Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Онякова Валентина Николаевна

Разработка урока русского языка в 5 классе из раздела «Фонетика, графика  и орфография». Проводится во второй четверти. В данном разделе это последний урок изучения нового материала. Обучающиеся уже знакомы с основными положениями фонетики: фонетика, графика, алфавит, буква, звук, гласные и согласные звуки, их классификация и др. Ранее тема изучалась в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoynaya_rol_bukv_e_yoyu_ya.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Класс: 5

УМК:  Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская – М.: Просвещение, 2015.

Место урока в рабочей программе и в разделе: урок из раздела «Фонетика, графика  и орфография». Проводится во второй четверти. В данном разделе это последний урок изучения нового. Обучающиеся уже знакомы с основными положениями фонетики: фонетика, графика, алфавит, буква, звук, гласные и согласные звуки, их классификация и др. Ранее тема изучалась в начальной школе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Педагогическая цель: 

  • актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Цель обучающихся: 

  • вспомнить, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, когда – два звука, учиться определять, сколько звуков они обозначают.

Задачи:

Формируемые УУД:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • владеть  разными видами речевой деятельности, строить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • точно, правильно, логично   излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • формулировать проблему, выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • применять методы информационного поиска;
  • перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее в форме таблицы и схемы.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Прогнозируемые результаты:

  • обучающиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Методы и формы обучения: наблюдение над языковым материалом, приёмы исследовательского метода, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

      Приветствие обучающихся, знакомство, добрые пожелания.

Проверьте свою готовность к уроку и оцените.

  1. Актуализация знаний

 - Скоро Новый год, а на Новый год принято дарить подарки. У меня коробка – подарок от 5-классников Междуреченской школы. А что в ней, узнаете, когда откроете коробку. Чтобы открыть её, нужно ответить на вопросы.

-  Что изучает фонетика?

Открыли коробку, там другая коробка. Снова отвечаем на вопрос, чтобы открыть её и т.д.

- На какие группы делятся все звуки речи?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Чем отличается звук от буквы?

- Сколько гласных букв? Запишите на доске.

- А сколько гласных звуков? Почему букв 10, а звуков 6? Запишите на доске.

Открывается последняя коробка. В ней буквы Е, Ё, Ю, Я.

III. Целеполагание

- Почему возникли разногласия при ответе на последний вопрос? Чем необычны эти буквы?

 - Давайте сформулируем тему сегодняшнего нашего урока? (при затруднении собираем название темы из слов (рассыпалась)).

- Какую цель поставите себе на урок? (узнать (вспомнить), в чём заключается двойная роль букв е, ё, ю, я).

- Что нужно, чтобы достичь цели? (составить план).

- Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (формируется план действий на уроке с помощью слов: понаблюдать, сделать выводы, выполнить).

IV. Освоение новых знаний

  1. Наблюдение

- Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда -  два звука, заполните пустые графы таблицы. Работаем в парах, обсуждаем.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Обозначают

_________звук и

_________________

Обозначают ________звука, если стоят:

мера [м'э]

ем [й'э]

боец [й'э]

отъезд [й'э]

полёт [л'о]

ёлка [й'о]

приём [й'о]

съёмка [й'о]

клюв [л'у]

юг [й'у]

каюта [й'у]

вьюга [й'у]

сяду [с'а]

яблоко [й'а]

стоят [й'а]

обезьяна [й'а]

Самопроверка по ключу. ВЫВОДЫ

САМООЦЕНКА

- А какие звуки могут обозначать наши удивительные буквы? Давайте прочитаем материалы учебника и решим пропорции (стр. 141-142).

Один звук:

  ___       =        _Ё        =      ___       =      Я_ 

 [ ]                      [   ]                  [ 'у]                 [    ]

Два звука:

Е_         =      ___      =       Ю        =   ___ 

[     ]                 [й'о]                [       ]            [й'а]

При решении пропорции обязательно произнесение звуков.

- Охарактеризуйте первый звук, который прячется в буквах е,ё,ю,я.

