Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Ковальчук Фаина Алексеевна

Подготовка к выполнению задания 3 тестовой части (художественные средства выразительности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ogechast_2_zadanie_3.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Проверяемый элемент содержания (по спецификации) : выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности . Задание типа: поиск средства выразительности в данных предложениях из текста. Задание, проверяющее знание изобразительно – выразительных средств. Обычно это слова в переносном значении. Умей узнавать изобразительно – выразительные средства по характерным признакам.

Слайд 3

Прочитай задание. Вспомни, что обозначает термин, данный в задании, каковы его характерные особенности. Ищи в каждом варианте ответа эти характерные признаки, сопоставляя с примером. Отсекай ненужное слово по заданию.

Слайд 4

5 класс Аллегория, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ритм, олицетворение, ассонанс, аллитерация, сравнение, метафора, ирония, эпитет, антитеза, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, фразеологизмы 6 класс Рифма, иносказание, антитеза, инверсия, архаизмы , историзмы 7 класс Гипербола, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ирония, юмор, сарказм, градация, аллегория, гротеск, художественная деталь 8 класс сарказм, градация, гротеск, экспрессия 9 класс эпитет, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, парцелляция, художественная деталь, перифраз, оксюморон, эллипсис

Слайд 5

 

Слайд 6

5 класс Троп /Фигура речи Определение Роль в тексте Примеры Олицетворение Изображение неодушевленного предмета как одушевленного в баснях, поэмах, сказках Воплощаются отдельные человеческие качества «к ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина» (А.Блок) Аллегория Иносказание. Условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа Показать определенность аллегорического образа или социального явления В изобразительном искусстве женщина с повязкой на глазах и весами в руках – правосудие; в литературе из сказок: волк – олицетворение жадности, лиса - хитрости Антитеза Стилистический прием контраста, противоречие, противопоставление Служит для усиления выразительности речи путем резкого противопоставле-ния понятий Они сошлись: волна и камень, Стих и проза, лед и пламень, Настоль различны меж собой. (А.С.Пушкин)

Слайд 7

 – это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть объект сравнения. Пример: Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце , снег лежит. А она за мною мчится и кусает , как волчица . Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет. 

Слайд 8

-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Пример: Воздух чист и свеж , как поцелуй ребенка. Поют голосистые дрозды. Ночевала тучка золотая …, по лазури весело играя . Роль в языке : дают образную характеристику предмета.  

Слайд 9

- это иносказательное изображение явления. Близок локоть, да не укусишь. Дорога ложка к обеду. Соловья баснями не кормят.  

Слайд 10

это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Пример: Белка песенки поёт. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана.  

Слайд 11

- это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Пример: Волшебный сон. Лёгкая пуховая цепь. Разрываюсь на части. Роль в языке : придает речи особую выразительность,эмоциональность. Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.  

Слайд 12

это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение). Пример: Волка ноги кормят. Бить челом. Я три тарелки съел. Его перо любовью дышит. Роль в языке : позволяет кратко выразить мысль,служит источником образности.  

Слайд 13

это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество. Пример: Одну минуточку. Делу время, а потехе час.  

Слайд 14

-это художественное преувеличение. Пример: Пир горой. Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.  

Слайд 15

- Определение предмета путем отрицания противоположного. Пример: Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова. - Художественное преуменьшение (обратная гипербола). Пример: В больших сапогах, а сам с ноготок.  

Слайд 16

-это необычный порядок слов в предложении. Пример: Идёт Жилин, всё тени держится. Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную.  

Слайд 17

в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску. Пример: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!» И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки…  

Слайд 18

это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов. Пример: Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый- тонкий.  

Слайд 19

-это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут .  

Слайд 20

- сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое понятие или представление (соединение несоединимого). Пример: Честный вор. Грустная радость. Сволочь ненаглядная. О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)  

Слайд 21

изобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства. Пример: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!  

Слайд 22

Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать удачный, выразительный троп, нужно очень внимательно наблюдать за жизнью, уметь видеть связи между самыми различными предметами и явлениями.

Слайд 23

а) метонимия; гипербола; эпифора; олицетворение; перифраза б) метафора; анафора; сравнение; олицетворение; ирония в) метафора; эпитет; метонимия; гипербола; аллегория

Слайд 24

И скучно, и грустно, И некому руку подать (М.Лермонтов) а) градация; б) умолчание; в) эпифора

Слайд 25

а) Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному. б) Аллегория – иносказание, намёк, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. в) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением.

Слайд 26

а) метонимия; б) риторическое обращение; в) эллипсис

Слайд 27

Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому? 1) сравнение 2) эпитет 3) метафора Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету 1) олицетворение 2) ирония 3) эпитет Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение

Слайд 28

Часть В Задание части В Определите, какое изобразительное средство использовано в данном тексте («начинает терять силы», «черпал силы у матери»), и запишите его название. Проверяемый элемент Умение определять вид использованного в тексте тропа

Слайд 29

В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными … («точно серебром, распустились кисти белой бахромой»). Выразительности образа способствуют и … («горят снежинки, обсыпает серебром»). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», «в золотом огне»)

Слайд 30

Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.Пушкин: Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Выпишите из 4 строфы стихотворения яркий цветовой эпитет. Название какого цвета ни разу не звучит в стихотворении А.Пушкина, хотя именно этот цвет традиционно присутствует в описаниях картин зимы? Укажите название изобразительно-выразительного средства, которое использует А.Пушкин для одушевления картин природы, наделения их человеческими чувствами и переживаниями: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

