предлога).

   Наблюдения над наречиями, которые подчиняются III правилу, показали, что не все наречия этой группы пишутся слитно. Есть слова, которые составляют исключения.

     Раздельно пишутся:

  1. 9 наречий, образованных от прилагательных: в общем, в открытую (В + гласный), в целом, на боковую, на мировую ( переносное значение), на попятный, на попятную, мал мала меньше и от мала до велика;
  2. наречия, образованные сочетанием предлога по с числительным: по одному, по две, по пятеро, а также на двоих, за двоих, один на один и т.п.;
  3. наречия, которые произошли от местоимений: не в себе, не по себе;
  4. наречия с предлогами: до завтра, на сегодня, на утро (такого – то дня), перенести на завтра.

   Подведем первые итоги. Наречия, описанные в правилах I – III, пишутся слитно. Исключения существуют, но общей картины не нарушают; пока подтверждается мысль, что большая часть наречий пишется слитно. Но в ходе исследования выяснилось, что есть наречия, которые пишутся то слитно, то раздельно.  

То слитно, то раздельно

     Правило IV

   Раздельно пишутся наречия, образованные от имен существительных, слов:

  1. их употребление основано на переносном значении слова: в противовес, в сердцах, за глаза, (ему это) на руку;
  2. наречия, образованные от существительных (порой даже неупотребительных в современной речи) с предлогами без, до, за, под, с: без умолку, до упора, за полночь, под стать, с ходу; исключения: замуж, замужем, подряд, подчас;
  3. наречия, образованные предлогом В и последующей гласной: в обмен, в обтяжку, в упор; это правило распространяется также на наречия, образованные от прилагательных и числительных: в открытую, в общем (не вообще!), в оба;
  4. в состав наречия входят две падежные формы одного и того же слова: лицом к лицу, с боку на бок, честь по чести, честь честью (но не день-деньской или тьма-тьмущая, так как здесь нет разных падежных форм);
  5. в значении наречий употребляется не одна, а две или более падежных форм существительного: на ощупь – ощупью, на глаз – на глаза, под мышками – под мышки – пол мышкой – под мышку, за границей – за границу – из-за границы (но не торговля с заграницей), за рубеж – за рубежом, на цыпочки – на цыпочках, на корточки – на корточках; исключения: в одиночку (В + гласный) – поодиночке, наизнанку – с изнанки, наяву – въяве – въявь, не по плечу (переносное значение) – сплеча и редкие другие.

   Названные исключения создают сложности в написании наречий. Но особую трудность представляет следующая группа.

     Правило V

   Наречия, образованные сочетанием предлога – приставки НА и существительного, пишутся по-разному. Раздельно они пишутся, если:

  1. между предлогом и существительным можно поставить определение: на скаку – на всём скаку ( по аналогии – на бегу, на ходу);
  2. при переносном значении: на износ, на славу, на ура;
  3. при наличии двух падежных форм: на дыбы – дыбом, на измор – измором, на ощупь – ощупью.

   Но, как показали наблюдения, наречия этого же типа пишутся слитно, если они потеряли связь с существительным, т.е. между предлогом и существительным нельзя поставить определение без изменения смысла слова, а также если слово без предлога не употребляется: навзрыд, навыкат, назло, наобум, наотрез, напоказ, наугад, наперегонки, наперехват.

   Последнее правило распространяется и на наречия с другими приставками.

     Правило VI

   Слитно пишутся наречия, если между приставкой и наречием нельзя поставить определение или же наречие без приставки не употребляется (не подчиняясь при этом никаким из вышеперечисленных правил): впоследствии, запанибрата, исподволь, исподтишка. Но и здесь имеются исключения: во всеоружии, во всеуслышание, сбиться с панталыку пишутся отдельно , хотя без предлога не употребляются; вдребезги, вмиг пишутся слитно, хотя можно сказать в мелкие дребезги, в один миг. Процесс образования наречий не завершён, поэтому часто встречаются отступления и исключения (вмиг – на миг), а правописание нескольких наречий так и остаётся необъясненным; но таких слов немного.

   Проведенный анализ над правописанием наречий позволил сделать вывод о том, что раздельное написание конкретного наречия часто объясняется не одной, а двумя или тремя причинами. Например:

  1. без ведома – 1) предлог БЕЗ + 2) без вашего ведома;
  2. без разбора – 2) предлог БЕЗ + 2) без всякого разбора;
  3. мне это на руку – 1) переносное значение + 2) наличие нескольких падежных форм в значении наречий (с руки, под рукой);
  4.  на глаз – 1) переносное значение + 2) за глаза, на глазах + 3) на ваших глазах.

   Таким образом, существительное, ставшее наречием, но неполностью подчинившееся законам написания наречий, до какой-то степени отвечает системе употребления существительных, что можно увидеть из одной или нескольких черт существительного, главные из которых – это наличие двух или более падежных форм и сочетаемость с определением.

   Материал теоретической части расширяет представление о своеобразии наречий как части речи, объясняет причины возникновения ошибок в их написании. Для сознательного усвоения предлагает 6 правил, которые помогут избежать ошибок и преодолеть все трудности на пути изучения этой темы.

   3 Представление изложенных правил в обобщающих таблицах и схеме алгоритма.

   Изложенные правила я представила в вариативных таблицах, которые позволяют сконцентрировать внимание на слитном, раздельном и дефисном написании наречий.

Таблица №1[1]

Правописание наречий, образованных от прилагательных, числительных, местоимений и наречий

Часть речи, от которой образовано наречие

Дефисное написание

Слитное написание

Раздельное написание

  1. Прилагательное

ПО + … ОМУ, ЕМУ, И (по-птичьи)

Со всеми приставками (досуха, сгоряча, впустую, наудалую).

9 искл. (в общем, в открытую, в целом, на боковую, на мировую, на памятный, на попятную, мал мала меньше и от мала до велика).

  1. Числительное

ВО + … ЫХ, ИХ (во-вторых).

С приставками В, ЗА, НА (втрое, заодно, надвое).

С приставкой ПО (по одному)

  1. Местоимение

ПО + …ОМУ, ЕМУ (по-другому).

С любыми приставками (вничью), а указ. и с ПО (поэтому).

2 искл. (не в себе, не по себе).

  1. Наречие

Повторение основы, в том числе измененной, синонимичной, а также присоединение ТО, ЛИБО, КОЕ, НИБУДЬ (нежданно-негаданно, когда-то).

С любыми приставками (позавчера).

При субстантивации (т.е. употребленные в значении существительного) (до завтра).

   В следующей таблице я опускаю графу дефисного написания, так как наречия, образованные от существительных и пишущиеся через дефис, были перечислены в разделе о дефисном написании наречий.


