Обобщение опыта "Метод поэтапного погружения в языковое пространство (чтение — говорение — письмо — аудирование)"
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Калекова Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Аннотация

Что необходимо нашим ученикам для успеха: способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи; уметь работать в команде и обладать навыками общения, планировать конкретные результаты, развивать коммуникативные умения, самооценку и взаимооценку.  Всё это может дать работа над проектом. Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Для меня проект – это логическая цепочка элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат; отрезок творческой жизни, который проживается не в одиночку, а в команде с положительно настроенными на достижения людьми. Это радость от работы, которая приносит большое удовольствие и хороший результат. На мой взгляд, проектная деятельность – источник энтузиазма в то время, когда школьная жизнь начинает казаться бесцветной и монотонной. Это секрет организации захватывающей школьной жизни. Проекты делают работу насыщенной, увлекательной, яркой.

Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока, и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя. Работая над проектами, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении  ИЯ, то эффективность будет очень высокой. Например, занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия учеников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению иностранного языка.

Учитель в проекте вроде бы уже и не учитель в традиционном понимании, а фасилитатор. Помогает, подталкивает, мотивирует, направляет, но незаметно, так, чтобы у учеников сложилось полное ощущение самостоятельной работы. Это ОНИ составляют план работы группы, самостоятельно организуют встречи группы, ставят друг другу оценки за неделю, ОНИ ищут информацию в Интернете, работают с ней, выбирают самое важное, создают план презентации и реализуют его согласно критериям оценки, ОНИ самостоятельно готовятся к защите проекта. Польза от проекта очевидна. Это, считаю, и есть успех.

Немецкий педагог А.Флитнер, определил технологию проектов как процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки. Ум, сердце и руки учащихся, конечно, но развитие личности невозможно без мотива и подражания авторитету. Поэтому для успешной деятельности на первое место нужно поставить ум, сердце и руки учителя.

        И своё выступление хочу закончить словами:

                                    Я знаю, если ты способен

                                    Творить и за собою увлекать,

                                    То этот путь проектный так удобен,

                                   Что ты о большем можешь не мечтать.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

г.о. Спасск-Дальний Приморского края

Обобщение опыта

ТЕМА: «Метод поэтапного погружения в языковое пространство (чтение — говорение — письмо — аудирование)

как средство эффективного достижения

целей проектного обучения»

ФИО:                                               Калекова Елена Алексеевна

образование:                                   высшее;

закончила:                                       УГПИ  (Уссурийский  государственный педагогический институт) в 1978г;

специальность:                               «учитель английского и французского языков»;

основное место работы:                 МБОУСОШ  №11;

должность:                                       учитель английского языка;

педагогический стаж:                     35 лет;

стаж работы по специальности:    35 лет;

стаж работы в данной школе:        35 лет;

квалификационная категория:       высшая,  2010 год.

Cодержание

I. Информация об опыте

          1.1. Тема  опыта

            1.2. Сведения об авторе

          1.3. Актуальность опыта

          1.4. Условия становления опыта

            1.5. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте

            1.6. Цели и задачи опыта

            1.7. Формирование ключевых компетенций

            1.8. Средства

            1.9. Ведущая педагогическая идея

          1.9.1. Новизна опыта

1.9.2. Длительность работы над опытом

1.9.3. Диапазон опыта

        

II. Технология опыта

              2.1.  Суть метода

III. Механизм запуска проектной  деятельности

IV. Результативность опыта

V. Библиографический список

VI. Приложение

        

I. Информация об опыте

  1. Тема опыта

«Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры. Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы вместе с ними.  «Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут?   Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой?

На протяжении 34 лет работы в школе меня интересовали и интересуют  вопросы: какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечением. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования:  «Метод поэтапного погружения в языковое пространство (чтение — говорение — письмо — аудирование)  как средство эффективного достижения целей проектного обучения»

        1.2. Сведения об авторе опыта

Калекова Елена Алексеевна – учитель английского языка  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Спасск-Дальний Приморского края.

  1. Актуальность опыта

            Как известно, овладение любым иностранным языком требует напряженного кропотливого труда. Многолетняя практика преподавания в средних и старших классах показывает, что такая интеллектуальная деятельность должна быть, несомненно, высоко мотивирована, т.к. значительная часть учеников имеет слабый интерес к изучению иностранного языка. Причины очевидны: нет языковой среды, трудно вызвать иноязычный интерес говорения, нелегко овладеть различными аспектами речевой деятельности. Кроме того, считается, что основная школа – наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно на базе основной школы наблюдаются наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение познавательной активности учащихся. В связи с этим, вопросы познавательного интереса становятся все более актуальными. Чем и как заинтересовать? Очевидно, требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке.

Применяя на уроках различные методики обучения, я в конечном итоге пришла к выводу, что стимулировать развитие интереса возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Важно строить процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели. В данном случае, по моему мнению, более рациональным является метод проектов. Как известно, под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной. Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод безусловно принадлежит к числу наиболее эффективных.

Актуальность данного опыта в том, что при организации проектной деятельности идёт активное погружение в языковое пространство (чтение — говорение — письмо — аудирование), ученик становится субъектом обучения, делается акцент на развитие мышления, воображения, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»

  1. Условия возникновения и становления опыта

Представленный опыт работы формировался в условиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Спасск-Дальний Приморского края. «Педагогический стаж» средней школы 36 лет. За это время накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.

Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы, использование метода проектов – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процессу.

Работа над проектом  предполагает  речевую  направленность  учебного  процесса,  которая  заключается  не  столь  в  том,  что  преследуется  только практическая  цель (выполнение проекта),  сколько  в  том,  что  путь  к  этой  цели  есть  само  практическое  пользование  языком. Считаю, что метод «Поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование» является одним из эффективных средств при организации проектной деятельности.

  1. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте

Применение метода «Поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование» при организации проектной деятельности позволяет успешно решать  следующие затруднения и проблемы в обучении:

  • низкая мотивация к обучению (английский язык  убрали со вступительных экзаменов во многих вузах);
  • низкая познавательная активность (многопредметность и гиперконтроль со стороны учителей приводит к низкому уровню ЗУН);
  • использование знаний по английскому языку (очевидная для ребенка бессмысленность значительного объема содержания обучения в жизненной перспективе);
  • недостаточная значимость знаний по английскому языку  (слабая практическая направленность образовательного процесса);
  • формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять как личность без знаний по английскому языку?)
  • возможность интеграции знаний по предмету (не узнают одни и те же вопросы, которые рассматриваются по разным предметам)
  • низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (малочисленность, т.е. ограниченность сферы общения снижает образовательное воздействие через коллектив, сложно развиваются коммуникативные компетенции).