Слайд 31

1 вариант ТУЧИ Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Ю. Лермонтов 2 вариант ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М.Ю. Лермонтов

Слайд 32

№ Термин Определение Примеры 1. Градоначальник с фаршированной головой. (М.Е.Салтыков – Щедрин) 2. Противоречие, противопоставление 3. Олицетворение 4. Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Оно не требует ответа. 5. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов) 6. Метафора

Слайд 33

Служить бы рад, прислуживаться тошно ( А.Грибоедов ) 1) ирония 2) фразеологизм 3) синонимы 4) антитеза Прощально благодарили родную землю за тепло и ласку улетающие птицы, и голоса их звучали печально и чуточку виновато (В.Колесов) 1) олицетворение 2) фразеологизм 3) метафора 4) антитеза Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто (О.Берггольц) 1) олицетворение 2) метонимия 3) метафора 4) инверсия

Слайд 34

1) Пришел, увидел, победил. (Ю. Цезарь) 2) Волков бояться – в лес не ходить. 3) …Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов) 4) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь. 5) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (Чехов) 6) Творец Макбета.( Шекспир) 7) У каждого человека в жизни есть цель. Единственная и большая. Ей подчиняются все мысли, поступки. 8) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. (Салтыков-Щедрин) 9) Мертвая тишина, черная тоска, добрый молодец, мороз-воевода. 10) Мужик изловчился: суп в пригоршне научился варить. (Салтыков-Щедрин ) 1 - эллипсис 2 - градация 3 - анафора 4 - инверсия 5 - эпитет 6 - гипербола 7 - многосоюзие 8 - парцелляция 9 - бессоюзие 10 - перифраз (парафраз) Литературоведческие и лингвистические термины (9 класс) Найдите соответствия. Дайте определения терминам 2, 7, 8.

Слайд 35

Прочитайте стихотворение С. Есенина. Озаглавьте его. В тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Какие средства художественной выразительности есть в этом стихотворении? Приведите примеры. Какое средство художественной выразительности встречается в стихотворении чаще всего? С какой целью его использует автор? Задр…мали звёзды з…л…тые Задр…жало зеркало затона. Бре(з,ж)жит свет на заводи реч(?)ные И румянит сетку неб…склона. Улыбнулись со(н,нн)ые берё…ки Растр…пали ш…лковые косы. Ш…лестят з…лёные серё…ки И г…рят серебря(нн,н)ые росы. У плетня зар…сшая крапива Обр…дилась ярким перламутром И качаясь, шепч…т шаловливо С добрым утром!

Слайд 36

Как называются выделенные слова в следующих отрывках из «Сказки о спящей царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина? Подбери к ним близкие по смыслу слова, которые употребляются в современном языке А) Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Б) Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. В) Коль старушка, будь нам мать, Таки станем величать. Г) В миг по речи те спознали, Что царевну принимали.

Слайд 37

«Своя игра» (по заданиям ОГЭ А3, ЕГЭ В8)

Слайд 38

Тропы 100 200 300 500 700 1000 Фигуры речи 100 200 300 500 700 1000

Слайд 39

эпитет инверсия сравнение метафора олицетворение метонимия Назовите лишнее: синекдоха перифраз олицетворение гипербола литота

Слайд 40

Назовите троп по его определению: разновидность метафоры, состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. а) эпитет б) сравнение в) метонимия г) олицетворение

Слайд 41

Назовите троп и объясните оценочную функцию, которую он выполняет в обоих примерах: а) его глаза сияли, как яркие звёзды на тёмном небосводе; б) его глаза сияли, как медяки на заскорузлой купеческой ладони.

Слайд 42

Определите вид тропа в предложении: В Новый год гуляло всё село. а) олицетворение б) метафора в) метонимия г) перифраз

Слайд 43

Укажите троп, использованный в предложении, назовите противоположный по значению троп, приведите пример. Таких глаз не было на всём белом свете.

Слайд 44

Найдите соответствия (замените одним словом) и назовите троп: солнце русской поэзии весна человеческой жизни прикованный к скале Титан бессмертный творец «Илиады» седая чародейка

Слайд 45

Что не является фигурой речи: а) параллелизм б) многосоюзие в) эллипсис г) синекдоха д) антитеза е) оксюморон ж) парцелляция

Слайд 46

Назовите фигуру речи по её определению: одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана.) а) эллипсис б) парцелляция в) анафора г) параллелизм

Слайд 47

Назовите фигуру речи, использованную в данном отрывке: Родная земля! Прости нас, твоих неразумных детей!

Слайд 48

Назовите фигуру речи, используемую в предложении: Ответом на вопрос было красноречивое молчание. а) эпитет б) антитеза в) оксюморон г) эллипсис

Слайд 49

Какие 2 фигуры речи представлены в этих предложениях? а) Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. б) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари…

Слайд 50

Прочитайте отрывок и определите фигуры речи: Позади большие заботы лета. Хлеб – в закромах. Сено – в скирде. Можно распрямиться. Передохнуть. Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину?

Слайд 51

Укажи, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «гибкое тело хищника дышало мощью и грацией» 1) Метонимия 2) Эпитет 3) Метафора 4) Сравнительный оборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...