Таблица №2

Правописание наречий, образованных от существительных

Слитно

Раздельно

  1. Слово без приставки не употребляется (начеку)
  2. Между приставкой и существительным нельзя поставить определение (наперебой, наперевес)
  3. Нельзя поставить падежный вопрос с предлогом (перейти вброд). Можно – при сущ.: вступить (во что?) в брод
  4. Пространственно-временные наречия, образованные от сущ. ВЕК, ВЕРХ, ВЫСЬ, ГЛУБЬ, ДАЛЬ, НАЧАЛО, ШИРЬ, без зависимого вопроса с предлогом (смотреть вдаль). При зав. слове – сущ. (в даль туманную); при пад. вопросе с предлогом – сущ.: всматриваться (во что?) в даль
  1. В значении наречий употребляются 2 падежные формы слова (под спуд, под спудом)
  2. Между предлогом и сущ. можно поставить определение (с размаху – со всего размаху)
  3. В составе наречия две падежных формы одного сущ. (честь честью)
  4. Переносное значение (в сердцах)
  5. Предлоги БЕЗ, ДО, ЗА, ПОД, С + сущ., или его подобие (до упаду, за полночь)
  6. Предлог В + слово, начинающееся с гласной, в том числе и прилагательные, числительные: в обмен, в упор, в одиночку, в общем, в оба


Таблица №3

   Трудно определить наречия, соотносительные с существительными, прилагательными, местоимениями. Узнать их, разобраться в правописании поможет таблица №3.

Наречия и существительные с предлогом. Наречия и прилагательные с предлогом. Наречия и местоимения с предлогом

Существительные, прилагательные, местоимения

Наречия

Примеры

С начала, в верх, в даль, в глубь, во время

С начала осени зарядили дожди

Сначала, вдаль, вглубь, вверх, вовремя

Сначала мы собирались поехать на юг, но потом передумали.

Способы различения

Между существительным и предлогом можно вставить прилагательное или местоимение или вопрос; после такого существительного стоит зависимое слово. С самого начала осени зарядили дожди

Можно заменить синонимом наречием, нельзя вставить вопрос

Примеры

По новому, по праздничному –

По новому шоссе в этот день проехать хотели все.

По-новому, по-праздничному

Строить дом решили по-новому.

Способы различения

Прилагательное отвечает на вопрос ПО КАКОМУ? и в предложении является определением. Между предлогом и прилагательным можно вставить вопрос.

По (какому?) новому шоссе в этот день проехать хотели все.

Наречие отвечает на вопрос КАК? и в предложении является обстоятельством

 

Таблица №4

   Эта таблица позволит быстрее запомнить правила и  ориентироваться в них.

Наречия, наречные сочетания:

Через дефис

Слитно

Раздельно

  1. По- в наречиях на -ому,  -ему, -ки, -ьи:

            по-плохому,        НО:

            по-хорошему,

            по-русски, по-волчьи

  1. Во(в)- в наречиях на       -ых, -их:

            во-первых,

            в-третьих.

  1. Частицы кое-, -то,           -либо. –нибудь, -таки с наречиями:

          кое-где,

           когда-то,

           куда-нибудь,

           зачем-либо,

           хорошо-таки.

  1. Сложные наречия, образованные повторением слов, их основ, синонимов:

    чуть-чуть,

    мало-помалу,

    точь-в-точь,

    подобру-поздорову.

  1. На-гора.
  1. По- в сравнительной степени почище; 

         - потому, поэтому,

почему;                      

        - в наречиях на –у:

       побоку, поутру…    НО:

  1. Приставки наречий от прилагательных:

        врукопашную,       НО:

        вручную, добела,

        зачастую, искоса,

        набело, наудалую, НО:

        налегке, сгоряча…

  1. Приставки наречий от наречий же:

         доныне, навсегда,  

         покуда…                СР.:

         назавтра уехали

         (когда? - наречие)

  1. В-, на- наречий от собирательных числительных:

         вдвое,

         впятеро,

         надвое, натрое…  СР.:

  1. Наречия, обозначающие направление, место:

         вбок, впереди, книзу,

         наверх, сзади, сбоку…

  1. Наречия, именная часть (без приставки) которых отдельно не употребляется:        НО:

        взаперти, второпях,

        запанибрата,  

        набекрень,

        спозаранку…

  1. Приставки наречий от существительных (здесь нет пояснительных слов, нельзя задать падежный вопрос).

Ср. с сочетанием  

   предлогом

    надел шапку набок.

  1. Без в наречных сочетаниях:

         без оглядки, без толку,

         без спросу,

         без обиняков…

 по нутру

  1. В, До перед гласной:

         в обнимку, в упор,

         в открытую, в общем,

         до отвала, до упаду.

на боковую, на мировую, на попятный.

  1. С существительным в переносном значении:

         поставить в тупик.

перенести на завтра (значение существительного).

  1. С множественным числом (если это слово существует – ср. п. 6, центр):

         за глаза, в головах.

по двое, по трое.

  1. Сочетания с предлогом между словами, слов в разных падежах:

          бок о бок, след в след,

          точка в точку;

          честь честью.

см. п. 1, п. 2 +

во всеуслышание, во всеоружии, до зарезу на измор, на сносях, на излёте, на плаву, под спудом, с ведома, с кондачка, с панталыку, не к спеху

существительного с 

лег на бок другой.

   Объяснить правописание целого ряда наречий, правильно их написать помогут правила-помощники.

Таблица №5

Правописание наречий

Слитно

Раздельно

  1. С предлогом-приставкой и такими словами, которые в современном языке не употребляются: оземь, вдребезги.

  1. Наречия с приставкой, образованные от наречий же: надолго, намного.

  1. Если между предлогом-приставкой и корнем нельзя без изменения смысла вставить слово: втайне, сплеча.

  1. Наречия с корнями верх, низ, высь, глубь, даль, перед, зад, век, начало, если к ним нет пояснительного слова: навек, вначале.
  2. Наречия на -ую: врассыпную, зачастую.
  3. Наречия, соотносительные с собирательными числительными с приставкой в- и на-: вдвоем, надвое.

Наречия на -ах, обозначающие состояние, местонахождение или время: в сердцах, в головах, на днях.

Наречия, соотносительное с существительным, если предлог-приставка кончается на согласную, а после него идет гласная: без устали.

Если между предлогом-приставкой и корнем можно вставить слово, не искажая смысла: в тупик, на ходу.

Если сохранить какие-либо падежные формы: под мышкой, под мышку.

Те же наречия, если к ним есть пояснительное слово: на веки вечные, в начале осени.

Те же наречия с предлогом-приставкой по: по двое, по трое.


   Осмыслить теоретический материал, применить его при выполнении упражнений поможет схема-алгоритм.

Слитно, раздельно или через дефис?[2]

        Наречие

           

           раздельно:                                                слитно:

  1. Предлог оканчивается на                       1.  Наречия, образованные по типу                                                                  

согласную, а слово начинается с              «предлог + И.С.», если не имеет зависимых

гласной:                                                       слов и к нему нельзя поставить вопрос:

         в обтяжку.                                             вверху – в верху (чего?) горы;

  1. После предлогов без, до, с, под               стоять насмерть – идти (на что?) на смерть.

