Раздаточный материал к урокам русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Семенова Светлана Григорьевна

Раздаточный материал представляет собой карточки с заданиями для учащихся. Может быть использован на различных этапах урока: изучение нового материала, закрепление,повторение изученного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздаточный материал к теме  «Неопределённые местоимения»

1 .Содержание задачи. Прочитайте стихотворение А. Коваля « На яхте»  и ответьте на вопросы

Однажды куда- то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

 

А вечером после заката

На берег вернуться домой.-

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Вопросы.

-Кто поплыл на яхте?.......................................................................

-О чём кричали чайки?....................................................................

-Какие люди встретили его?...........................................................

-Какой дельфин нырял в волны?....................................................

- Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?

……………………………………………………………………………………………………………………………

2.Содержание задачи. Работа с таблицей.

  1. Заполните пустые места в таблице.
  2. Ответьте на вопрос: Как образуются неопределённые местоимения?

РАЗРЯД

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ…

?

?

?

КТО

НЕКТО
КОЕ-КТО

КТО-ТО
КТО-ЛИБО
КТО-НИБУДЬ

КАКОЙ

КОЕ-КАКОЙ

КАКОЙ-ТО

КОТОРЫЙ

НЕКОТОРЫЙ

КОТОРЫЙ-ЛИБО

СКОЛЬКО

НЕСКОЛЬКО

СКОЛЬКО-ТО

___________________________________________________________________________________________

Правильный ответ.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью:

  • трёх суффиксов -то-нибудь-либочто-токто-токакой-тосколько-токто-нибудь
  • что-нибудькакой-нибудьсколько-нибудькто-либочто-либокакой-либосколько-либо;

двух приставок кое- и не-кое-ктокое-чтокое-какойнектонечтонекоторыйнекийнесколько

3.Содержание задачи.

Прочитайте примеры с местоимениями и приведите в соответствие  колонки,

используя материал для справок

Местоимение

Значение

Примеры

с    – нибудь

      - либо

      - то

       не -

Дай мне сколько-нибудь денег.

Якупил несколько сувениров.

Сколько-то человек пропало в горах

с   -то

Кто-то стучит. Какая-тособака лает

с    – нибудь

      - либо

Возьми какую-нибудь книгу.

Обратись к кому-либо.

 с  кое- и не-

К тебе кое-кто приходил.

Некто спал на диване и оставил следы грязных лап.

Материал для справок:

Значение

1

указывают на неизвестный предмет, признак

2

указывают неопределённое количество

3

указывают на известный говорящему, но неизвестный собеседнику предмет или признак

4

указывают на любой (всё равно какой) предмет или признак

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ.

Местоимение

Значение

Примеры

с    – нибудь

      - либо

      - то

       не -

2.неопределённое количество

Дай мне сколько-нибудь денег.

Якупил несколько сувениров.

Сколько-то человек пропало в горах

с   -то

1.указывают на неизвестный предмет, признак:

Кто-то стучит. Какая-тособака лает

с    – нибудь

      - либо

4.указывают на любой (всё равно какой) предмет или признак.

Возьми какую-нибудь книгу.

Обратись к кому-либо.

 с  кое- и не-

3.указывают на известный говорящему, но неизвестный собеседнику предмет или признак

К тебе кое-кто приходил.

Некто спал на диване и оставил следы грязных лап.

Раздаточный материал к теме «Фразеологизмы»

1.Содержание задачи.  Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя предлагаемые ниже таблицы:

фольклор

мифология древнего мира

история

За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету,  провалиться в тартарары, казанская сирота, по щучьему велению, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, муки  Тантала, Троянский конь, положить в долгий ящик, вавилонское столпотворение, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, молочные реки и кисельные берега, Дамоклов меч, перейти Рубикон.

земледелие

охота,

рыбная ловля

ремёсла

Подготовить почву. закинуть удочку, тянуть канитель, поднимать целину,на ловца и зверь бежит, доводить до белого каления, снять стружку, мутить воду, ни пуха ни пера, бить баклуши, переть на рожон, попасть впросак, точить лясы.

_____________________________________________________________________________________

Правильный ответ:

фольклор

мифология древнего мира

история

За тридевять земель

при царе Горохе

по щучьему велению

рожки да ножки

у разбитого корыта

искать жар-птицу

молочные реки и кисельные берега

кануть в Лету

провалиться в тартарары

пиррова победа

ахиллесова пята

муки  Тантала

Троянский конь

вавилонское столпотворение

прометеев огонь

перейти Рубикон

казанская сирота

кричать во всю Ивановскую

положить в долгий ящик

коломенская верста

филькина грамота

поднять на щит

Дамоклов меч

земледелие

охота,

рыбная ловля

ремёсла

Подготовить почву

поднимать целину

закинуть удочку

на ловца и зверь бежит

мутить воду

ни пуха ни пера

переть на рожон

тянуть канитель

доводить до белого каления

снять стружку

бить баклуши

попасть впросак

точить лясы

Раздаточный материал к теме «Словообразование»

1.Содержание задачи. Запишите по три слова, образованных указанным способом.

