Статья "Понимание языковых законов - основа грамотного письма"
статья по русскому языку по теме

Нуанзина Екатерина Анатольевна

Понимание языковых законов - основа грамотного письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponimanie_yazykovyh_zakonov_-_osnova_gramotnogo_pisma.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нуанзина Екатерина Анатольевна

Понимание языковых законов – основа грамотного письма

     Знание истории родного языка способствует развитию национального самосознания, позволяет учащемуся ощутить себя частью родной стороны, связать себя с ее историей; кроме того, понимание языковых законов, их логики помогает формированию грамотного письма.

     На уроках русского языка мы часто сталкиваемся с необходимостью обратиться и к праславянскому, и к старославянскому, и к древнерусскому языкам. Так, экзаменационное задание, в котором требуется найти слово с проверяемой/чередующейся гласной в 11 классе,  побуждает обратиться еще на раннем этапе обучения языку к явлению чередования. Слова «зачинатель», «поминать», «разминаться», «разнимать» и другие нельзя проверить словами «зачин», «поминки», «разминка», «разнимет». Чтобы уберечь учащихся от ошибки на выпускном экзамене, учитель должен рассказать им об исконных чередованиях «мя-мин», «ня-ним», «ча-чин», «кля – клин», «жа – жим», «жа-жин» . Примеры подобных слов должны разбираться на уроках русского языка постоянно, системно.  

     С этой целью необходимо давать задания уже на раннем этапе обучения, с последующим развитием темы, такого плана:

     Подберите к старославянским словам с неполногласными сочетаниями      -ра-, -ре-, -ле-, -ла - слова современного русского языка, порождением древнерусского, с полногласием –оро-, -оло-, -ере-, -еле-, -ело.

Например:

Блато - … (болото), вратарь - …(ворота), «брань» -…(оборона), град - … (город), драгоценный - … (дорогой),  жребий - … (жеребьевка), злато - …(золото), мрак - …(морочить), нрав - …(сноровка),

прах - …порох, пороша, порошок, плен – пелена, запеленать, заполонить, страна - …(сторонний), мрак - …(морочить), храм - … (хоромы) и т.д.

     Наличие в старославянском языке гласных Ъ (О краткий) и Ь (Е краткий) помогает объяснить учащимся написание слов ДЕНЕЖКА (от слова «денЬга»), СВАДЕБКА (от слова «свадЬба»).

     Объяснение законов I  палатализации помогает учащимся ощутить  причину написания слов «сёмуЖка» (от слова «семГа»), «денеЖка» (от «деньГи»), «смеШком»  (от слова «смеХ»),  «радуЖка» (от слова «радуГа»), «роЖки» (от «роГов»), «по береЖку» (от «береГа»).

     Чередования Г-Ж, Х-Ш, СТ-Щ, К-Ц-Ч, периодические экскурсы в историю языка позволяют добиться грамотного письма. Последнее чередование помогает и запоминанию написания суффиксов –К -  СК-  прилагательных (ткаЧ - ткаЦкий, рыбаК – рыбаЦкий, немеЦ – немеЦкий), ведь дети должны запомнить, в каких случаях нельзя выбирать суффикс –СК-.

     Учащиеся с большим интересом воспринимают подобные экскурсы вначале, переписывают 2-3 строки в тетради («Не стирайте!»), когда  на экране видят строки «Остромирова Евангелия»: они ощущают своё сродство с народом и языком, - но это еще и повод познакомить их с предлогами KЪN, SЪN, что стали причиной  (при разделении сплошной строки на отдельные слова) добавления –Н-  к местоимениям  ЕМУ, ИМ (пример: К НЕМУ, С НИМ, а впоследствии и вообще перед гласным: для НЕГО, а не для ЕГО; от НЕГО, а не от ЕГО).

     Таким образом, совершенно очевидно, что обращение к языковым истокам абсолютно необходимо на уроках русского языка – как в начальной, так и в средней школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Обучение грамотному письму"

      Цель данного курса – обобщение, систематизация и углубление  полученных знанийпо орфографии за курс 5 – 7-х  классов....

Нетрадиционная методика овладения навыками грамотного письма

Как часто учителя русского языка бьются над неразрешимой проблемой  грамотного письма учеников.Мне показался занятным материал книги Е.В.Гордеевой. Эта презентация является попыткой примене...

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»

Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»

Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...