(кроме подчас), за (кроме замуж):             2.  Наречия затем, зачем, оттого, отчего,

        без удержу.                                         потому, почему, поэтому, если их можно  

  1. Слово изменяется по падежам            заменить другим наречием:

или числам:                                                 Зачем пришёл? (зачем = почему).

        под мышкой – под мышку.

                                                   через дефис:

по- + -ому, -ему,       в- (во-) +                         Н. образовано             Н. образовано

-ски, -ки, -и               порядковое И.Ч.            с помощью                    повторением слов

                                                                            кое-; -то, -либо,           или соединением

                                                                            -нибудь                         синонимов:

по-моему,                  во-первых,                                                             крест–накрест,

по-новому,                во-вторых                                                              подобру–поздорову,

по-русски                                                                   где-либо,               точь-в-точь

                                                                                    как-то,

                                                                                    кое-где

  1. Список наречий, правописание которых требует запоминания.

Не все наречия проверяются общими правилами. Предлагаемый список

позволит запомнить эти слова и правильно их написать.

Список наречий

(со слитным написание)

вброд

вверху

вволю

вдогонку

вдребезги

взаймы

взапуски

вконец

вкратце

внакладку

вничью

воистину

восвояси

вослед

вперегонки

вплавь

вполголоса

вполоборота

впопыхах

вприсядку

впросак

вразнобой

вразрядку

врасплох

врассыпную

врукопашную

всухомятку

въявь

досуха

дочиста

заодно

запанибрата

зачастую

изнутри

исподволь

исподлобья

испокон

исстари

навзничь

навыворот

навыпуск

навытяжку

наготове

наземь

назубок

наизусть

налегке

наотмашь

наотрез

наперебой

наперекор

наповал

напрямик

нараспев

натощак

наугад

наутек

начеку

начистоту

наяву

невдомек

невзначай

неспроста

отнюдь

отчасти

поблизости

повзводно

поделом

поистине

покамест

понаслышке

поневоле

поочередно

пополудни

попросту

поровну

постольку

сгоряча

сдуру

смолоду

сослепу

спозаранку

спросонок

сродни

сызмала

тотчас

чересчур


Список наречий и наречных выражений

(с раздельным написанием)

без ведома

без оглядки

без отказа

без просвета

без разбору

без спросу

без толку

без удержу

без умолку

без устали

бок о бок

в виде

в диковинку

в заключение

в меру

в насмешку

в ногу

в обмен

в обнимку

в отрез

в обтяжку

в обхват

во всеоружии

во всеуслышание

в одиночку

во сто крат

в открытую

в отместку

в охапку

в пух и прах

в розницу

в сердцах

в срок

в старину

в струнку

в тиши

в тупик

в упор

до востребования

до зарезу

до крайности

до отказа

до свидания

до смерти

до упаду

за глаза

за полночь

из-под мышек

как раз

на авось

на бегу

на боковую

на веки веков

на вес

на вид

на вкус

на выбор

на глазок

на диво

на днях

на дыбы

на зависть

на запятках

на износ

на корточки

на лад

на лету

на миг

на ощупь

на память

на плаву

на попятную

на поруки

на редкость

на руки

на рысях

на скаку

на славу

на смех

на совесть

на страже

на ура

на цыпочках

на часах

не в духе

не в меру

не в пример

не к добру

не к спеху

не под силу

не с руки

ни за что

по дешевке

под конец

под мышки

под стать

под уздцы

по нутру

по совести

с маху

с налета

с разбегу

с ходу


II.Практическая часть

  1. Упражнения, тренинговые задания, которые учат рассуждать, анализировать в ходе выбора правильного написания.

   Для того чтобы писать наречия без ошибок, надо не просто заучить правила, нужно их понимать. Предложенные упражнения помогут в этом.

Потренируйтесь

Упражнение №1

 Найдите закономерность и раскройте скобки.

   Посмотреть вверх, умчаться вдаль, в даль полей, ввысь, в высь поднебесную, вначале подумай, в начале года, навек, на веки вечные, подняться наверх, на верх горы, вглубь, в глубь океана, наконец, на конец четверти.

   Разрастаться (в)ширь, надоел (в)конец, пройти (в)глубь парка, спуститься (в)низ, (в)начале сентября, (с)начала прочитай, вглядись (в)ширь полей, взмыл (в)высь, унесся (в)высь неба, виднеется (в)дали, вывести (на)верх, ушел (в)конец коридора, (на)конец пришли, (во)век не забуду,(во)веки веков, (с)начала (до)конца, посмотреть (на)верх трубы, сложить (в)низ корзины, приколоть (к)низу платья, уйти (в)глубь речную, (в)дали ночной, мчится (в)даль.

  

Упражнение №2

 Найди 16 слов, которые без приставки не употребляются.

   Вмиг, вслед, впопыхах, наизусть, вовремя, задаром, наповал, назло, наудачу, невдомёк, спросонок, натощак, отроду, налицо, вдоволь, наполовину, набекрень, снаружи, чересчур, восвояси, вкось, вповалку, нараспашку, кряду, исподтишка, наугад, начеку, вразнобой, сразу.

Упражнение №3

 Напиши слитно или раздельно. Вставь, где возможно, вопрос или определение.

   1) Каждый должен был писать всё (на)чистоту, без утайки. (Л.К.) 2) Правило выучено (на)зубок. 3) Машина пересекала (в)брод ручьи. (Мих.) 4) Вороны со злобным карканьем неслись (на)встречу путникам. (А.В.) 5) Страшила и Железный человек (во)время заметили приближение волков. (А.В.) 6) (Во)время редких увольнений Гриве бродил один с альбомом и карандашом. (Евт.) 7) (В)первые я побывал в Радонеже (в)начале осени. (Дорш.) 8) Такой вопрос нельзя решать (с)плеча и (с)горяча. 9) Куртки (на)распашку, шапки (на)бекрень шли куда попало (в)первый летний день. Шли куда попало, просто (на)угад, прямо и (на)право, а потом (на)зад. (Марш.)

Для самопроверки: раздельно 3 слова.

Упражнение №4

 Раскрой скобки. Напиши слитно или раздельно. Найди пояснительное (зависимое) слово, если оно есть.

   1) Как по лесенке по ёлке огоньки взбегают (в)высь. (Марш.) 2) Всплеск волны подбросил её (девушку)(в)верх. (А.Б.) 3) Незнакомка ловко, головой (в)низ, прыгнула с баркаса в кипящую воду, (в)волны. (А.Б.) 4) Различные эхо сталкиваются, отражаются друг от друга и снова уносятся (в)даль. (Фид.) 5) Воины напряженно вглядывались (в)даль степей 6) Путники не смущались трудностями и шли (в)перед и (в)перед. (А.В.) 7) (В)конце этих двенадцати месяцев я была совсем другая, чем (в)начале. (Н.Ч.) 8) (В)начале я ничего не понимала и не старалась понять. (Н.Ч.) 9) Сорокаметровая вышка была (до)верху забрызгана нефтью. Я грозила ему (из)дали кулаком. (Л.К.)