  1. Цели и задачи

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

«Новая школа», построенная на новых ФГОС должна  учить детей применять полученные знания в практических ситуациях — ставить цели, искать информацию, делать предположения  и строить теории.  Задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Английский язык», определила цель: разработка и создание условий для поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование»  при организации проектной деятельности.

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

  • раскрыть суть метода поэтапного погружения в языковое пространство, понятие проектного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
  • показать специфику применения проектного метода в средней и старшей школе;
  • разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование» при организации проектной деятельности;
  • обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности);
  • развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

Поставленные задачи реализую на средней и старшей ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках рабочих программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

1.7. Формирование ключевых компетенций

Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических методов и технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология коллективных способов обучения,  информационно-коммуникативные технологии и метод поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование».

Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

 В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному изучению английского языка;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

        1.8. Средства

  • Проектная работа (планирование)
  • Самостоятельная работа.
  • Организация коммуникативной деятельности.
  • Групповая работа.
  • Индивидуализация.
  • Решение проблемы.
  • Исследовательская работа.
  • Поисковая работа.
  • Валеологический аспект.
  • Работа на ПК (информатизация)

1.9. Ведущая педагогическая идея

 При существующих требованиях информатизации учебного процесса, метод проектов является очень эффективным приёмом приучения ученика к творчеству, т.к. исследования разного уровня мотивируются работой на ПК (программы «Miсrosoft Office PowerPoint», «Excel», «Publisher» и т.д.), что дети делают с большой охотой и удовольствием.

А так же: создание условий для  повышения уровня значимости знаний по английскому языку с помощью проектного метода обучения:

  • организация совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся-партнёров, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
  • использование ПК (персональный компьютер), разнообразных форм обучения (ученические конференции, уроки-исследования, деловая игра и пр.) с учётом особенностей процесса обучения в средних и старших классах.

1.9.1. Новизна опыта 

Новизна опыта  состоит в использовании ИКТ (информационно коммуникационных технологий) на проекте по английскому языку в среднем и старшем звене основной школы с учениками разного уровня подготовки и способностями посредством поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование»; в использовании проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, доклады, буклеты, бюллетени, сценарии, могут быть и поделки и пр.);  в усовершенствовании системы оценивания проектной деятельности учащихся, т.к. результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения учеников, а ввиду слабой материальной базы школы – это большой плюс, находка, своеобразный выход из сложившейся ситуации.

1.9.2.  Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет.

  1. Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через систему уроков английского языка в 5 – 9 классах  (по 14 часов в каждом классе отводится на раздел «Творческий проект»),  внеклассную работу, участие в конкурсах, форумах, фестивалях.

II. Технология опыта

«Идея – очень емкая и гибкая форма выражения мысли, отражающая ее движение и становление, вбирающая прошлое и предвосхищающая будущее»

Опыт базируется на теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.С. Якиманская, Н.Ф, Талызин, Г.И. Щукина), передовом опыте педагогов новаторов (О.Б. Лущекина, Ж.В. Чопорова, С.Н.Кириллов), а также идеи компьютерной поддержки  образовательного процесса (В.И.Загвязинский).

Теоретической базой опыта являются концепции Е.С. Полат, Т.И. Шамовой, О.П.Калачихиной.

2.1. Суть метода

Метод поэтапного погружения в языковое пространство (идея  Чернятьевой  В. В., учителя английского языка) не идет вразрез с общепринятой методикой, но имеет некоторые преимущества в направлении решения ряда дидактических задач, а именно:

  • обучению чтения текстов различных типов (информационных, художественных, научных, аутентичных).
  • развитию умений и навыков монологической, диалогической речи, а также искусству ведения полилога.
  • развитию умений и навыков письменной речи (личное письмо, сообщение, репортаж, реклама, статья), посредством переписки с учителем или сверстником из страны изучаемого языка в т.ч. и через Интернет.
  • ознакомлению с культурой, духовным наследием и обычаями англо-говорящих стран через поиск в дополнительных источниках информации, включая и ресурсы сети Интернет, а также через собственные презентации проектов.

В отличие от общепринятого подхода к планированию урока иностранного языка, в котором требуется практически обязательное присутствие всех видов речевой деятельности в одном уроке, в данном методе упор делается лишь на один из них, что, считаю, совершенно оправданным. Учителя-практики поймут меня. Невозможно за 45 минут урока опросить домашнее задание, объяснить новый материал, выполнить упражнения на закрепление, поработать с текстом, составить диалог, а главное, успеть послушать все пары, да к тому же не забыть о здоровьесберегающих технологиях. Что значит недостаток времени на уроке, когда учитель, давая несколько минут для подготовки монологического высказывания или диалога, не успевает опросить каждого ребёнка? Это означает невостребованность. А невостребованность в свою очередь влечет потерю интереса, эту цепочку можно продолжать до бесконечности, и результат будет один- низкий процент мотивации, качества знаний и успеваемости. Есть ли выход? Каждый учитель решает эту проблему по-своему. Для себя тоже нашла свой метод.

Итак, в данном методе основной упор делается на один из видов речевой деятельности, как было сказано выше. Учебное время я разбила на недели, каждая неделя имеет своё название и цвет, (цвет понадобился в основном для учащихся, чтобы они могли ориентироваться в каких видах деятельности предстоит работать на той или иной неделе), в неделе три урока, каждый из них имеет также свое название, подразумевающее основную цель урока.

Схематически это выглядит так:

Описание: Описание: C:\Users\Учитель\Documents\Интел-2012\Метод проекта по теме Дом\Учебный месяц, недели.gif

А теперь более подробно:

Неделя

Первый урок недели

Второй урок недели

Третий урок недели

Первая неделя «оранжевая» (чтение)

«Лексический»

1) ознакомление с новой лексикой по теме (берётся блок)

2) закрепление новой лексики в речи

3) развитие/ совершенствование умения просмотрового чтения

«Практический»

1) чтение текстов разного характера с целью развития/совершенствования умений

а) ознакомительного чтения

б) изучающего чтения

«Контрольный»

1) контроль навыка чтения вслух (техника чтения)

2) проверка усвоения изученной за неделю лексики (лексический тест;

индивидуальные карточки (1-й и 2-й  степени сложности)

Вторая неделя «зелёная»

(говорение)

«Диалогический»

1)развитие/совершенствование умения диалогической речи

2) создание ситуаций для ведения разных типов диалога:

а) диалога-расспроса

б) диалога- обмена мнениями

в) побудительного характера

г) этикетного характера

«Полилогический»

Обучение искусству ведения полилога на основе изученной темы в форме «круглого стола», конференции с обязательным использованием лексики «оранжевой недели»

«Монологический»

Развитие/совершенствование умения монологической речи

а) по опорным словам и без

б) по плану и без

По выбору учащихся

а) пересказ любого понравившегося раздела текста

б) собственное сообщение по изученной теме

Третья неделя «синяя» (письмо)

«Грамматический»

1) ознакомление с новым грамматическим материалом

2) закрепление

3) повторение грам. материала прошлой «синей недели»

«Практический»

1) развитие/совершенствование умения письменной речи (заполнение анкет, таблиц, поздравления, личное письмо, краткое сообщение, эссе, реклама, выписки из текста).

2) активизация грамматического материала 1-го урока «синей недели».

«Контрольный»

1) контроль умения письменной речи и орфографии (диктанты, индивидуальные карточки-задания)

2) контроль усвоения грамматического материала недели (грамматический тест, индивидуальные карточки).

Четвертая неделя «фиолетовая» (аудирование)

«Фонетический»

1) работа над коррекцией /совершенствованием произносительных навыков; интонацией; ритмом

2) звуко-буквенный анализ; транскрипция

3) чтение по интонационным схемам        

«Аудитивный»

1) развитие/совершенствование умения аудирования

2) контроль навыка аудирования  (на основе двух текстов разной степени сложности)

«Творческий»

1) ознакомление с фольклором, играми, поэзией англо-говорящих стран.

2) работа с песней

3) защита проектов; мини-концерт

Как видно из таблицы, в течение трёх уроков идёт усиленная работа только над одним видом речевой деятельности, это я и называю «погружением». Практически каждый учащийся успевает проявить свои знания и в чтении, и в говорении, и в письме, и в аудировании. Каждый учащийся сам понимает и чувствует свои «слабые стороны» в том или ином виде деятельности и направляет свои усилия на ликвидацию недостатков в языке, стараясь более тщательно подготовиться к той неделе, где его результат желает быть лучшим. В свою очередь и я понимаю трудности каждого ребенка,  возникающие в процессе обучения и намечаю план помощи.

Несомненным преимуществом данного метода считаю лёгкость в выставлении оценок, т.к. в данной методике нет поурочных оценок, оценки ставятся за определенный  вид  речевой деятельности, это очень хорошо вписывается в систему, да и каждый учащийся сам понимает, за что ему предстоит получить оценку: урок диалогический - готовься к диалогу, «оранжевый контрольный» - выучи слова и потренируй чтение,  фонетический - поработай над ритмом, интонацией и произношением и т. д. А в общем, «оранжевая неделя» - оценки по чтению, «зеленая» - по говорению, «синяя» - по письму, «фиолетовая» - по аудированию.

Кстати, цвета недели были выбраны самими ребятами, когда я выяснила, с каким цветом они ассоциируют тот или иной вид речевой деятельности.

Как это всё работает?

Лексика, изученная на первой «оранжевой неделе», продолжает отрабатываться в течение второй «зелёной недели», но уже в структуре диалогов, полилогов (дискуссий), монологических высказываниях; в свою очередь, новый грамматический материал третьей «синей недели» подразумевает также использование новой изученной лексики (и ранее изученной тоже) в новых грамматических структурах. На четвёртой «фиолетовой неделе» аудитивные тексты (двух уровней сложности) содержат большой процент нового материала как лексического, так и грамматического наполнения, и соответствуют изучаемой теме. Это могут быть и тексты для аудирования из учебника, либо тексты из дополнительных источников, содержащие некоторый процент незнакомых слов, который не препятствует пониманию содержания.
Перед началом планирования учебного месяца, состоящего из четырёх недель, следующих в строгом порядке, а именно Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование  («Цветные недели», как их называют мои ученики), я тщательно прорабатываю тот объём материала учебника, который должен быть усвоен учащимися, и, как бы «сортирую», или «раскладываю его по полочкам», благо учебник М.З. Биболетовой позволяет это сделать довольно быстро, в нем имеются упражнения на все виды речевой деятельности. Для «оранжевой недели» (чтение) — лексические упражнения и тексты различного характера, для «зеленой недели» (говорение) — упражнения для работы в парах, группах, содержащие речевой этикет, а также подразумевающие развитие умения монологической речи, для «синей недели» (письмо) - упражнения по грамматике, для развития орфографических навыков, подборка лексики для словарных диктантов. Для «фиолетовой недели» (аудирование) — упражнения фонетического характера, на аудирование, стихи, песни, встречающиеся в разделе плюс из дополнительных источников.

Что касается более подробного планирования каждого урока, то у каждого учителя есть собственный арсенал методических приёмов, который он использует на уроке. У каждого есть свои наработки в работе с текстом, введении новой лексики, организации работы в парах, группах, ознакомлении с новым грамматическим материалом. К примеру, на «диалогическом» уроке я предлагаю ребятам карточки-ситуации с распределением ролей, соответствующие изучаемой теме. В помощь даю фразы этикета, речевые клише, опорные словосочетания (в зависимости от уровня подготовки пары), в процессе подготовки диалога стараюсь в чем-то помочь, советую как правильнее выразить мысль, не нарушая право каждого на свое собственное мнение, и, конечно же выслушиваю каждую пару, благо время целого урока в моем распоряжении есть. Ведь для подготовки хорошего, содержательного диалога требуется время, а в обычном уроке, по общей системе его так мало!

На «полилогическом» (дискуссионном) уроке, стараюсь вызвать интерес к каждой обсуждаемой теме или проблеме, путем полного погружения в нее, предлагая нестандартные уроки, учу ребят сопоставлять и сравнивать их жизненный опыт с аналогичным опытом и видением жизни их сверстников из зарубежных стран, пытаюсь вызвать желание углубленно заниматься языком и формировать потребность к самосовершенствованию и расширению кругозора, обеспечивая социализацию и персонализацию учебного процесса. Проблемы, предлагаемые мной для обсуждения на «полилогическом» уроке настолько обширны и комплексны, что каждому учащемуся всегда есть что добавить или противопоставить мнению одноклассников. В ходе дискуссий учащиеся, конечно, могут использовать различные заготовленные фразы, мысли, но практически всегда возникает необходимость что-то менять в них, реагировать на изменение ситуации в течении общения . В ходе совместной работы над темой в форме полилога возникает новое, более углубленное понимание темы, её связи с ранее изученным и еще не изученным материалом. На уроке по обучению искусства ведения полилога я также предлагаю некое распределение ролей, но строго по желанию ребят занять ту или иную позицию в обсуждении темы; иногда это «экспертная группа», глубоко и всесторонне изучившая данную проблему,  иногда это пресс-конференция с «представителями» СМИ, а иногда и просто 2 группы учащихся, имеющих прямо-противоположное мнение по проблеме. По учебнику М.З. Биболетовой самые «горячо» обсуждаемые темы это: «Исследование космоса или земные проблемы?» (8 кл.), «Школа - «за» и «против»» (5 кл.), «Экология и научно-технический прогресс» (8 кл.), «Кто важнее - семья или друзья?» (9 кл.), «Будущее моей планеты» (7 кл.), «Проблемы живой природы», «Мой дом-моя крепость» (6 кл.) и некоторые другие.

