Подготовка к устному экзамену по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Пасынкова Галина Васильевна

Методические рекомендации помогут учащимся в подготовке к устному экзамену по УМК М.М. Разумовской. В работе дается анализ трудностей и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к устному экзамену28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №

Подготовка к устному экзамену по русскому языку.

Методические рекомендации.

        Русский язык является основной дисциплиной для учащихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки к устному экзамену, как допуску к ОГЭ, стала одной из самых актуальных.

Это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней - всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки к экзамену.

Анализируя впервые проведенный в этом году устный экзамен, я обратила внимание на трудности, с которыми столкнулись ребята, и решила подготовить для них методические рекомендации.

Первые сложности были связаны с произношением и правильной постановкой ударения в словах, также девятиклассники испытывали трудности со склонением числительных. Кроме того, детям сложно построить полные ответы на заданные вопросы. Ребята не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Речь учащихся не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.

        Чтобы учащиеся осознанно подошли к этому экзамену, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5 класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

 


Задание № 1.

Чтение текста.

Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.

При подготовке к чтению обрати внимание на количество абзацев, на слова, в которых нужно правильно расставить ударения, на числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. С точки зрения синтаксического оформления текста нужно обратить внимание на знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.

Алгоритм подготовки к чтению.

  1. Посмотри, о ком текст, который дан в задании.
  2. Обрати внимание на ударения в Ф.И.О. и трудных словах.
  3. Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.
  4. Прочитай правильно числительные, встретившиеся в тексте. Вспомни правила о паузах, если встречаются знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.
  5. Читай текст в среднем темпе, не забывая о паузах между абзацами и интонации конца предложения.

Я в своей практике, работая по УМК М.М. Разумовской, использую для подготовки ребят к чтению лингвистические тексты, которые достаточно часто даются в учебниках с 5 по 9 класс. Это тексты о русских лингвистах, именно в них можно найти слова, в которых нужно обратить внимание на ударение в фамилиях, именах и отчествах языковедов и в лингвистических терминах. А также в этих упражнениях даются числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. Кроме того, мы с ребятами с 5 класса ведем словарики ударений и работаем по таблице склонения числительных.

Задание №2

Пересказ текста.

При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.

Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.

Алгоритм подготовки к пересказу.

  1. Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
  2. Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
  3. Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
  4. Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
  5. Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
  6. Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
  7. Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
  8. Выбери способ цитирования.
  9. Составь план и перескажи текст.

Алгоритм введения цитаты.

  1. Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
  2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
  3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

Способы введения цитирования.

  1. Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
  2. Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
  3. Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.

Способы цитирования.

Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.

  1. Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
  2. Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д....) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
  3. Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.

         Косвенное цитирование - это приведение цитаты в измененном виде, через             сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).

В качестве подготовки к этому заданию также использую лингвистические тексты из УМК М.М. Разумовской. А фразы о лингвистах и их работах подыскиваем в цитатниках в интернете.

Уже с 5 класса необходимо формировать навыки смыслового чтения, пересказа, создания устной формы разных видов сочинения, чтобы успешно  выполнить творческую часть экзаменационной работы.

Задание №3

Монологическое высказывание.

В этом задании нужно выбрать тип речи, в котором вы будете составлять свое высказывание.

  1. тема - описание по фотографии
  2. тема - повествование на основе жизненного опыта

      3 тема - рассуждение на заданную тему

Составляем пошаговую инструкцию по составлению устного высказывания.

         Шаг 1.

Знакомимся с темой высказывания.

Внимательно читаем подсказки.        

Осмысливаем их.        

Выделяем ключевые слова для составления высказывания.

Шаг 2.

Определяем основною мысль высказывания.

Выясняем, о каких свойствах, явлениях должна идти речь в высказывании.

Шаг 3.

Строим план высказывания.

Шаг 4.

Составляем высказывание.

Не забываем о логических переходах от одного предложения к другому.

Шаг 5.    

Дополняем свой ответ примерами из собственного жизненного опыта.


Алгоритм составления монологического высказывания.

  1. Прочти внимательно задание.
  2. Определись с темой высказывания.
  3. Обрати внимание на подсказки, данные в задании.
  4. Вспомни, как строится высказывание данного стиля речи.
  5. Построй план своего монолога.

Начинаем подготовку к устному монологическому высказыванию с пятого класса. К монологическому высказыванию по теме№1 - описание по фотографии - нам помогают готовиться задания по развитию речи, сочинения по цветным вклейкам в УМК М.М. Разумовской.

Тема №1

Описание.

  1. Вступительная часть

Скажи несколько слов о теме - 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

  1. Основная часть Расскажите:

кто запечатлен на фотографии?

какие действия совершают люди?

о чем думают?

какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки).

  1. Заключительная часть

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

выразить свое мнение (1 -2 предложения)

Монологические высказывания по теме №2 - повествование. К нему нас готовят задания по созданию сочинений на свободные темы, связанные с жизненным опытом ребенка.

Тема №2

Повествование

  1. Вступление

Скажи несколько слов о теме - 1-2 предложение (праздник, спортивные соревнования, поездка, мероприятие и др.)

Теперь описывай, где и когда это происходило (еще 1-2 предложения)

  1. Основная часть

 Расскажите:

кто участники этого события?

как готовились к событию?

как все происходило? (см. предложенные подсказки)

как участники относятся к этому событию?

  1. Заключительная часть.
  2.  Вывод.

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

 выразить свое мнение (1-2 предложения).

Самым сложным для ребят является монологическое высказывание по теме №3 - рассуждение, при создании данного вида высказывания учащийся должен научиться:

  • рассуждать на заданную тему;
  • создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения;
  • аргументировать свою точку зрения, используя предложенный материал;
  • точно, логично выражать свои мысли в высказывании.

 Создание сочинения-рассуждения в устной форме - это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.

Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения созданию сочинения-рассуждения. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

Рассуждение

  1. 1. Вступительная часть
  2. Сформулируй тезис

Скажи несколько слов о теме - 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

  1. 2. Основная часть
  2.  Расскажите:

кто запечатлен на фотографии?

какие действия совершают люди?

о чем думают?

какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки)

  1. 3. Заключительная часть

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом, выразить свое мнение (1-2 предложения).

Задание № 4

Диалог.

Алгоритм подготовки к диалогу.

  1. Прослушай вопрос, выдели в нем ключевые слова (диалог будет по той же теме, что и твое монологическое высказывание).
  2. Твой ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы. Правильно составленный вопрос уже содержит часть ответа на него.
  3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объему, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы и рекомендации.

      Таким образом, используя УМК М.М. Разумовской,  можно подготовить учащихся к их первому испытанию – устному экзамену по русскому языку. Предложенная авторами система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в чтении, пересказе, создании высказываний разных типов речи. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая по УМК М.М. Разумовской уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный экзамен по русскому языку.

Проект. Образцы контрольных измерительных материалов для раздела: "Говорение"....

Монолог и диалог. Устный экзамен по русскому языку "Говорение". Варианты заданий для подготовки обучающихся.

Материал способствует определению круга тем для подготовки обучающихсяк устному экзамену ....

Материалы для классного информационного стенда "Готовимся к устному экзамену по русскому языку"

Данные наглядные материалы позволяют учащимся опираться на основные положения требований и критериев устного экзамена-допуска к ОГЭ п русскому языку при подготовке...

подготовка к устному экзамену по русскому языку

этапы устного экзаменв по русскому языку...

Тренировочный вариант для подготовки к устному экзамену по русскому языку в 9 классе.

Представлен вариант устной части ОГЭ. Составлен  на основе демоверсии ФИПИ....