Для самопроверки: раздельно 4 слова.

   

Упражнение №5

 Найдите закономерность и раскройте скобки.

   Пришить (к)низу платья, (в)глубь океана, (в)даль туманную, (в)начале осени, (в)начале прочитай, (во)веки веков, (на)веки вечные, нужно начать всё (с)начала (в значении «заново, опять, ещё раз»), перейти (в)брод, вступить (в)брод, быть (в)правду счастливым, верить (в)правду, (в)праве действовать именно так, не сомневаться (в)праве поступить так, разбить противника (на)голову, надеть (на)голову, действовать (в)тайне, хранить (в)тайне (в секрете), выучить (на)зубок, подарить (на)зубок, сделать (на)зло, жаловаться (на)зло и несправедливость, склониться (на)бок, повернуться (на)бок, стоять (на)смерть, идти (на)смерть, вернуться (на)утро, перенести (на)утро, не видеть (от)роду, тридцать лет (от)роду, (в)разрез с чужим мнением, попасть (в)разрез руки.

Упражнение №6

 Определи, где наречия, соотносительные с существительным или местоимением, а где существительное или местоимение с предлогом. Перепиши, раскрой скобки.

   1) (Во)всю стену стояли книжные шкафы. (Л.К.) 2) Взрослые отдыхали как следует, а мелюзге досталось (во)всю: знай бегай за сучьями и хворостом. Дин Гиор (тот)час же уселся на трон и уверил Страшилу, что (во)время отсутствия дела будут идти наилучшим образом. (А.В.) 4) Юноша (на)отрез отказался отвечать на вопросы немецкого офицера. Все восхищались, глядя (на)отрез, купленный мамой. 6) Прежде наша улица, неуклюже вильнув (в)бок и юркнув в узкий решетчатый тоннель моста, кое-как перебиралась на другой берег. (Л.К.) 7) Тане пришлось несколько раз толкнуть меня (в)бок и щипнуть за локоть. (Л.К.)

Для самопроверки: раздельно 4 слова.

Упражнение№7

 Перепишите, раскройте скобки.

   1) Перед сумерками, короткими (по)осеннему, с бугра съехали двое конных. (М.Ш.) 2) Начальник посмотрел ему (в)след, покачал головой. (К.П.) 30 Между небом и землёй (на)искось летел редкий снежок. (К.П.) 4) Темней тёмного ночь осенняя, а дождь следы лошадиных копыт (на)чисто смоет. (М.Ш.) 5) А (в)дали машет крыльями мельница…(Чехов) 6) Но вот, слава богу, (на)встречу едет воз со снопами. (Чехов) 7) Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл. (Чехов) 8) (С)начала они пошли по глубокому месту, вдоль камыша. (Чехов) 9) Пил он чай всегда (по)долгу, (по)московски, стаканов по семи в один раз. (Чехов) 10) (На)конец всё затихло. И только слышалось (из)редка, как в своей комнате, (в)низу, покашливал басом Саша.

Упражнение №8

 Определи, слитно или раздельно ты напишешь наречия

   1. Бойся козла с ? переди, коня с ? зади, а злого человека со всех сторон. 2. Быть сильным хорошо, быть умным в ? двое лучше. 3. Всякое дело трудно выполнить в ? одиночку. 4. Делано на ? спех, а сделано на ? смех. 5. За край свой на ? смерть стой. 6. На ? тощак и песня не поётся. 7 Урок не пошел в ? прок. 8. С ? начала дерево пускает корни, а потом уже растет в ? верх. 9. Нельзя на ? сильно тащить собаку на охоту. (Пословицы.)

Упражнение №9

 Найди в тексте все наречия, перепиши, раскрой скобки.

   Он пропустил меня (в)перёд. Я прошёл (в)конец коридора и постучал в последнюю дверь. Парень удивлённо посмотрел на меня, но ничего не спросил. Он гостеприимно распахнул (передо)мной дверь – и я (в)новь увидел отца… И опять застыл на пороге. Но парень не торопил меня. (На)конец он сказал, не поняв причины моего замешательства: «Не стесняйся. Заходи, пожалуйста. Она скоро придет.» (А.А.)

Упражнение №10

 Раскрой скобки, выпиши сначала словосочетания, которые пишутся через дефис, а затем все остальные.

   (По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, встать (по)парно, любо(дорого) глядеть, наконец(таки) пришел, идти (в)одиночку, (во)первых, выполнить (кое)как, едва(едва) ответил, уйти куда(нибудь), (на)силу встал, (с)начала примерь, не трать (в)пустую, поймать (на)лету, столкнулся (в)потьмах, отвечали (по)очереди, вызывали (по)одиночке, понял (в)последствии.

 

Упражнение №11

 Узнай наречие, раскрой скобки.

   1) (По)началу всё шло (по)хорошему. 2) (По)началу не суди о конце. 3) Груз поделили (по)ровну. 4) (В)начале шли (по)ровному месту. 5) (По)пусту тратить время. 6) (По)пустому волноваться. 7) (По)прежнему лил дождь. 8) Река текла (по)прежнему руслу. 9) Отряд двигался бесшумно, (по)лисьи. 10) Охотники шли (по)лисьим следам. 11) (По)моему совету друг начал тренироваться. 12) Он поступил (по)моему.

Упражнение №12

 Укажите наречие, в написании которых допущена ошибка.

   В одиночку, в шутку, в придачу, в кратце, вобхват, на редкость, попросту, на дом, воткрытую, в придачу, с размаху, по-флотски, во-вторых, по-свойски, за границу, куда-нибудь, бок-о-бок, точь-в-точь, куда-нибудь, без промаху, врассыпную, зачастую, вдребезги, тотчас, чересчур, без отказа, с разбегу, на чеку. С ходу, в упор, на веки веков, сгоряча, на редкость, на совесть, на скаку, вдогонку, всухомятку, с маху, без умалку, в последствии.

   Для самопроверки: ошибки допущены в словах ( вкратце (слитно), в обхват (раздельно), в открытую (раздельно), бок о бок (раздельно), начеку (слитно), впоследствии (слитно).

Упражнение №13

 Закончите предложения, подобрав наречия, которые пишутся раздельно.

     Например: Стрелок бил в мишень… (без промаху).

   1. Нельзя брать чужие вещи… 2. Надо уметь говорить правду… 3. Заказ был выполнен… 4. Времени у нас оставалось… 5. Ребята наелись ягод… 6. Дети хохотали… 7. В темноте мы продвигались… 8. Ночью больной не спал и уснул только… 9. Любая работа нам… 10. Надо всегда поступать честно… 11. Часть продуктов мы оставили… 12. Перепрыгнуть этот ручей можно только… 13. Мы поздравили товарища искренне… 14. Я перепрыгнул этот ручей… 15. Сохраним эту фотографию… 16. Нельзя много говорить…

   

Упражнение №14

 Выпишите наречия, которые пишутся слитно.