Следует заметить, что метод «Поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование»  применяется мной начиная с 5-го класса, когда у учащихся уже сформированы определенные умения и навыки.

Как оценивается речевое поведение ученика на уроке?

Способом подсчета «фишек». Одна фишка дается за одно полное, правильно составленное грамматически и стилистически выражение с уместно употребленными фразами этикета, вводными предложениями, речевыми клише; чем больше количество фишек, тем выше оценка ученика. По окончании дискуссии мы совместно выявляем «лидера». Дух соперничества и соревнования делают своё дело! Иногда желающих высказаться настолько много, что мне приходится накладывать «табу» на выступления ребят, которые уже набрали много фишек, для того, чтобы другие ученики, с менее «пылким» темпераментом смогли тоже выразить свои мысли.

У каждого ученика имеется собственная «карточка успеха», в которой отмечены все его текущие оценки в каждой неделе, если он желает улучшить свой результат в какой-либо из них, я предоставляю ему шанс это осуществить. Допустим, учащийся получил низкий балл во время «синей недели», но хочет получить более высокий, я, со своей стороны, только приветствую это. Ученик получает дополнительные задания в форме грамматического теста, индивидуальных грамматических карточек, ему дается возможность повторно написать сочинение, сообщение, т. е. действительно «заработать» желанную оценку по письменной неделе. «Зеленая неделя» содержит такие задания для коррекции оценок как: пересказ текста (по опоре или без опоры, в зависимости от уровня подготовки учащегося), устное сообщение по пройденной теме и т. д. Приложение 1-6 Конспекты уроков.  Приложение 7 – 9 (на диске) Тренажёры к урокам.

Приведу в пример карту успеха одной из моих учениц.  Карта успеха ученицы 6к класса Одинаевой Дианы:

Название недели        

Название урока

Октябрь

Ноябрь        

Декабрь

Январь        

Февраль

Март        

Апрель        

Май

1

«оранжевая»

лексический

5

5

5

4

5

4

5

5

2

практический

5

5

5

5

5

5

5

5

3

контрольный

5

5

5

5

5

5

4

5

1

«зелёная»

диалогический

5

5

4

5

4

5

4

5

2

полилогический

5

4

5

5

4

5

5

5

3

монологический

5

5

5

4

5

5

5

1

«синяя»

грамматический

5

5

5

4

4

4

5

5

2

практический

5

4

5

5

5

5

5

5

3

контрольный

5

5

4

5

5

4

5

5

1

«фиолетовая»

фонетический

4

5

5

5

5

5

5

5

2

аудитивный

5

5

5

4

5

5

4

5

3

творческий

5

5

4

5

4

5

5

5

        

Как данный метод укладывается во время учебных четвертей? 

Довольно просто! Первая четверть длится 9 недель. Получается, что за это время я успеваю провести в общем, в порядке очерёдности 2 «оранжевых», 2 «зеленых», 2 «синих», 2 «фиолетовых», плюс одна оставшаяся неделя (последняя в четверти), для обобщающего повторения, сдачи учащимися «задолженностей» с прошлых недель.

Вторая четверть продолжительностью в 7 недель. За это время у нас проходит 2 «оранжевых», 2 «зеленых», 2 «синих» и 1 «фиолетовая неделя». Четверть заканчивается «синей неделей», контрольным уроком за 1 полугодие. В третьей четверти я провожу  3 «оранжевых», 3 «зеленых», 2 «синих»,  2 «фиолетовых» и  одну оставшуюся неделю, для обобщающего повторения. Четвёртая четверть длится 8 недель. Из них - 2 «оранжевых», 2 «зеленых», 2 «синих», 2 «фиолетовых» недель. Учебный месяц заканчивается «фиолетовой неделей», следующая неделя - «оранжевая», и т.д. Учебная тема заканчивается творческим уроком, чаще защитой проектов.

  1. Механизм запуска проектной деятельности

Е. С. Полат дает такое определение методу (более близко к моей работе) проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Как грамотно использовать  метод проектов?

Если при изучении какого-то раздела или вопроса использую метод проектов, то все тщательно продумываю, разрабатываю, просчитываю: четко определяю учебные задачи, продумываю какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Планирую всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.  Для грамотного использования  метода проектов требуется значительная подготовка. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.  

Внедрение метода проектов в обучение посредством поэтапного погружения в языковое пространство влечёт за собой изменение тематического планирования. До начала учебного года, планирую тематику проектов по классам. В соответствии с темами учебника  определяю время, этапность проекта. Если проект запланирован, а это относится к большим проектам (например, на четверть), составляю новый тематический план с учётом организации проектной работы по данной теме.

Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода  проектов:

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; (основополагающий вопрос)
  • выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Вопросы проекта рассматриваем на уроке через проблемное изложение, исследования на уроке, домашнее задание в виде:

  1. Составить основополагающий вопрос к проблеме (на вводном занятии; наиболее удачный пойдёт в проект).
  2. Составить проблемные вопросы к основополагающему (по ходу изучения темы).
  3. Разделиться на группы и определиться с работой каждого в проекте.
  4. Защита проекта (на уроке-обобщения или повторения изученного).
  5. Рефлексия (что вам дала работа над проектом).

 Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы (по О.П.Калачихиной):

  1. Подготовительный этап:

Этапы работы

Примечания

Выбор примерной темы (заглавия) работы

Задает направление исследования.

Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации.

Отражает суть выполненной работы

Определение цели работы

Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы.

Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.

Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы.

Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

Формулирование рабочей гипотезы. Определение  конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.

  1. Основной этап:

Этапы работы

Примечания

Поиск и изучение литературы по теме исследования.

Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

Формирование главы: «Обзор литературы»

Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.

Выбор методов исследования.

Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.

Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.

Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных  результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.

Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи.

Содержит следующие разделы:

введение с целью работы;

гл.: «обзор литературы»;

гл.: «материалы и методы»;

гл.: «результаты и их обсуждение»

выводы;*

список использованной литературы

Подготовка работы к презентации

Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

* - Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные  результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Насколько соответствует заявленная тема объекту исследования и типу исследовательской работы?
  2. Насколько сложность и широта проблемы соответствует возрасту и подготовке учащихся, количеству учебных часов, формам учебной работы?
  3. Насколько область и тематика работы соответствует квалификации педагога - руководителя исследовательской работы?

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом (в логике Т.И. Шамовой).

Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты выделяю спаренный урок или провожу защиту урока во  внеурочное время. Использую следующую последовательность выполнения проекта.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Начало работы

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию.

Обсуждают задание.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта, наблюдает.

Планирование.

Анализ проблемы, определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает.

Принятие решения.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует.

Выполнение.

Выполнение проекта.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

Защита проекта.

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результата проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 

   Правила успешности проектной деятельности:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Проект начинается и делается на интересе ученика. Механизм запуска проектной деятельности может быть разным:

1. Побудить к проектной деятельности могут проблемные ситуации на уроке,  проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке (вопросов по теме урока возникает множество, задача учителя заинтересовать ученика данной темой (через проблему, поиск, исследование и пр.) так, чтобы он захотел сделать проект.  При этом предполагается, что ученики в курсе общих понятий и положений о проекте, которые они получают из бесед с учителем.

2. Заранее продумать проект. Познакомить  учащихся с темой, задачами,  основополагающим и проблемными вопросами, подобрать команду учеников для проекта по интересам и осуществить его по плану.

Продумывание учителем темы проекта.

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета, например, " Еда"  (в рамках предмета "Английский язык")

Выбор возрастной категории учащихся.

Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики 8-классники, или разновозрастную группу (8–9 класс) учащихся и т. п.

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением: «Мы живём для того, чтобы есть, или едим, для того, чтобы жить?» Вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту: «Как защитить права потребителя?»,   «Возможно ли создать в школе систему полноценного, рационального и здорового питания?», «Жители г. Спасска-Дальнего отдают предпочтение шоколадно-конфетной  продукции компании «Приморский кондитер», так ли это?», «Софтдринки - пить или не пить?»,  «Жевать или не жевать?»,  «Нужно ли в городе кафе вкусной и здоровой пищи?»,  «Что мы едим?»,   «Акт еды – процесс простого насыщения или искусство?», «Режим питания англичан это то же самое, что и у россиян?».

Формулирование дидактических целей проекта.

Формулирует учитель. Например, «Формирование осознанного отношения к проблеме рационального питания и сохранения собственного здоровья»,  «Формирование нравственных ценностей учащихся о значении еды в жизни человека».

Формулирование методических задач.

Формулирует учитель.  Например, расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с различной литературой; сформировать умения проводить опрос, анкетирование, интервьюирование, кратко излагать полученные результаты исследований  на русском и английском языках, обрабатывать и обобщать найденную информацию; выявить основные последствия нерационального питания и  сформулировать основные условия, при которых человек сможет не навредить, сохранить и укрепить собственное здоровье; сформировать умения обобщать, делать выводы и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, выдвигать гипотезы и доказывать их или опровергать;  показать область практического применения математических формул, графиков, алгоритмов в повседневной жизни; использовать полученные сведения на уроках английского языка по теме «Еда».

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Рекомендуется провести "мозговой штурм", использовать метод наводящих вопросов.

Выдвижение гипотез решения проблем.

Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются  проверке. Например, есть проблема исследования "Возможно ли создать в школе систему полноценного, рационального и здорового питания?", гипотезой может служить следующее размышление: "Мы считаем, что питание в школьной столовой - школьная проблема" и т. д.

Определение творческого названия проекта.

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, " Человек есть то, что он ест".

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

         Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

         Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Самостоятельная работа групп.

         Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.

         Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, презентация с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.

Защита полученных результатов и выводов.

         Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

         Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Главная ценность проектной деятельности – это свершение. Все средства подчинены достижению результата, и их типология имеет второстепенное значение. Естественно, на разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи. Иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование здесь выполняет чисто обслуживающие функции.

Самое главное:

            Исследования и работы детей не должны кануть в лета после завершения проекта! Мы применяем исследовательские работы для обучения следующего поколения учеников в виде дидактического материала.

В практике я активно использую проекты прошлых лет (как демонстрационный или дополнительный материал к уроку).      Варианты и метод использования материалов в целом или по отдельности каждой работы, могут быть самыми разными, например:

1. Только просмотр презентации

2. Чтение докладов

3. Организация диспута по буклетам  (На мой взгляд, такой урок хорошо получится в технологии «Дебаты»)

4. Углубленные сведения по материалу бюллетеня  (можно раздать для изучения желающим на дом)

Каждый из вариантов может присутствовать на уроке, как всем списком, так и отдельным пунктом.

Создание успешно действующих групп.

 Развитие личности – это результат коллективно осуществляемого общественного дела, то есть процесса обучения, в котором есть место и индивидуальной, и групповой, и коллективной работе. Очень  важно научить ребят организовать совместную деятельность. Это работа в парах, группах.  Она занимает достойное место в проекте.

   Групповые работы тоже очень важны. Групповую работу можно организовывать через внеклассные мероприятия по английскому языку, когда можно сформировать сборные команды из разных классов. Если проект в отдельном классе, то дети могут самостоятельно формировать пары, выбирать «отрасль» в проекте.  Как правило, задания получаются разноуровневые. Сложностью на первом этапе проекта является психологическая помощь слабым детям в том, чтобы они смогли поверить в себя. Состав групп и заданий может меняться перед началом работы над новым проектом, но до окончания работы необходимо сохранять состав неизменным. Предпочтительное количество участников группы 2-3 человека, но в малочисленных классах (до 11 человек) задания раздаю индивидуально каждому ученику в классе. Желательно, приступая к новому проекту, менять роли в группе, хотя иногда удачно приживается именно работа в одной категории, это тоже неплохо, ведь на стадии развития ребёнка такой факт свидетельствует об уже сформированных устойчивых интересах. Стараемся сочетать индивидуальные и коллективные формы работы.

Например: в большом новом исследовательском проекте учащимся предлагаю вариант  объединения  по группам. В моей практике никогда  дети со слабой теоретической подготовкой не остаются «не удел», т.к.  ввиду разнообразных форм и методов представления и защиты исследуемой проблемы, таким детям предлагается посильный вид работы в проекте. А именно:

1-й уровень: Слабые, не интересующиеся английским языком дети – отрабатывают готовый теоретический материал и проявляют своё творчество в другом качестве (например, артисты).

