Главные вкладки

    Конспект урока: "Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»".
    план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

    Артикова Евгения Борисовна
    Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» по учебнику «Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен».

    Тип урока: развитие речи

    Технология: развития критического мышления посредством чтения и письма

    Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

    Задачи урока:

    Образовательный аспект: 

    • закрепить и углубить представление об описании;
    • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
    • познакомить с творчеством фотографа Гиппенрейтера;
    • учить школьников использовать эмоционально-выразительные средства языка;
    • формировать умение описывать пейзажи по фотографии.

    Развивающий аспект: 

    • развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
    • развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
    • развивать творческие способности. 

    Воспитательный аспект:

    • способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к  родному языку;
    • способствовать формированию коммуникативных качества  личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
    • воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству фотографии и к творчеству фотографов; любовь к природе, чувство прекрасного.

    Оборудование урока:

    • репродукции фотографий В. Гиппенрейтера;
    • запись композиции Э. Кортазара; 
    • раздаточный материал для обучающихся (Справочный материал);
    • Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля.

    Этапы урока

    1. Стадия вызова. Введение в тему. Постановка учебной цели.
    1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и  его анализ.
    2. Стратегия «Вопросительные слова».
    3. Актуализация знаний.
    1. Стадия осмысления.
    1. Сообщение ученика (краткая презентация фотографий).
    2. Устное описание фотографии.
    3. Задание-эксперимент.
    4. Интересные находки. Проверка домашнего задания.
    1. Стадия рефлексии.

    Ход урока

    Запись числа и темы урока.

    1. Стадия вызова.

    Введение в тему. Постановка учебной цели.

    1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.

    Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно. Можно даже, сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежностью припухлостью между тоненьких жилок.

    Индивидуальная работа – 2 человека:

    • выписать на доске значение слова пытливый из Толкового словаря С.И. Ожегова;
    • подобрать однокоренные слова к слову пытливый (пытаться, попытка, любопытный, опыт, опытный).

    Вопросы для анализа текста

    Беседа с классом.

    1. Определите тему текста (о чем?)
    2. Определите основную мысль. В каком предложении содержится основная мысль? Можно записать это предложение как эпиграф? Что такое эпиграф?

    (Все зависит от пытливости и остроты взгляда) Запись эпиграфа.

    Какого стиля текст?

    1. А что значит пытливость? Какого человека можно назвать пытливым? Подберите синоним к слову. Что такое синоним? Проверка индивидуального задания (работа со словарем С.И. Ожегова).

    Запись в тетрадь: пытливый, любопытный, любознательный, стремящийся все знать, понимать.

    Кто же сегодня будет самым пытливым, у кого будет острый взгляд?

    1. Стратегия «Вопросительные слова».

    А для начала давайте определимся: какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте вопросы, используя слова «что», «какие», «как», «зачем». (Проверяем глубину понимания цели, например,  я сегодня хочу узнать, как писать сочинение-описание, что такое описание, зачем нужно уметь писать сочинения, где это пригодится, какие средства выразительности используются в описании?).

    1. Актуализация знаний.

    Что такое описание как тип речи? Прочитаем справочный материал на партах, отметим особенности текста-описания. (Читает ученик).  Мы на предыдущих уроках развития речи создавали тексты-описания осени. Осень в ваших сочинениях была яркой, золотой, дарящей радость,  гармонию, множество красок. Но природа все время разная. И фотография способна запечатлеть эти неповторимые мгновения.

    По фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» вы будете писать домашнее сочинение (рассмотрите цветную вклейку 9 в учебнике).

    1. Стадия осмысления.

    Кто автор фотографии?

    1. Сообщение ученика (краткая презентация фотографий). Запись в тетрадь.

    Вадим Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США. Это человек, который объехал всю нашу страну, автор многочисленных фотоальбомов, уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы.

    У.: Можно сказать, что профессия фотографа предполагает такие качества, как пытливость и остроту взгляда?