   (Еле)еле, (в)дребезги, (по)царски, (с)разбегу, (в)срок, (тот)час, (до)отказа, (без)толку, (на)миг, (с)маху, (с)ходу, (по)наслышке, (на)яву, (на)ура, (на)руку, (во)первых, точь(в)точь, (на)изусть, (на)выбор, (в)охапку, (за)полночь, (в)конец, (в)тупик, (со)слепу, (за)глаза, (на)миг, (на)износ, (на)вес, (с)родни, (в)разнобой, (на)угад. (на)поруки, (на)зависть, (в)обхват, (на)вес, (по)просту, (на)боковую, (на)славу, (по)ровну, (в)сухомятку, (на)корточки, (в)обтяжку, (на)бегу, (в)рукопашную.

   Для самопроверки: вдребезги, тотчас, понаслышке, наяву, наизусть, вконец, сослепу, сродни, вразнобой, наугад, попросту, поровну, всухомятку, врукопашную.

Упражнение №15

Раскройте скобки. Напишите раздельно или через дефис. Обоснуйте правописание.

   1. Перед закатом потянуло обратно, но рябь (по)прежнему долго бежала        сюда. Занимаемся (по)прежнему расписанию.

   2. (По)летнему плывут облака. Он одет (по)летнему.

   3. (По)дорожному впечатлению путешествие обещало быть интересным.  Она оделась (по)дорожному.

   4. (По)французскому акценту мы решили, что он иностранец. Он хорошо говорит (по)французски.

   5. К заданию отнеслись (по)разному. Мы действовали (по)разному плану.

   6. На улице солнце греет (по)весеннему. (По)весеннему следу я и иду.

Упражнение №16

 Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте запятые.

   1. (По)видимому своим словам пастух придавал большое значение. 2. Иностранец немного понимал (по)русски. 3. Крепко не полюбилось (в)начале Герасиму новое жилье. 4. Живем (по)прежнему хорошо. 5. Далеко (в)верху ударил молодой гром. 6. По улицам слона водили как видно (на)показ. 7. Иногда и сам (в)просак он попадался, как простак. 8. Хозяйки глаз (по)всюду нужен. 9. Мы подошли к оврагу (в)плотную. 10. Лицо его освещенное огнем казалось раскаленным (до)красна. 11. Лиса курятинки накушавшись (до)сыта под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час. 12. Все дела совершали (по)домашнему (по)соседски. 13. Закончим работу, (за)тем отдохнем. 14. Костя понурил голову и глядел куда(то) (в)даль. 15. (На)конец мы добрались до тростников. 16. Дело было (в)начале сентября. 17. Ветер дует (без)устали разнося далеко(далеко) созревшие семена деревьев.

Упражнение №17

 Слитно или раздельно? Распределите наречия в две колонки.

   (Без)оглядки, (на)изнанку, (до)востребования, (с)ходу, (с)налета, (под)мышки, (по)совести, (до)свидания, (с)молоду. (без)устали, (на)яву, (в)сухомятку, (в)дребезги, (ис)стари, (в)открытую, (в)упор, (в)одиночку, (на)боковую, (за)глаза, (по)наслышке, (по)неволе, (с)позаранку, (на)вес, (в)срок, (в)брод, (на)выбор, (тот)час, (на)чеку, (на)прямик, (из)нутри, (на)славу, (в)обхват, (на)поруки, (на)износ, (в)розницу, (по)очередно, (в)плавь, (во)истину, (в)займы, (в)волю, (в)насмешку, (за)полночь, (на)корточки, (в)охапку, (с)родни, (на)угад, (на)утек, (на)чистоту, (в)присядку.

Упражнение №18

 Запиши под диктовку и объясни слитное и раздельное написание.

   Появиться вовремя – во время каникул, смотрел вдаль – в даль морскую, стояли насмерть – шли на смерть, назавтра отправились – прогноз на завтра, вначале вскопайте землю – в начале года, навстречу учителю – на встречу с писателем, сделать по-другому – по другому варианту, по-старому было лучше – идти по старому следу, одеться по-весеннему – по весеннему лесу, морозит по-зимнему – по зимнему лесу, уносятся вдаль – вглядываются в даль степей, скатерть вышита вручную – в ручную мельницу засыпали зерно.


  1. Упражнение - справочники

Упражнение №19

 Правописание наречий не вызовет затруднений, если задумаетесь над каждым словом упражнения – справочника.

   Перешли вброд, вступили в брод; вдобавок посмеялись, в добавление к сказанному; вконец изверился, в конце концов; вмиг преобразился. В миг удачи, на миг засомневался; понравилось всё вообще, в общем и в целом понятно; сапоги впору, в пору сенокоса; встарь было не так, в старину и зерна были с яйцо; насмерть обиделся, до смерти испугался; насилу справился, вам это под силу; впоследствии забыть, вследствие сказанного, в заключение добавить; втайне сделать, в тайне держать; воистину так, верить в истину; прийти вовремя, во время каникул; действовать наудачу, надеяться на удачу; надеть немного на бок, плыть на боку; все дни кряду, добавить к ряду доказательств; сделать наобум, надеяться на авось; подешевле или по дешевке купить; два часа пополудни, далеко за полдень, неохота ехать, не прочь пройтись.

Упражнение №20

 Внимательно прочитай и перепиши наречия и наречные сочетания.

   Вволю, взамен, вполголоса, вправе, впрок, вразброд, вразнобой, дотла, исподтишка, назло, наотрез, наперебой, наперевес, наперегонки, наповал, напоказ, насилу, наугад, начеку, наяву, невмочь, побоку, поделом, подобру-поздорову, поутру, сплеча, сызмала, чересчур, в корне, в меру, в насмешку, в прах, в противовес, в складчину, до неузнаваемости, на диво, на дыбы, на зависть, на ощупь, на поруки, на редкость, на смех, на совесть, на убой, не в меру, не в пример, по очереди по преимуществу, со всем тем, бок о бок, день в день, мало-помалу, слово в слово, точка в точку, точь-в-точь, час от часу, честь честью,  честь по чести, воедино, в одиночку, наполовину, один к одному, один на один, поодиночке, по одному.

        


  1. Тесты, позволяющие проверить овладение навыком правильного написания.

Проверь свои знания

Тест №1

Вариант 1

1. В каком ряду слов все наречия пишутся слитно?

  1. (в)одиночку, (по)одиночке, (в)шутку;
  2. (в)брод, (в)дребезги, (на)Яву;
  3. (с)ходу, (черес)чур, (на)смех;
  4. (еле)еле, (на)совесть, (в)упор.

2. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

  1. (без)оглядки, (на)редкость, (в)открытую;
  2. (без)толку, (на)изусть, (в)перегонки;
  3. (на)поруки, (с)молоду, (в)займы;
  4. (без)просвета, (в)рукопашную, (в)тупик.

3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

  1. куда(нибудь), давным(давно), бок(о)бок;
  2. где(либо), точь(в)точь, (кое)как;
  3. (кое)когда, чуть(чуть), (на)износ;
  4. (в)третьих, куда(нибудь), (по)быстрее.

4. В каком ряду в предложении есть наречие, которое пишется через дефис?

  1. (По)особому шумел густой лес на сопках.
  2. (По)летнему небу плывут облака.
  3. Мы работали (по)новому плану.
  4. (В)ручную мельницу засыпали зерно.

5. В каком ряду есть наречие, которое пишется слитно?

  1. Воины напряжённо вглядывались (в)даль степей.
  2. Машина все катила, катила, сворачивая то и дело (на)лево.
  3. Даже цветы на родине пахнут (по)иному.
  4. (По)летнему быстро стемнело.

6. В каком ряду есть наречие?

  1. (За)тем лесом озеро.
  2. Иди (по)тому мостику.
  3. (На)конец доски.
  4. (На)конец занавес поднялся.

7. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. Строго(настрого), давным(давно), (на)редкость.
  2. (Пол)лимона, (по)прежнему дружить, (кое)где.
  3. (Тот)час, (на)вид, (пол)страны.
  4. Бок(о)бок, где(то), (без)оглядки.

8. В каком ряду слово пишется слитно?

  1. Сначала ты иди, (за)тем и я.
  2. Иди (по)тому мостику.
  3. (По)змеиному следу.
  4. Прыгнуть (с)разбегу.

9. В каком ряду наречие, которое пишется раздельно?

  1. (На)встречу с артистами пришло много зрителей.
  2. Деревня сгорела (до)тла.
  3. Поймать мяч (на)лету.
  4. Быть (на)чеку.

10. Укажите, в каком ряду в написании наречия допущена ошибка?

  1. До свидания, в упор, в охапку, на руку.
  2. Чересчур, точь-в-точь, без умолку.
  3. Водиночку, смолоду, наяву.
  4. В срок, без спросу, натощак.

Тест №2

Вариант 2

1.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Пол)Петербурга, (кому)как, (по)турецки;
  2. (военно)обязанный, (давным)давно, там(же);
  3. (по)вьетнамски, (русско)французский, (кое)чем;
  4. (по)казахски, (все)ли, (режиссер)постановщик.

2.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (По)молдавски, где(же), розовато(сиреневый);
  2. (один)одинешенек, (особо)ценный, пройдёт(ли);
  3. (белым)бело, где(бы), (рок)группа;
  4. (по)житейски, (опытно)экспериментальный, откуда(то).

3.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Белёсо)голубой, (по)приятельски, где(нибудь);
  2. российско-польский, (шоу)бизнес, надо(ли);
  3. (водо)непроницаемый, все(таки), (по)громче;
  4. куда(либо), (по)заячьи, (по)просту.

4.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Пол)Азии, (на)легке, (по)мещански;
  2. (по)генеральски, (ярко)малиновый, (кое)как;
  3. (бело)розовый, (сладкий)пресладкий, (в)первые;
  4. (по)флотски, буд(то), (по)легче.

5.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Полным)полно, (красно)лицый, откуда(то);
  2. (по)генеральски, (на)лево, (поп)фестиваль;
  3. (бело)телый, (человек)легенда, (на)конец;
  4. (пол)ложки, (по)французски, чей(либо).

6.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (По)ближе, (вице)президент, (проектно)строительный;
  2. (по)медвежьи, (пол)урока, (темно)русый;
  3. (потихоньку)полегоньку, (бело)ствольный, отчего(то);
  4. потому(что), надо(ли), (по)японски.

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Светло)каштановый, кто(же), (по)товарищески;
  2. (русско)испанский,(в)общем, вряд(ли);
  3. (по)шведски, (пол)яблока, (сиренево)синий;
  4. (бело)русский, (юго)восточный, где(либо).

8.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Еле)еле, (кое)где, одеться (по)зимнему;
  2. (юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто;
  3. (давным)давно, (по)тихоньку, как(либо);
  4. (крепко)накрепко, (дальне)восточный, (по)лучше.

9.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (По)крепче, где(то), (чуть)чуть;
  2. (по)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как;
  3. (по)товарищески, (сине)зелёный, как(нибудь);
  4. тихо(тихо), как(бы), (по)прежнему беспечный.

10.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Во)вторых, сделать (по)другому, (чуть)чуть;
  2. точь(в)точь, (по)весеннему небу, где(либо);
  3. как(нибудь), (северо)восток, смотреть (в)упор;
  4. плыть (в)одиночку, (до)суха, всё(таки).


  1. Тренировочный фразово-словарный диктант-справочник

  1.  Воистину – поистине, вполовину – наполовину, замуж – замужем, подчас – тотчас, посредине – посередине, за границу – за границей, за рубеж – за рубежом, за полночь – до полуночи, от мала до велика – мал мала меньше.

  1.  Вволю, взамен, вполголоса, вправе, впрок, вразброд, вразнобой, дотла, исподтишка, назло, наотрез, наперебой, наперевес, наперегонки, наповал, напоказ, насилу, наугад, начеку, наяву, невмочь, побоку, поделом, подобру-поздорову, поутру, сплеча, сызмала, чересчур.

  1.  В диковинку, в корне, в меру, в насмешку, в прах, в противовес, в складчину, до неузнаваемости, на диво, на дыбы, на зависть, на ощупь, на поруки, на редкость, на смех, на совесть, на убой, не в меру, не в пример, по очереди, по преимуществу, со всем тем.

  1.  Бок о бок, день в день, мало-помалу, слово в слово, точка в точку, точь-в-точь, час от часу, честь честью, честь по чести.

  1.  Воедино, в одиночку, наполовину, один к одному, один на один, один-одинешенек, поодиночке, по одному, в конце концов, наизусть, натощак, впоследствии, в обхват, в открытую, вкратце, всухомятку, в упор, зачастую, тотчас, с маху, с ходу, вдогонку, на скаку, на совесть, начеку, вдогонку, на веки веков, врассыпную.

  1.   Упражнения для тех, кто проявляет особый интерес к предмету «Русский язык»
  1. Заполните «лучики» звездочки

наречиями с приставкой на-. Разберите их по

составу и устно  объясните, как они образованы.

                                         

                                             

               2.  Заполните лепестки цветка                           на

        наречиями, морфемный состав

        которых соответствует схеме: в   ,

        причем последняя буква корня – мягкий знак (не после         

        шипящих).


  1. Заполните клеточки кроссворда наречиями. Как они пишутся с

приставками?