  1. Приставка + основа слова  =
  2. Основа слова + е(о) + основа слова =
  3. Основа слова + суффикс =

______________________________________________________________________________________

Правильный ответ:

  1. Приехать
  2. Пароход
  3. Старинный

2.Содержание задачи. Запишите словообразовательную цепочку, учитывая последовательность образования слов друг от друга.

Приготовить, готовить, готовый, приготовление

_______________________________________________________________________________________

Правильный ответ:

готовый  -готовить -  приготовить -  приготовление

3.Содержание задачиЗапишите  словообразовательные  цепочки, восстанавливая пропущенные слова

 Разберите слова по составу.

Шёлк   …      …       шелковистость

Масло   …     …     маслянистость

Гитара   …         гитаристка

Аптека    …       аптекарский

_______________________________________________________________________________________

4.Содержание задачи. Составьте слово по морфемам.

  1. корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.
  2. корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффиксы и окончание взяты из слова узнавание.
  3. суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание – из слова исключительный.
  4. Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в слове перепрыгнул. Суффиксы одинаковые с глаголом слышать.
  5. Корень его находится в слове преподносить, приставка – в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый?

______________________________________________________________________________________

Правильный ответ: 1.Рассказчик. 2)Преподавание. 3)Исполнительный. 4)Перелетать.5)Выносливый.

Раздаточный материал к теме «Имя прилагательное»

1.Содержание задачи. В соединении с каким существительным превратятся  в прилагательные глаголы жал, лёг, мыл, стой? (Кий)

2.Содержание задачи. К каким различным частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? Почему?

_______________________________________________________________________________________

Правильный ответ:

Существительные: жаркОе, звонОк, мелОк.

Прилагательные:жАркое, звОнок, мЕлок.

3.Содержание задачи. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без…скусногоповествования,благодаряв..ликолепнымусловиям, зол…тистымлучом,восх…тительнуюк…ртину,пр…неприятное событие,р…скошным нарядом, пор…зительнаяч…стота, ар…матным ландышем, м…ллион алых роз, б…рмудский треугольник.

Взаимопроверка в группах (парах).

– Подчеркните среди записанных слов словарные.

_______________________________________________________________________________________

4.Содержание задачи. От прилагательных образуйте существительное и  глагол.

существительное

глагол.

чёрный

синий

белый

зелёный

__________________________________________________________________________

5.Содержание задачи. Прочитайте отрывок. Из какого он произведения?(Из сказки Г. Остера)

– Что ты говоришь, мартышка? – возмутился удав. – Какая ещё

хрюря?

– Пампукскаяхрюря! – сказала матрышка. – Пампукская!

– Никакихпампукскиххрюрь я никогда не видел! – закричал удав.

–Малоличеготыневидел!–сказаламартышка.–Тыегоне видел, а оно есть.

– Где? – спросил удав.

– В разных местах, – сказала мартышка.

1.Найдите имена прилагательные.Что в них необычного?

2.По каким признакам вы обнаружили эти имена прилагательные?

3.Как называется общее значение, которое объединяет эти «странные» прилагательные?

____________________________________________________________________________________

Правильный ответ:

1.Пампукская ,пампукских

2.Отвечают на вопросы какой? какая?. Обозначают признак предмета.

3.Грамматическое.

4. Имя прилагательное как часть речи.

5.Содержание задачи. Допишите предложения, чтобы утверждение стало верным.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы _______, обозначает _______, в предложении является ________.

- Вспомните, какие три признака лежат в основе классификации слов языка по частям речи? (Грамматические, морфологические, синтаксические)

-Все ли признаки присутствуют в вашем предложении? (Да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование наглядного и раздаточного материала на уроках иностранного языка".

Для   Для  доступности и посильности изучения иностранного языка учителю помогают наглядность, различный дидактический материал, карточки разного типа.Учитывая  большую роль принц...

Раздаточный материал к урокам русского языка

Карточки  по  орфографии,  синтаксису  и  пунктуации,  которые  можно  использовать  на  уроках  русского  языка  в 5-9  классах. ...

Конспект и раздаточный материал к уроку русского языка в 8 классе на тему "Ораторская речь"

Урок русского языка. Тема: «Ораторская речь»Цель: сформировать умение выделять признаки хорошей ораторской (публичной) речи.Задачи:1.      Развивать навыки работы с текстом в ...

раздаточный материал к уроку русского языка в 6 классе по теме "указательные местоимения"

"Путевой лист" содержит основные задания (устные и письменные), которые ученик будет выполнять на уроке. Особенность данного материала в том, что дети самостоятельно определяют порядок выполнения зада...

Комплект раздаточного материала к урокам русского языка

Комплект раздаточного материала по основным орфографическим темам, по второстепенным членам предложения. Рекомендуется к использованию на уроках русского языка с 5 по 9 класс, для подготовки к итогово...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Раздаточный материал. Карточки по русскому языку. 6 класс

Раздаточный материал. Карточки по русскому языку. 6 класс...