    2. Устное описание фотографии.

    Обратимся к фотографии «Сухие стволы сосен». Что изображено? Какое общее впечатление от фотографии? (Обращаем внимание на план сочинения в «Справочном материале»).

    (Производит мрачное впечатление, грустное, тяжелое, задумываешься, почему они сухие, какими они были раньше).

    У.: Что на переднем плане? Стволы занимают центральное место на фотографии.  Какие цвета преобладают на заднем плане? Основная мысль фотографии? Что нам хотел сказать автор?

    (Природа необычайна, неповторима и величественна в любом проявлении, будь то золотая аллея берез или сухие перекрученные ветром сухие стволы деревьев. Нужно быть пытливым и внимательным, чтобы это видеть и понимать).

    Готовим рабочие материалы для сочинения.

    3. Задание-эксперимент.

    У.: А зачем нужны деревья? Что бы ответил поэт?

    В одной притче о деревьях я прочитала, что деревья нужны для того, чтобы слушать музыку ветра. А еще говорят, что «музыка – это поэзия воздуха» (Жан Поль). Для многих поэтов звучащая музыка была и является непременным условием творчества. Стихия музыки подпитывает вдохновение, создает удивительную атмосферу для выражения собственных чувств и настроений. Предлагаю вам прослушать музыкальную композицию Эрнесто Кортазара (пианиста и композитора) и письменно выразить свои эмоции, чувства, настроение от музыки и фотографии «Сухие стволы сосен».

    Запись в тетрадь:

    • 1 ряд, слушая музыку, записывает «я вижу…»
    • 2 ряд записывает «я чувствую…»
    • 3 ряд «я представляю…»

    Это могут быть слова, словосочетания, предложения.

    Звучит музыка (2 мин.)

    1. Интересные находки. 

    Проверка домашнего задания.

    У.: Дома вы подбирали выразительные средства, которые можно использовать при описании леса, неба, травы, деревьев. Послушаем ваши варианты.

      Материал для описания деталей фотографии есть также в «Справочном  материале» на партах. Вы можете взять его домой. Обратите внимание на план сочинения. Не забудьте передать основную мысль фотографии. Запишите домашнее задание – написать сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен». Объем сочинения 10-12 предложений.

    1. Стадия рефлексии.

    У.: Какие из заданий привели вас к новым идеям? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире фантазий, идей?

    Заключительное слово учителя.

    Увы, очень редко мы обращаем внимание на проплывающие в небе облака или шепчущиеся между собой осенние листья, танцующие хороводы берез или плачущие струи дождя…

    Смотрите и учитесь наслаждаться. И постарайтесь не забывать, что мир вокруг нас полон самой совершенной живописи, надо лишь внимательнее смотреть на него…

    Попробуйте сделать свои интересные  находки в природе, а если умеете фотографировать, то сделайте снимки. Мы устроим выставку лучших работ. А по самому интересному снимку напишем следующее сочинение-описание…Удачи! Спасибо за общение, умные и необычные мысли.

    Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Подготовка проектов "Новогоднее поздравление" (по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 3)

    Данный урок представляет собой урок-проект для обучающихся 3 класса....

    Конспект урока "Подготовка к сжатому изложению"

    Подготовка к сжатому изложению...

    Конспект урока "Подготовка ткани к раскрою,раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой деталей блузки".

    Конспект урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для учащихся 8 класса ...

    Конспект урока "Подготовка ткани к раскрою и раскрой деталей кроя цельнокроеного платья".

    Конспект урока по швейному делу для учащихся 8 класса специальной  коррекционной) школы 8 вида ...

    конспект урока_подготовка к устной части ЕГЭ

    Это конспект урока, основная цель которого - обобщить пройденный материал по теме Музыка. Так как урок проводился в 11 классе, часть учеников которого планируют сдавать ЕГЭ, я решила проэксперементиро...

    Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

    Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...