Фрагмент урока - обобщения "Правописание Н- НН в суффиксах", "Правописание НЕ с частями речи"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Абсалямова Айман Утаровна

Урок разработан в целях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Данная тема  вызывает  трудность  в усвоении и правописании у обучающихся, потому что  не всегда в 6 и 7 классах  удаётся научить их различать особенности написания Н-НН в зависимости от части речи. 

Одной из самых трудных тем в орфографии является правописание НЕ с частями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_n_nn_ne.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока – обобщения

по теме « Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий»

Урок разработан в целях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Данная тема  вызывает  трудность  в усвоении и правописании у обучающихся, потому что  не всегда в 6 и 7 классах  удаётся научить их различать особенности написания Н-НН в зависимости от части речи. Из своего  40-летного опыта преподавания я пришла к практическому выводу, что необходимо чётко распределять 3 части речи с написанием данного суффикса и запомнить исключения.

1. Мной составлена  и распечатана для каждого ученика таблица –алгоритм.

2. Для группы А (слабоуспевающих учащихся) подготовлено упражнение-распределение в 4 столбца (наречия, отымённые прилагательные, отглагольные прилагательные., полные страдательные причастия)

3. Для остальных учащихся ( группа Б) проводится распределительный диктант: 1-ый столбик - одна Н;  2-ой столбик – две НН

Причём сложные случаи правописания Н-НН в кратких прилагательных и кратких причастиях не включёны  пока  в работу.

4. Затем на примерах предложений с одинаково звучащими краткими прилагательными и краткими причастиями выполнятся тест  из сб.Ткаченко, в котором уже выделены курсивом отглагольные и отымённые прилагательные в отличие от  полных и кратких причастий

5. Группа А выполняет тестовую часть ОГЭ или ЕГЭ(по 4 примера), а группа Б вставляет Н-НН в деформированный текст из сборника Ткаченко

6. Затем вслух зачитываются для запоминания исключения из правил.

Таблица - алгоритм рассуждений

Н- НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

Н                                                              НН

А) Прилагательные (в уме задаём вопрос «Из чего? Из кого?»)

                                                                      1) сущ.+ енн.онн!

1)сущ +ан.ян,ин                                         2) в основе естьН

Б) Причастия (в уме задаём вопрос «Что сделанный?»)

1) Нет приставки                                 1) есть приставка, кроме НЕ

2) Нет суфф.ОВА_ЕВА                       2) есть ОВА_ЕВА

3) Нет зависимого слова                  3)есть зависимое слово

4) Глагол несоверш.вида                  4) глагол соверш.вида без приставки

5)Краткое причастие

В) Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного:

1) У причастия вопрос «Что сделан?» и дальше чаще всего имеется или подразумевается КЕМ или ЧЕМ?

2) А краткое прилагательное обозначает признак, качество и отвечает на вопрос «Какова, каков, каково, каковы?» и пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного.

3)В наречиях столько Н, сколько их в полном прилагательном, от которого оно образовано.

                                     

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Н

НН

свиной

медленный

ветреный

деревянный

раненый,

оловянный

румяный

стеклянный

жёваный

надменный

кованый

священный

юный

деланный

пьяный

желанный

багряный

жеманный

рьяный

невиданный - неслыханный

труженик

Нечаянный - отчаянный

вареник

Нежданный - негаданный

мученик

названый (брат)

смышлёный

пряный

посажёный (отец)

приданое (невесты)

Фрагмент урока-обобщения

по теме «Не с частями речи» в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ

Одной из самых трудных тем в орфографии является правописание НЕ с частями речи.

Исходя из своего практического опыта,  пришла к выводу о необходимости в 4 четверти 7 класса, в 9  и 11 классах  проведения урока –обобщения и повторения данной темы в целостной системе.

В первую очередь стремилась научить обучающихся чёткому разделению на части речи с затруднительным правописанием НЕ, и только через несколько уроков-повторений и закреплений теории  приступать к автоматизации в выборе слитного- раздельного написания Не с частями речи.

1. Мной  составлена таблица – алгоритм рассуждений и исключений, которая была  у каждого учащегося

2. В соответствии с уровнем знаний  конкретных учеников, разделенных по группам, были составлены деформированные тексты для осознанного выбора и распределения орфограммы по частям речи

3. Следующий этап работы включает в себя распределительный диктант в 2 столбика: слитно-раздельно  НЕ с прилагательными, причастиями, наречиями, существительными, местоимениями.

4. В 7 классах иногда уместна игра: дети соединяют ладони , когда мной зачитывается текст, если надо писать слитно

5. Вслух зачитываются несколько раз исключения из правил.

             

Таблица – алгоритм рассуждений

НЕ   с частями речи

1)  А) Глаголы, краткие причастия, деепричастия   всегда- РАЗДЕЛЬНО

     Б) Если у причастия есть зависимое слово                      - РАЗДЕЛЬНО

     В)Если у прилагательного , наречия есть такие слова: далеко НЕ,

     отнюдь НЕ, вовсе НЕ, нисколько НЕ, ничуть НЕ          - РАЗДЕЛЬНО

    Г)Если  есть противопоставление с союзом А                  -РАЗДЕЛЬНО

   Д) Если у местоимения есть предлог                                    -РАЗДЕЛЬНО

2) А) если без НЕ это слово не употребляется                        СЛИТНО

     Б)если можно заменить синонимом

    В) Если у местоимения нет предлога                                    СЛИТНО

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Нездоровится, недомогать, невзвидеть, ненавидеть, недоумевать, неистовствовать, неволить, негодовать, небылица, невежа, невежда, неряха, несуразица.

ЗАПОМНИТЬ:

1. НЕ кто иной, как      Не что иное , как

2. Никто иной.                        Ничто иное

3.Во что бы то ни стало. Ни свет ни заря. Ни то ни сё. Ни пять ни шесть. Ни рыба ни мясо

Таким образом, используя не совсем научные методы алгоритмов, можно обобщить и восполнить пробелы в  знаниях обучающихся выпускных классов и закрепить умения автоматического правильного выбора орфограмм Н-НН, НЕ с частями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей. часть 2

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей....

Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"

Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях   разных  частей  речи"...

Памятка по правописанию окончаний разных частей речи

Предложенная памятка поможет учащимся безошибочно определять написание  слов разных частей речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Интерактивная тренажёр "Слитное и раздельное правописание слов разных частей речи"

Интерактивный тренажер "Слитное и раздельное правописание  слов разных частей речи"   предназначен для уроков повторения изученного материала. Он может быть использован д...