 Артисты.

  - Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Репетиции. Подготовка реквизитов. Генеральная репетиция.

2-й уровень: Дети, проявляющие определённый интерес к английскому языку (работа с простой выборкой материала и оформление материала)

 «Чёрные и белые оппоненты»:

  - Подбор нужной литературы для «чёрных оппонентов».  Оформление буклета «чёрными оппонентами». Подбор литературы для «белых оппонентов». Оформление буклета «белыми оппонентами». Редактирование буклетов.  

Оформители:

  - Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы для бюллетеня. Распределение материала по полю бюллетеня. Оформление бюллетеня. Редактирование бюллетеня. Генеральное представление бюллетеня.

3-й уровень: Дети, умеющие вести полноценную работу и представление доклада (отработка материала доклада по схеме (см в Правила оформления материалов доклада), составление тезисов, умение представлять доклад и пр.)

Докладчики

 - Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы. Распределение сюжетных сообщений. Редактирование сообщений для доклада.

4-й уровень: Дети, способные разрабатывать проект по основным этапам моделирования.

Дизайнеры:

  -  Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы. Создание модели презентации Работа с текстами слайдов. Работа с шаблонами оформления слайдов. Работа с цветовыми схемами и эффектами анимации слайдов. Контрольный просмотр и редактирование слайдов.

Последовательность работы над проектом на примере учебного проекта «Мой дом-моя крепость».

Рассмотрим последовательность работы над проектом на примере учебного проекта «Мой дом-моя крепость»,  который выполнен по теме “An Englishman’s home is his castle” (6 класс, учебник английского языка “ Enjoy English” для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010, авторы: М.З. Биболетова,  Н.В. Добрынина,  Н.Н. Трубанева.)  Приложение 10.  Конспект урока.

Планируемые результаты:

(Эмоции, которые сопровождают учащегося при работе над проектом)

  • Я знаю про еду (дом) все, что есть в учебнике и еще много всего другого!
  • Мне интересен  английский язык!
  • Я могу учить английский язык сам!
  • Я могу придумать план работы!
  • Я могу работать в команде!
  • Я могу анализировать!
  • Я умею делать выводы по своей работе!

 Оценивание проекта:

Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:

  1. Внешняя (делает специалист)
  2. Самооценка (моё участие в проекте)
  3. Рефлексия (что мне дала работа над проектом)

   ! Проект делается только по желанию детей.

Оценка презентации проекта может быть с такими критериями:

Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание

Балл от 1 до 5

1. Актуальность выбранной темы

2. Практическая значимость

3. Аргументированность целей работы

4. Выбор оптимальных методов исследования

5.  Грамотность представления полученных результатов

6. Уровень изложения материала

6.1 Научность

6.2 Логичность

6.3 Доступность

7. Использование наглядности (таблицы, плакаты, видео, компьютерные программы)

8. Умение организовать и вести работу в команде

8.1 Наличие разделения обязанностей

8.2 Информированность группы в результатах работы

8.3 Определение вклада каждого члена группы

9. Умение вести дискуссию

10. Полученные результаты , их оценка.

11. Реализация проекта

Итого:

Качество  выполненного  элемента:  высокое — 3 балла, среднее - 2 балла, удовлетворительное -1 балл, неудовлетворительное - 0 баллов.

 Другая форма оценивания  учебного проекта: 

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый - педагогический эффект от включения школьников в добывание знаний и их применение. Второй - реально полученный продукт (проект). Понятно, что в таком случае обычная пятибалльная шкала не подходит. Возможно применение рейтинговой оценки (баллы могут проставляться как учителем, так и учащимися), где основными критериями являются интеллектуальная активность, умение работать в команде, уровень самостоятельности, качество оформления, актуальность, новизна предлагаемых решений и так далее.

Защита

Процесс проектирования

Достигнутый результат

(из 15б)

Оформление

(из 15 б)

Представление (из 15 б)

Ответы на вопросы

(из 15 б)

Активность

 (из 10б)

Творчество (из10б)

Практическая деятельность (из 10б)

Работа в группе (10б)

Самооценка

Педагог

Одноклассники

Существуют правила оформления материалов доклада, которыми тоже можно руководствоваться при составлении и оценке доклада ученика (по учебнику «Риторика» М.В. Борисовой и А.А. Соловьёвой):

  1. Оценка актуальности темы вашего доклада на фоне других  докладов (темы проекта).
  2. Формулировка целей доклада.
  3. Прогнозирование возможной реакции аудитории на ваш доклад.
  4. Формулировка названия доклада.
  5. Выбор ударного момента в будущем выступлении.
  6. Составление плана изложения доклада.
  7. Написание текста доклада.
  8. Разбивка материала доклада по времени.
  9. Принятие решения об использовании наглядных средств.
  10. Подготовка наглядных средств.
  11. Выбор стиля выступления.
  12. Выбор способа начала доклада.
  13. Репетиция выступления.

Особое значение в работе с детьми играет ситуация успеха. Успех обучения тесно связан с умением мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Ситуация успеха – это  состояние удовлетворенности от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, достигнут.

После презентации проекта, независимо от результата, нужно обязательно похвалить детей, найти и показать все «плюсы», сравнить результат с прошлым и только таким образом оценить проект.

Сделаем выводы. Метод проектов использовался в процессе изучения английского языка как способ достижения дидактической цели через самостоятельную проработку авторами конкретной учебной проблемы. Проектная работа обязательно должна завершиться конкретным практическим результатом, оформленным в конкретный "продукт". В нашем случае это были следующие продукты проекта (по теме «Мой дом-моя крепость»):  Приложение 11 (на диске).  Учебный проект «Мой дом-моя крепость».

Применяя на своих уроках проектную методику (хотя бы частично), учитель, во-первых, применяет дифференцированный и индивидуальный подход, во-вторых, объединяет учащихся всего класса в дружный, творческий коллектив, делает свои уроки яркими, интересными и запоминающимися. Материал по предмету осваивается легче, а дети с нетерпением ждут следующего урока.

В ходе работы над проектом посредством «Поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование» учащиеся оказываются включенными в процесс иноязычного общения, обсуждая интересные им вопросы, находясь в творческом поиске решения проблемы.