САМООЦЕНКА

Физминутка

- Сейчас мы отправимся на поиски слов по теме урока. (если три колонки, то по одному человеку с каждой вызвать и дать им особое задание: найти слова, в которых две изучаемые буквы, обозначающие разное количество звуков)

«Броуновское движение» - все сидящие на 1 колонке должны найти и принести карточки со словами, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука; на 2 колонке – один звук. Колонка выстраивается и показывает свои слова, другая - проверяет правильность, потом меняются.

САМООЦЕНКА

V. Первичное закрепление полученных знаний.

Работа в парах: определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.

Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.

Каюта- ________________ ___б._____зв.

Даёт - _________________ ___б._____зв.

Льёт - _________________  ___б._____зв.

Земля - ________________ ___б._____зв.

Вьюга  - _______________ ___б._____зв.

Люк - ______________ ___б._____зв.

Лес - ___________ ___б._____зв.

Самопроверка по «ключу», обсуждение правильности выполнения, работа над ошибками с объяснением.

- Какие возникли вопросы? Что непонятно?

САМООЦЕНКА

- Почему в словах «земля», «лес», «люк» буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? Какую роль они ещё играют в этих словах? Однажды, читая книгу, я обратила внимание, что буква Е не всегда обозначает мягкость согласного. Давайте и вы прочитаете эти слова.

Орфоэпическая работа:

- Прочитайте правильно слова в соответствии с транскрипцией.

ателье [тэ]

кашне [нэ]

модель [дэ]

свитер [тэ]

теннис [тэ]

партер [тэ]

шоссе [сэ]

- Как вы думаете, почему эти слова не подчиняются правилам русского произношения? (заимствованы из других языков).  

- Все ли слова вам понятны? Значение каких слов незнакомо?

- В каком словаре можно узнать их значение? (задание: к следующему уроку выяснить значение слов).

Показать словарь иностранных слов

САМООЦЕНКА

VI. Применение полученных знаний

Отработка умения определять способ обозначения мягкости согласного.

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного на письме? (ь, и)

Упражнение 312 в учебнике – распределение слов по способу обозначения мягкости согласного (двое у доски).

        Взаимопроверка, осуждение ошибок, объяснение: какие слова не попали ни в одну из групп?

VII. Подведение итогов, рефлексия

- Соберём наши знания снова в коробки. Итак, чем необычны буквы Е, Ё, Ю, Я? Какие звуки они обозначают? Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? Чем отличается звук от буквы? В каком разделе науки о языке мы узнали так много о звуках речи? (постепенно кладём коробки друг в друга).

- Пусть знания, полученные на уроках по фонетике, так же прочно теперь хранятся в вашей памяти.

VIII. Оценка и самооценка.

Зелёная карточка - Я разобрался в теме. Могу объяснить двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я товарищам.

Жёлтая карточка – Я разобрался в теме, но остались вопросы и необходимо повторить материал

Красная карточка – Я ничего не понял. Было неинтересно.

ОЦЕНКИ учителя

Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я

Внимательно рассмотрите   таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда -  два звука? Заполните пустые графы таблицы.

Обозначают

_________звук и

_________________

Обозначают ________звука, если стоят:

мера [м'э]

ем [й'э]

боец [й'э]

отъезд [й'э]

полёт [л'о]

ёлка [й'о]

приём [й'о]

съёмка [й'о]

клюв [л'у]

юг [й'у]

каюта [й'у]

вьюга [й'у]

сяду [с'а]

яблоко [й'а]

стоят [й'а]

обезьяна [й'а]

Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я

Внимательно рассмотрите   таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда -  два звука? Заполните пустые графы таблицы.

Обозначают

_________звук и

_________________

Обозначают ________звука, если стоят:

мера [м'э]

ем [й'э]

боец [й'э]

отъезд [й'э]

полёт [л'о]

ёлка [й'о]

приём [й'о]

съёмка [й'о]

клюв [л'у]

юг [й'у]

каюта [й'у]

вьюга [й'у]

сяду [с'а]

яблоко [й'а]

стоят [й'а]

обезьяна [й'а]

Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я

Внимательно рассмотрите   таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда -  два звука? Заполните пустые графы таблицы.