  1. Уклониться в сторону.
  2. Запомнить надолго.
  3. Сделать что-то очень быстро.
  4. Прийти в нужный час.
  5. Бежать, догоняя кого-то.
  6. Разбить на мелкие кусочки.

Ответы:

  1. Вбок.
  2. Навек.
  3. Наспех.
  4. Вовремя.
  5. Вдогонку.
  6. Вдребезги.

                                         4.  Разгадайте кроссворд, используя для ответов

        наречия с приставкой на-.

  1. Надеть шапку на одну сторону.
  2. Сделать что-нибудь торопливо, поспешно.
  3. В конце всего, после всего.
  4. Разгромить окончательно, полностью.
  5. Надеть что-либо изнанкой наружу.
  6. Сделать что-либо не до конца, не совсем.
  7. Двигаться к кому-нибудь.
  8. Биться до конца.
  9. Завязывать крестообразно.
  10. Утром следующего дня.
  11. Сделать наперекор, чтобы разозлить.

Ответы:

  1. Набок.
  2. Наспех.
  3. Наконец.
  4. Наголову.
  5. Наизнанку.
  6. Наполовину.
  7. Навстречу.
  8. Насмерть.
  9. Накрест.
  10. Наутро.
  11. Назло


Заключение

   На основе приобретения субъективно новых знаний в научном проекте я попыталась расширить представление о наречии, привести в систему и обобщить правила о слитном, раздельном и дефисном их написании, составить таблицы, тренинги, позволяющие прочно усвоить одну из самых сложных тем русской орфографии.

   Изучив труды ученых и методистов, я поняла, что русский язык дает не только систему правил, он является интересным объектом познания и исследования. Проверив на практике известные методические приемы, мне удалось разгадать «тайну» наречий, найти новые подходы усвоения темы, порекомендовать подсказки на пути преодоления ошибок в их написании. Ключом к пониманию явились шесть правил и таблицы, в которых теоретические сведения представлены в обобщенном виде.

   Теоретический материал в данном проекте позволяет выполнить разноуровневые задания, упражнения, тренинги и тесты, которые учат рассуждать, производить анализ в ходе выбора правильного написания, развивают внимание, орфографическую  зоркость, дают возможность с помощью ключей проверить свой уровень грамотности. На формирование навыка правильного написания наречий направлено и выполнение фразово-словарных диктантов-справочников, упражнений, требующих сопоставления примеров. На базе заданий, предложенных в практической части, можно реально отработать способ определения написания на основе правила, причем не механически, а путем отработки осознанных мыслительных действий в ходе письма.

   Исследовательская работа расширила мой лингвистический кругозор, заставила по-другому оценить наречие, часть речи, которая вызывала особые трудности в изучении. Проблема «Поиск путей и средств сознательного усвоения слитного, раздельного и дефисного написания наречий» мною решена, цели и задачи достигнуты: удалось обобщить и представить пути и средства усвоения трудных правил. Гипотеза подтверждена: эффективные подсказки предлагаю.

   «Модель орфографии наречий», представленная в проекте, была апробирована на уроках-практикумах.

   Учащиеся 9Г класса изучили таблицы и алгоритм, список трудных наречий, рекомендованный для запоминания, а затем вместе с научным руководителем в качестве контроль-тренировочных упражнений мы предложили им выполнить задания №1 – 10.

Результаты проведенных исследований показывают:

Количество уч-ся, выполнявших задания

Выполнили без ошибок

Допустили 2 ошибки

Допустили 3 ошибки

Допустили 4 ошибки

Более 4-х

26

6

11

5

2

2

   После знакомства с упражнениями-справочникам №19 и №20, в которых дается объяснение написания наречий, девятиклассники без затруднений выполнили №15 и №16.

Выполнили упражнения

Выполнили без ошибок

Допустили 1 ошибку

Допустили 2 ошибки

Допустили 3 ошибки

Более 4-х

25

10

8

2

4

1

   В ходе эксперимента показали результаты после проведенного теста№1:

Количество учащихся, выполнявших тест

Выполнили без ошибок

Допустили 1 ошибку

Допустили 2 ошибки

Допустили 3 ошибки

Более 4-х

25

11

10

2

2

нет

   Проявили интерес к занимательным упражнениям («лучики» звездочки, кроссворды) 18 девятиклассников, из них правильно выполнили задания – 14 человек.

   В ходе работы над проектом я приобрела навык исследования, который стал для меня универсальным способом самостоятельно получать новые знания, научилась обобщать собранный материал, представлять его в виде таблиц и алгоритмов. Полученный опыт я смогу использовать в любой сфере деятельности, так как усвоила логику исследовательского процесса, изучила методы научного познания.

 

   


Использованная литература

  1. Лекант Г.А. Справочник школьника по русскому языку. – М., 1996. – С.110.
  2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1947. – С.344.
  3. Дмитриева Г.М. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.
  5. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. – Л., 1971.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.
  7. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс. – М., 2000
  8. Чешко Л.А. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М., 1995.
  9. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. – С. Издательство «Лицей», 2004.
  10. Тропкина Л.А. Дидактический материал по русскому языку. – В., 2002.
  11. Баракова О.В. Русский язык: тесты. – Н., 1998.
  12. Стефанова Л.Н. Правописание наречий. – М., 2001.

Приложение №1

Ключи к упражнениям

Упражнение №1

   Если нет зависимого слова, наречие пишется слитно. Если есть зависимое слово – раздельно, так как это существительное с предлогом.

   Пишутся слитно наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своём составе существительные: верх, низ, перёд, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век. Раздельно эти слова пишутся при наличии пояснительных слов к соответствующим существительным.

   Разрастаться вширь, надоел вконец, пройти в глубь (чего?) парка, спуститься вниз, в начале (чего?) сентября, сначала подумай, вглядись в ширь (чего?) полей, взмыл ввысь, унесся в высь (чего?) неба, виднеется вдали, вывести наверх, ушел в конец (чего?) коридора, наконец пришли, вовек не забуду, во веки веков, с начала (до чего?) до конца, посмотреть на верх (чего?) трубы, сложить в низ (чего?) корзины, приколоть к низу (чего?) платья, уйти в глубь (какую?) речную, в дали (какой?) ночной, мчится вдаль.  

Упражнение №2

   Впопыхах, наизусть, наповал, невдомёк, спросонок, натощак, вдоволь, набекрень, снаружи, чересчур, восвояси, вкось, вповалку, исподтишка, наугад, вразнобой.

Упражнение №5

   Пришить к низу платья, в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, вначале прочитай, во веки веков, на веки вечные, нужно начать всё сначала (в значении «заново, опять, ещё раз»), перейти вброд, вступить в брод, быть вправду счастливым, верить в правду, вправе действовать именно так, не сомневаться в праве поступить так, разбить противника наголову, надеть на голову, действовать втайне, хранить в тайне (в секрете), выучить назубок, подарить на зубок, сделать назло, жаловаться на зло и несправедливость, склониться набок, повернуться на бок, стоять насмерть, идти на смерть, вернуться наутро, перенести на утро, не видеть отроду, тридцать лет от роду, вразрез с чужим мнением, попасть в разрез руки.