При  таком  подходе  создаются  положительные  условия  для активного  и  свободного  развития личности  в  деятельности.  В  общем  виде  эти  условия  сводятся  к  следующему:

  • учащиеся  получают  возможность  свободного  выражения  своих  мыслей  и  чувств  в  процессе  общения;
  •         каждый  ученик  группового  общения  остается  в  фокусе  внимания  остальных;  
  • самовыражение  личности  становится  важнее  демонстрации  языковых  знаний;
  • поощряются  пусть  противоречивые,  парадоксальные,  даже  «неправильные»  суждения,  но  свидетельствующие  о  самостоятельности       учащихся,  об  их  активной  позиции;
  • участники  общения  чувствуют  себя  в  безопасности  от  критики,  преследования  за  ошибки  и  наказания;  
  • использование  языкового  материала  подчиняется  задаче  индивидуального  речевого  замысла;
  • языковой  материал  соответствует  речемыслительным  возможностям  говорящего;
  • отношения  строятся  на  безоценочности,  некритичности  и  «эмпатийности»  (сопереживании  и  понимании  переживаний  других);
  • учебной  нормой  считаются  отдельные  нарушения  языковых  правил  (errors)  и  случайные  ошибки  (mistakes).

В целом же применение метода проектов на уроках английского языка радикально меняет позицию самого ученика, превращая его в активного участника процесса обучения, что реально отражает современные изменения в методике преподавания иностранных языков.

  1. Результативность

Апробировав метод «Поэтапного погружения в языковое пространство: «Чтение → Говорение → Письмо → Аудирование» при организации проектной деятельности в течение 3 лет, я могу заявить, что он имеет право на существование. Считаю положительным результатом рост мотивации к изучению английского языка у учащихся, их стремление улучшить свои результаты в каждом виде речевой деятельности, укрепление веры в собственные силы и способности. Это, в свою очередь, дало рост количества участников проектов, конкурсов, олимпиад, ученических конференций. 

Проведя диагностику качества знаний, я выяснила, что доля учащихся, успевающих на «4» и «5» по итогам учебного года (начиная с 2009-2012) постоянно растёт. За 3 последних года процент качества знаний возрос на 0,5 %.  Да, это, может быть и немного, но этот результат говорит об эффективности данного метода. Приложение 12. «Результативность».

Педагогический эксперимент,  проводимый в 5-11 классах  показал, что организация проектной деятельности посредством поэтапного погружения в языковое пространство  на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Что происходит в школе после внедрения проектной деятельности?

Технологии используются для поддержки изучения предметных дисциплин, а не только английского языка:

  • начинает применяться проектный метод обучения другими учителями-предметниками
  • учителя начинают работать совместно с другими учителями, используя технологии
  • появляются новые формы контроля знаний и умений учащихся
  • стало проще привлекать учеников в проектно-исследовательскую работу
  • в процессе обучения ученики создают материалы (презентации, публикации) и овладевают способами, которые они смогут использовать в своём  дальнейшем обучении

Положительное влияние компьютеров в привлечении к проектному методу обучения:

  • активное «изучение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе * против  Пассивное изучение, основанное на теории
  • мультимедиа * против  Один источник
  • совместная работа * против  Изолированная работа
  • обмен информацией * против   Передача информации
  • критическое мышление и выработка решений *против  Изучение фактов и сведений
  • в центре процесса – ученик   * против   В центре процесса – учитель.

«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлечённый чем–либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорство в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.  Следствием всего выше сказанного  можно считать   повышение числа  учеников,  включающихся в проектную деятельность.  2009-2010 уч. г. - 96 чел.,  2010-2011 уч. г. – 100 чел., 2011-2012 уч. г. – 110 чел.  В 2009 году на городской,  Приморский форумы  образовательных  инициатив представлен учебно-методический пакет по программе «Intel» «Мы в ответе за тех, кого приручили»,  который выполнили учащиеся 6 класса и волонтёрская группа 10 класса, награждён дипломом I степени, специальным призом; на  конкурсе VCT-проектов в рамках проекта Майкрософт "Академия учителей", федеральный этап вышел в 5 лучших проектов, награждён дипломом и поощрительным призом. В 2010 году на  городской Форум образовательных инициатив представлен совместный (с учителем математики) учебно-методический пакет по программе «Intel» «Человек есть то, что он ест»,  награждён дипломом I степени;  на краевом Форуме образовательных инициатив награждён дипломом II степени и серебряной медалью;  на Общероссийском конкурсе учебных проектов-2010 «Человек есть то, что он ест» - победитель в номинации «Лучшая организация учебных ситуаций для формирования общекультурных и предметных компетентностей в соответствии с образовательными стандартами нового поколения», награждён дипломом и поощрительным призом. В 2012 году на  городской Форум образовательных инициатив представлен  учебный сетевой проект по программе «Intel» «Мой дом – моя крепость»,  награждён дипломом  I степени;  на краевом Форуме образовательных инициатив награждён дипломом III степени и бронзовой  медалью, вручён сертификат на получение автоматизированного рабочего места учителя;  на Общероссийском конкурсе проектов по программе Intel «Обучение для будущего»  в номинации «Учебный сетевой проект» награждён дипломом II степени и поощрительным призом.

Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Главным механизмом подготовки учащимися творческих проектов является мотивация к изучению английского языка. При диагностике мотивации учебной деятельности ставились следующие задачи:

  • определить уровень познавательной активности учащихся 6-7 классов;
  • оценить степень устойчивости учебно-познавательной активности учащихся: являются ли эпизодическими, ситуационными или побуждают их к самостоятельному расширению знаний.

При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике  Ч.Д. Спилбергера  (модификация А. Д. Андреевой). Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В исследовании участвовали  25 учащихся 6—7 классов. 

Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:

  • 1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
  • 2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
  • 3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
  • 4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
  • 5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Путем сравнительного анализа было получено следующее.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень

8 %

2 уровень

8 %

20 %

3 уровень

12%

20 %

8 %

4 уровень

12 %

4 %

5 уровень

4%

4 %

          Таким образом,  получен  следующий  показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:

  • Высокая познавательная активность  -  28 %
  • Средняя познавательная активность  -  56 %
  • Низкая познавательная активность  -  16 %.

После выполнения творческих работ учащимися была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень

8%

4%

2 уровень

16%

20%

3 уровень

16%

16%

4%

4 уровень

12%

4%

5 уровень

Таким образом, получен  следующий показатель познавательной активности:

  • Высокая познавательная активность  -  40%
  • Средняя познавательная активность  -  52%
  • Низкая познавательная активность  - 8 %

        В результате использования  метода проектов уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 8% и увеличилось с высокой познавательной активностью на 12%.