Обозначают

_________звук и

_________________

Обозначают ________звука, если стоят:

мера [м'э]

ем [й'э]

боец [й'э]

отъезд [й'э]

полёт [л'о]

ёлка [й'о]

приём [й'о]

съёмка [й'о]

клюв [л'у]

юг [й'у]

каюта [й'у]

вьюга [й'у]

сяду [с'а]

яблоко [й'а]

стоят [й'а]

обезьяна [й'а]

Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я

Внимательно рассмотрите   таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда -  два звука? Заполните пустые графы таблицы.

Обозначают

_________звук и

_________________

Обозначают ________звука, если стоят:

мера [м'э]

ем [й'э]

боец [й'э]

отъезд [й'э]

полёт [л'о]

ёлка [й'о]

приём [й'о]

съёмка [й'о]

клюв [л'у]

юг [й'у]

каюта [й'у]

вьюга [й'у]

сяду [с'а]

яблоко [й'а]

стоят [й'а]

обезьяна [й'а]

Один звук:

  ___       =        _Ё        =      ___       =      Я_ 

  [ ]                      [   ]                  [ 'у]                 [    ]

Два звука:

Е_         =      ___      =       Ю        =   ___ 

[     ]                 [й'о]                [       ]            [й'а]

Один звук:

  ___       =        _Ё        =      ___       =      Я_ 

  [ ]                      [   ]                  [ 'у]                 [    ]

Два звука:

Е_         =      ___      =       Ю        =   ___ 

[     ]                 [й'о]                [       ]            [й'а]

Один звук:

  ___       =        _Ё        =      ___       =      Я_ 

  [ ]                      [   ]                  [ 'у]                 [    ]

Два звука:

Е_         =      ___      =       Ю        =   ___ 

[     ]                 [й'о]                [       ]            [й'а]

Один звук:

  ___       =        _Ё        =      ___       =      Я_ 

  [ ]                      [   ]                  [ 'у]                 [    ]

Два звука:

Е_         =      ___      =       Ю        =   ___ 

[     ]                 [й'о]                [       ]            [й'а]

Определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.

Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.

Каюта- ________________ ___б._____зв.

Даёт - _________________ ___б._____зв.

Льёт - _________________  ___б._____зв.

Земля - ________________ ___б._____зв.

Вьюга  - _______________ ___б._____зв.

Люк - ______________ ___б._____зв.

Лес - ___________ ___б._____зв.

Определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.

Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.

Каюта- ________________ ___б._____зв.

Даёт - _________________ ___б._____зв.

Льёт - _________________  ___б._____зв.

Земля - ________________ ___б._____зв.

Вьюга  - _______________ ___б._____зв.

Люк - ______________ ___б._____зв.

Лес - ___________ ___б._____зв.

Определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.

Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.

Каюта- ________________ ___б._____зв.

Даёт - _________________ ___б._____зв.

Льёт - _________________  ___б._____зв.

Земля - ________________ ___б._____зв.

Вьюга  - _______________ ___б._____зв.

Люк - ______________ ___б._____зв.

Лес - ___________ ___б._____зв.

Карта самооценки

ФИ_____________________________________________________________

Оцените свою работу на каждом этапе урока с помощью знаков:

+ я всё выполнил правильно, знал ответы на вопросы

-  я не справился с заданием, не знал ответов на вопросы

˅ я допустил 1-2 ошибки

?  у меня остались вопросы

Работа с таблицей

Решение пропорций

Поиск слов

Выполнение упражнения

Орфоэпическая работа

Карта самооценки

ФИ_____________________________________________________________

Оцените свою работу на каждом этапе урока с помощью знаков:

+ я всё выполнил правильно, знал ответы на вопросы

-  я не справился с заданием, не знал ответов на вопросы

˅ я допустил 1-2 ошибки

?  у меня остались вопросы

Работа с таблицей

Решение пропорций

Поиск слов

Выполнение упражнения

Орфоэпическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....