Обобщение опыта "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку на тему

Бокова Наталья Владимировна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.pptx_111.pptx300.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы . У читель русского языка и литературы МАОУ «Петропавловская районная гимназия» Бокова Н.В.

Слайд 2

Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Слайд 3

Проблемы - Механическое заучивание (зубрежка) - Использование готовых материалов сети интернет - Отсутствие монологической речи - Узкий кругозор Снижение грамотности Низкая культура

Слайд 4

Требования ФГОС: новое качество образования Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 5

Вопросы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Как достичь нового качества образования?

Слайд 6

Критическое мышление Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; - коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Слайд 7

Ценность технологии свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся; возможность дать детям высказывать свое личное мнение ; возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов ; общение и сотрудничество со всеми людьми, то есть подготовка граждан открытого общества.

Слайд 8

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» Была разработана в конце XX века в США. В России активно внедряется с 2006 года. Основоположники - американские педагоги ( Куртис Мередит , Чарльз Темпл и Джинни Стилл ), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек , И.О.Загашев , И.В.Муштавинская и др.)

Слайд 9

Критическое мышление К ритическое мышление — это способность анализировать информацию , делать самостоятельные выводы, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Слайд 10

Базовая модель технологии Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Технология РКМЧП - надпредметная . Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Слайд 11

ТРКМЧП Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, о смысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 12

приемы технологии Прием “Корзина идей” Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Слайд 13

Прием “Составление кластера” Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Слайд 14

Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина : И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»

Слайд 15

Прием “Верные и неверные утверждения” Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Слайд 16

Прием “Написание синквейна ” Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “ синквейн ” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна . На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна . На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна . На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Слайд 17

Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза» 1 Кто? Что? 1 существительное Катерина 2 Какой? 2 прилагательных Вольнолюбивая, протестующая 3 Что делает? 3 глагола Любит, страдает, верует. 4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов Страшный вызов самодурной силе 5 Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное Луч света в темном царстве

Слайд 18

Прием “Ключевые слова” Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Слайд 19

Прием “Лови ошибку” Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Слайд 20

Прием “Нарисуйте счастье” Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Слайд 21

Прием “Письмо по кругу” Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Слайд 22

Прием “Пометки на полях” Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Маркировочные пометки: Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику. Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания. Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Слайд 23

Прием « Пометки на полях» V + - ? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобраться

Слайд 24

Прием “Написание эссе” Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.

Слайд 25

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что узнал?

Слайд 26

Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 27

Прием «Двойной дневник» Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст

Слайд 28

Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Прием «ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ»

Слайд 29

Что даёт технология развития критического мышления ученику - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Слайд 30

Что даёт технология развития критического мышления учителю - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Слайд 31

Необходимость оценивания учебных достижений и результаты. В технологии РКМЧП различают оценку качественную и количественную: Качественная - вербальная оценка, выраженная в форме суждений; - невербальная – в форме мимики и жестов; Количественная: отметка, баллы, рейтинг.

Слайд 32

Результаты ЕГЭ, ГИА Результаты региональных обследований качества № Название Срок проведения Итоговые результаты 1 Результаты итоговой аттестации ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ по литературе ГИА по русскому языку 2009-2010 г 2011-2012 г 2009-2010 г 2009-2010 г Ср.балл - 61 Ср.балл - 66 Ср.балл-55 Качество знаний – 83 % 2 Результаты региональных обследований качества (аккредитация школы) Русский язык 2010-2011 г Качество знаний 9 класс - 83,3% 11 класс - 92,9%

Слайд 33

201 1 -201 3 уч.годы Дуракова Катя, 10 класс – 1 место в районной олимпиаде по литературе. Шарин Дима, 5 класс- 4 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по литературе Радионова Катя, 11 класс - 1 место в районной олимпиаде по литературе, 1 место в районной олимпиаде по русскому языку, 7 место в республиканской олимпиаде по литературе . Раднаева Сэлмэг , 6 класс- 2 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по литературе Раднаева Сэлмэг - 3 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по литературе Бутаков Валентин, 7 класс – 3 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень Цыбенов Амгалан , 6 класс – 1 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень, 3 место во Всероссийском филологическом чемпионате , республиканский уровень Лалетина Настя, 6 класс – 2 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень Цыренова Юля, 11 класс – 3 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень Радионова Катя, 11 класс - 1 место во Всероссийском филологическом чемпионате , районный уровень , 1 место во Всероссийском филологическом чемпионате , республиканский уровень Любишина Лена, 11 класс- 1 место по литературе в олимпиаде БГУ Бокова Лиза, 5 класс – 1 место в республиканской олимпиаде школ развивающего обучения по русскому языку

Слайд 34

Новое качество образования ТРКМЧП Развитие личности Социальный опыт Духовно-нравственный опыт Формирование УУД

Слайд 35

Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова . Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта , А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: « Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой» Развитие критического мышления через чтение и письмо http://ct-net.net/ru/ct_about_ru Развитие критического мышления через чтение и письмо - http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Слайд 36

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, гру...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...