4.1. Адресная направленность опыта:

для учителей-предметников (в т.ч. учителей английского языка), особенно работающих в средней и старшей ступенях обучения. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации. Решается одна из основных психологических проблем обучения - сводится к минимуму гиперконтроль со стороны учителя.

Заключение

Добиться взаимосвязи практических и общеобразовательных целей обучения возможно только, если у учащихся будет осознанная мотивация к изучению иностранного языка, принятие задачи «для себя». Во многом рост мотивации и процента качества знаний связан с тем, что в среднем звене многие ребята уже определяются с выбором будущей профессии, и многие из них понимают, что знание языка является неотъемлемой частью их успешной деятельности в будущем, и одной из составляющих  карьерного роста любого хорошего специалиста. Школьные уроки - это первая ступень к достижению этой цели.

  1. Библиографический список

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе . №2,2002.
  2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. – М.: Просвещение, 2000..
  3. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2005.12 с.
  4. Биболетова М.З. УМК «Enjoy English», 2004.35 с.
  5. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка. ИЯШ М., 1991 .
  6. Государственный стандарт по иностранным языкам. 2006.18 с.
  7. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005.42 с.
  8. Полат Е.С. «Типология телекоммуникационных проектов» – Наука и школа – № 4, 1997.
  9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2006.37
  10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2.
  11. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.
  12. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004.214с.
  13. Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2003.96 с.
  14. Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2005.47 с.
  15. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005.28 с.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.

Приложение 12

Уровень обученности учащихся и рост процента качества знаний подтверждаю следующей таблицей.

        Уровень обученности учащихся за три года

Учебный год

Количество  учащихся

Количество отметок

% качества

% успеваемости

«5»

«4»

«3»

2009- 2010

131

19

52

60

54

100

2010- 2011        

148

28

54

66

55

100

2011- 2012        

165

32

66

67

59

100

Результаты успеваемости за последние 3 года в одном классе

Анкета «Уровень познавательной мотивации при изучении английского языка»

1.На уроки английского языка хожу с интересом.

2. Мне нравится отвечать на вопросы по теме.

3. Домашние задания выполняю с интересом.

4. Мне нравится обсуждать проблемы на уроках английского языка.

5. Узнаю много нового на уроке английского языка.

6. Выполнять проекты для меня интересно.

7. Чувствую поддержку участников группы.

8. Учу английский так как  мне легко учить его.

9. При защите проекта могу показать свои знания.

10. Проблемы, обсуждаемые на уроках английского языка мне интересны их хочется обсудить.

11. Стараюсь высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

12. Выполняя проект хочу, чтобы наш проект был самым лучшим

13. Участвуя в дискуссии задаю вопросы собеседникам.

14. В проекте могу предложить свой выход по данной проблеме.

15. Считаю, что умение создавать проекты пригодится мне в дальнейшей учебной деятельности.

16. Нравится добывать новые знания самостоятельно.

17. Чувствую желание общаться на английском языке.

18. На уроках английского языка чувствую уверенность в своих знаниях.

19. Мне нравятся уроки обсуждения разных проблем.

20 Знание английского важно для меня.

21. Высказываю свою точку зрения, даже если она отличается от мнения других.

Уровни: (положительные ответы)      1-7 – низкий            8-15 – средний             16-20- высокий

    Диагностическая карта учащегося _____класса ______________

Проект №1 “Camping”

Оценка

Знаю слова по теме

Употребляю клише

Отвечаю на вопросы по теме

Могу высказать свое мнение

Принимаю участие в дискуссии

Самооценка

Учителя

Проект № 2 “Animals’ problems”

Оценка

Знаю слова по теме

Употребляю клише

Отвечаю на вопросы по теме

Могу высказать свое мнение

Принимаю участие в дискуссии

Самооценка

Учителя

Проект №3 “Who is the best friend?”

Оценка

Знаю слова по теме

Употребляю клише

Отвечаю на вопросы по теме

Могу высказать свое мнение

Принимаю участие в дискуссии

Самооценка

Учителя

Проект №4 “My home is my castle”

Оценка

Знаю слова по теме

Употребляю клише

Отвечаю на вопросы по теме

Могу высказать свое мнение

Принимаю участие в дискуссии

Самооценка

Учителя

Уровни коммуникативной активности (по количеству набранных баллов):  10-17- низкий       18-23 – средний               24-30 – высокий


 

Упражнения при обучении монологу.

  1. Complete the scheme and make your sentences about …
  2. Complete the sentences. Make your own opinion of the problem. Use:

I like, I often, I usually, I never.

3. Describe the picture. What is/are ….doing?

4. Meeting different opinions. Agree or disagree. Start with …

5. Fill in the gaps and complete the story.

6. Look at the pictures and put the parts of the text in to the right order.

7. Make a list of…Explain your choice.

8. Find the decision of the problem. Explain your choice. ….because…

9. Make your own opinion in 5-6 sentences.

Упражнения при обучении диалогу.

  1. Answer the teacher’s questions.
  2.  Read the text and ask 5 questions.
  3. In pairs. Read the sentences and agree or disagree. Use: I think it’s true..; Yes, it’s right..; Really, I’m not sure…;No, it’s false, of cause.
  4. Make up a short conversation.

       - In general…

       - But what about..

     5. Fill in the gaps and read  the dialogue.

     6. Make an interview. Ask your partner…

     7. Discuss the question about…Give an opposite opinion. Use:      I don’t agree with you, It’s not a good idea, It’s better …But on the other hand.

     8. Choose the situations and write short conversations.

     9. Listen to the dialogue and answer the questions.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г.о. Спасск-Дальний, Приморский край

Калекова Елена Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заложение основ для формирования элементарных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.

Данный материал представляет собой защиту опытно-экспериментальной площадки по данной теме....

Обучение говорению,чтению и письму через ролевые игры в начальных классах.

Говорение- многоаспектное и сложное явление.Целью развития  говорения является умение пользоваться языком.Первым методическим правилом является следующее: при обучении говорению абсолютным средст...

Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» (с использованием технологии морфемного чтения и письма)

Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. 1.Особенность русской орфографии.Главной особенностью русской орфографи...

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по английскому языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)Оценка письменных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные...

Статья "Критерии оценки навыков речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) по английскому языку в условиях реализации ФГОС общего образования"

Данный материал будет полезен при составлении рабочих программ по английскому языку, а также его можно представить детям, т.к. при самооценивании детям будет понятно, по каким показателям они оцениваю...

урок во 2 классе по теме" Формирование навыков чтения, говорения и аудирования".

Цель: Формирование навыков чтения, говорения и аудирования....