Упражнение №7

   1) Перед сумерками, короткими по-осеннему, с бугра съехали двое конных. 2) Начальник посмотрел ему вслед, покачал головой. 3) Между небом и землей наискось летел редкий снежок. 4) Темней тёмного ночь осенняя, а дождь следы лошадиных копыт начисто смоет. 5) А вдали машет крыльями мельница… 6) Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. 7) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. 8) Сначала они пошли по глубокому месту, вдоль камыша. 9) Пил он чай всегда подолгу, по-московски, стаканов по семи в один раз. 10) Наконец всё затихло, и только слышалось изредка, как в своей комнате, внизу, покашливал басом Саша.

Упражнение №8

   1. Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон. 2. Быть сильным – хорошо, быть умным лучше вдвое. 3. Всякое дело трудно выполнять в одиночку. 4. Делано наспех, а сделано на смех. 5. За край свой насмерть стой. 6. Натощак и песня не поётся. 7. Урок не пошел впрок. 8. Сначала дерево пускает корни, а потом уже растёт вверх. 9. Нельзя насильно тащить собаку на охоту.

Упражнение №9

   Он пропустил меня вперед (наречие). Я прошел в конец коридора и постучал в последнюю дверь. Парень удивленно (наречие) посмотрел на меня, но ничего не спросил. Он гостеприимно (наречие) распахнул передо мной дверь – и я вновь (наречие) увидел отца… И опять (наречие) застыл на пороге. Но парень не торопил меня. Наконец (наречие) он сказал, не поняв причины моего замешательства: «Не стесняйся. Заходи, пожалуйста. Она скоро (наречие) придёт».

Упражнение №10

Через дефис

   По-январски морозно, точь-в-точь по учебнику, любо-дорого глядеть, наконец-таки пришёл, во-первых, выполнил кое-как, едва-едва ответил, уйти куда-нибудь.

Слитно, раздельно

   Видно повсюду, жить бок о бок, встать попарно, идти в одиночку, насилу встал, сначала примерь, не трать впустую, поймать впустую, поймать на лету, споткнулся впотьмах, отвечали по очереди, вызывали поодиночке, понял впоследствии.

Упражнение №11

   1) Поначалу всё шло по-хорошему. 2) По началу не суди о конце. 3) Груз поделили поровну. 4) Вначале шли по ровному месту. 5) Попусту тратить время. 6) По-пустому волноваться. 7) По-прежнему лил дождь. 8) Река текла по прежнему руслу. 9) Отряд двигался бесшумно, по-лисьи. 10) Охотники шли по лисьим следам. 11) По моему совету друг начал тренироваться. 12) Он поступил по-моему.

Упражнение №13

   1. Нельзя чужие вещи брать без спросу. 2. Надо уметь говорить правду в глаза. 3. Заказ был выполнен в срок. 2. Времени у нас  оставалось в обрез. 5. Ребята наелись ягод до отказа. 6. Дети хохотали до упаду. 7. В темноте мы продвигались на ощупь. 8. Ночью больной не спал и уснул только под утро. 9. Любая работа нам на выбор. 10. Надо всегда поступать честно, по совести. 11. Часть продуктов мы оставили на завтра. 12. Перепрыгнуть этот ручей можно только с разбегу. 13. Мы поздравили товарища искренне в открытую. 14. Я перепрыгнул этот ручей с ходу. 15. Сохраним эту фотографию на память. 16. Нельзя много говорить без толку.

Упражнение №15

  1. Перед закатом потянуло обратно, но рябь по-прежнему долго бежала сюда. Занимаемся по прежнему расписанию.
  2. По летнему небу плывут облака. Он одет по-летнему.
  3. По дорожному впечатлению путешествие обещало быть интересным. Она оделась по-дорожному.
  4. По французскому акценту мы решили, что он иностранец. Он хорошо говорит по-французски.
  5. К заданию все отнеслись по-разному. Мы действовали по разному плану.
  6. На улице солнце греет по-весеннему. По весеннему следу я иду.

Упражнение №16

   1. По-видимому, своим словам пастух придавал большое значение. 2. Иностранец немного понимал по-русски. 3. Крепко не полюбилось вначале Герасиму новое жилье. 4. Живем по-прежнему хорошо. 5. Далеко вверху ударил молодой гром. 6. По улицам слона водили, как видно, напоказ. 7. Иногда и сам впросак он попадался. 8. Хозяйки глаз повсюду нужен. 9. Мы подошли к оврагу вплотную. 10. Лицо его, освещенное огнём, казалось раскаленным докрасна. 11. Лиса, курятинки накушались досыта, под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час. 12. Все дела совершали по-домашнему, по-соседски. 13. Закончим работу, затем отдохнем. 14. Костя понурил голову и глядел куда-то вдаль. Наконец мы добрались до тростников. 16. Дело было в начале сентября. 17. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев.

Упражнение №17

Слитно

Раздельно

   Наизнанку, смолоду, наяву, всухомятку, вдребезги, исстари, понаслышке, поневоле, спозаранку, вброд, тотчас, начеку, напрямик, изнутри, поочерёдно, вплавь, воистину, взаймы, вволю, сродни, наугад, наутек, начистоту, вприсядку.

   Без оглядки, до востребования, с ходу, с налета, под мышки, по совести, до свидания, без устали, в открытую, в упор, в одиночку, на боковую, за глаза, на вес, в срок, на выбор, на славу, в обхват, на поруки, на износ, в розницу, в насмешку, за полночь, на корточки, в охапку.

Приложение №2

Ключи к тестам

Тест №1

2, 1, 2, 1, 2, 4, 2, 1, 3, 3.

Тест №2

3, 4, 1, 2, 4, 2, 3, 1, 3, 1.

 


[1] Стефанова Л.Н. Правописание наречий. – М., 2001.

[2] Самсонов Н.Б. Правила русского правописания. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...

Авторский образовательный проект "Модель социализации детей моего класса"

Cтав классным руководителем 9 Т класса, я поставила перед собой цель – создать наиболее благоприятные условия для развития личности учащегося как индивидуальности, раскрыть индивидуальность ребенка, п...

Проект «Модель организации внеурочной деятельности в гимназии»

Здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

"Наша новая школа" - инновационная идея, проекты, модели и программы"

Доклад прочитан на августовской конференции педагогов Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия...

Рабочая программа по доп образованию. Научно-исследовательская лаборатория "Трудные случаи орфографии и пунктуации".

Рабочая программа составлена в помощь ученикам 7, 9 классов в изучении тем русского языка, не вошедших в традициооную программу....

Исследовательская работа по теме: «Орфография как наука»

Настоящее исследование посвящено изучению особенностей орфографии русского языка.   Орфография – одна из важнейших составляющих национальной культуры, и наличие общеобязательного свода прав...