Подготовка к устному экзамену по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Методические рекомендации помогут учащимся в подготовке к устному экзамену по УМК М.М. Разумовской. В работе дается анализ трудностей и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подготовка к устному экзамену | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание №
Подготовка к устному экзамену по русскому языку.
Методические рекомендации.
Русский язык является основной дисциплиной для учащихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки к устному экзамену, как допуску к ОГЭ, стала одной из самых актуальных.
Это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней - всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки к экзамену.
Анализируя впервые проведенный в этом году устный экзамен, я обратила внимание на трудности, с которыми столкнулись ребята, и решила подготовить для них методические рекомендации.
Первые сложности были связаны с произношением и правильной постановкой ударения в словах, также девятиклассники испытывали трудности со склонением числительных. Кроме того, детям сложно построить полные ответы на заданные вопросы. Ребята не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Речь учащихся не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.
Чтобы учащиеся осознанно подошли к этому экзамену, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5 класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.
Задание № 1.
Чтение текста.
Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.
При подготовке к чтению обрати внимание на количество абзацев, на слова, в которых нужно правильно расставить ударения, на числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. С точки зрения синтаксического оформления текста нужно обратить внимание на знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.
Алгоритм подготовки к чтению.
- Посмотри, о ком текст, который дан в задании.
- Обрати внимание на ударения в Ф.И.О. и трудных словах.
- Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.
- Прочитай правильно числительные, встретившиеся в тексте. Вспомни правила о паузах, если встречаются знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.
- Читай текст в среднем темпе, не забывая о паузах между абзацами и интонации конца предложения.
Я в своей практике, работая по УМК М.М. Разумовской, использую для подготовки ребят к чтению лингвистические тексты, которые достаточно часто даются в учебниках с 5 по 9 класс. Это тексты о русских лингвистах, именно в них можно найти слова, в которых нужно обратить внимание на ударение в фамилиях, именах и отчествах языковедов и в лингвистических терминах. А также в этих упражнениях даются числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. Кроме того, мы с ребятами с 5 класса ведем словарики ударений и работаем по таблице склонения числительных.
Задание №2
Пересказ текста.
При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.
Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.
Алгоритм подготовки к пересказу.
- Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
- Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
- Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
- Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
- Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
- Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
- Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
- Выбери способ цитирования.
- Составь план и перескажи текст.
Алгоритм введения цитаты.
- Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
- Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
- Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.
Способы введения цитирования.
- Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
- Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
- Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.
Способы цитирования.
Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.
- Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
- Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д....) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
- Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.
Косвенное цитирование - это приведение цитаты в измененном виде, через сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).
В качестве подготовки к этому заданию также использую лингвистические тексты из УМК М.М. Разумовской. А фразы о лингвистах и их работах подыскиваем в цитатниках в интернете.
Уже с 5 класса необходимо формировать навыки смыслового чтения, пересказа, создания устной формы разных видов сочинения, чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы.
Задание №3
Монологическое высказывание.
В этом задании нужно выбрать тип речи, в котором вы будете составлять свое высказывание.
- тема - описание по фотографии
- тема - повествование на основе жизненного опыта
3 тема - рассуждение на заданную тему
Составляем пошаговую инструкцию по составлению устного высказывания.
Шаг 1.
Знакомимся с темой высказывания.
Внимательно читаем подсказки.
Осмысливаем их.
Выделяем ключевые слова для составления высказывания.
Шаг 2.
Определяем основною мысль высказывания.
Выясняем, о каких свойствах, явлениях должна идти речь в высказывании.
Шаг 3.
Строим план высказывания.
Шаг 4.
Составляем высказывание.
Не забываем о логических переходах от одного предложения к другому.
Шаг 5.
Дополняем свой ответ примерами из собственного жизненного опыта.
Алгоритм составления монологического высказывания.
- Прочти внимательно задание.
- Определись с темой высказывания.
- Обрати внимание на подсказки, данные в задании.
- Вспомни, как строится высказывание данного стиля речи.
- Построй план своего монолога.
Начинаем подготовку к устному монологическому высказыванию с пятого класса. К монологическому высказыванию по теме№1 - описание по фотографии - нам помогают готовиться задания по развитию речи, сочинения по цветным вклейкам в УМК М.М. Разумовской.
Тема №1
Описание.
- Вступительная часть
Скажи несколько слов о теме - 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)
Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)
- Основная часть Расскажите:
кто запечатлен на фотографии?
какие действия совершают люди?
о чем думают?
какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки).
- Заключительная часть
Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,
выразить свое мнение (1 -2 предложения)
Монологические высказывания по теме №2 - повествование. К нему нас готовят задания по созданию сочинений на свободные темы, связанные с жизненным опытом ребенка.
Тема №2
Повествование
- Вступление
Скажи несколько слов о теме - 1-2 предложение (праздник, спортивные соревнования, поездка, мероприятие и др.)
Теперь описывай, где и когда это происходило (еще 1-2 предложения)
- Основная часть
Расскажите:
кто участники этого события?
как готовились к событию?
как все происходило? (см. предложенные подсказки)
как участники относятся к этому событию?
- Заключительная часть.
- Вывод.
Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,
выразить свое мнение (1-2 предложения).
Самым сложным для ребят является монологическое высказывание по теме №3 - рассуждение, при создании данного вида высказывания учащийся должен научиться:
- рассуждать на заданную тему;
- создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения;
- аргументировать свою точку зрения, используя предложенный материал;
- точно, логично выражать свои мысли в высказывании.
Создание сочинения-рассуждения в устной форме - это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.
Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения созданию сочинения-рассуждения. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.
Рассуждение
- 1. Вступительная часть
- Сформулируй тезис
Скажи несколько слов о теме - 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)
Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)
- 2. Основная часть
- Расскажите:
кто запечатлен на фотографии?
какие действия совершают люди?
о чем думают?
какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки)
- 3. Заключительная часть
Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом, выразить свое мнение (1-2 предложения).
Задание № 4
Диалог.
Алгоритм подготовки к диалогу.
- Прослушай вопрос, выдели в нем ключевые слова (диалог будет по той же теме, что и твое монологическое высказывание).
- Твой ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы. Правильно составленный вопрос уже содержит часть ответа на него.
- Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
- Ответ на последний вопрос должен быть больше по объему, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы и рекомендации.
Таким образом, используя УМК М.М. Разумовской, можно подготовить учащихся к их первому испытанию – устному экзамену по русскому языку. Предложенная авторами система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в чтении, пересказе, создании высказываний разных типов речи. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая по УМК М.М. Разумовской уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для подготовки к устному экзамену по английскому языку
Общие требования к экзаменам...
Устный экзамен по русскому языку.
Проект. Образцы контрольных измерительных материалов для раздела: "Говорение"....
Монолог и диалог. Устный экзамен по русскому языку "Говорение". Варианты заданий для подготовки обучающихся.
Материал способствует определению круга тем для подготовки обучающихсяк устному экзамену ....
Материалы для классного информационного стенда "Готовимся к устному экзамену по русскому языку"
Данные наглядные материалы позволяют учащимся опираться на основные положения требований и критериев устного экзамена-допуска к ОГЭ п русскому языку при подготовке...
подготовка к устному экзамену по русскому языку
этапы устного экзаменв по русскому языку...
Тренировочный вариант для подготовки к устному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Представлен вариант устной части ОГЭ. Составлен на основе демоверсии ФИПИ....
Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку в 9 классе"
Подготовка к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку...