Программа элективного курса "Абсолютная грамотность".
рабочая программа по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классов). Курс ориентирован на  то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._el._kursa_po_russk.yaz_._9_kl.2016-17g._2.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ленинская средняя школа»

                            ПРИНЯТО                                                                       УТВЕРЖДАЮ

             на педагогическом совете                                  Директор  школы:                  Н.Л.Минченкова

            Протокол № 1___                                                 Приказ № 52-ОД___            

            от «30»_августа 2016г.                                        от «31» августа 2016г.                                                  

Программа элективного курса

по русскому языку в 9 классе

«Абсолютная грамотность»

             

Объем программы – 34 часа              

Учитель: Гриненкова Елена Михайловна,

высшая категория

д. Городище

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Цели и задачи курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

  1. Общая характеристика учебного курса.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классов). Курс ориентирован на  то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.  

Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.     

Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.  

Формы текущего контроля:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • составление обобщающих таблиц и схем;
  • самостоятельная работа учащихся;  
  • работа в группах;
  • урок-практикум;
  • работа с пакетами КИМов;
  • написание диктантов;
  • выполнение тестов.

Курс завершается итоговым  контрольным тестированием.

  1. Место учебного курса в учебном плане.    

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

  • Результаты освоения курса.  

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • знать трудные случаи правописания;
  • понимать их роль в общекультурном развитии человека;
  • соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;
  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • объяснять языковое явление;
  • уметь применять  знания при тестировании;
  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
  • формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • работать с тестовыми заданиями;  
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Тематическое планирование

элективного курса «Абсолютная грамотность»

 в 9 «Б» классе

п/п

Наименование

разделов

и тем

Макси-

мальная

нагрузка

учащего-

ся,

ч.

Из них

Теоретическое

обучение,

ч.

Практическое занятие,

ч.

Уроки

контроля, ч.

I.

Опознавательные признаки

орфограмм. Части речи в русском

языке

2 ч.

2 ч.

-

-

II.

Орфограммы в корнях

6 ч.

-

6 ч.

-

III.

Правописание приставок

2 ч.

1 ч.

1 ч.

-

IV.

Орфограммы в суффиксах

7 ч.

-

7 ч.

-

V.

Орфограммы в окончаниях

3 ч.

-

3 ч.

-

VI.

Правописание сложных слов

2 ч.

-

2 ч.

-

VII.

Правописание предлогов

2 ч.

1 ч.

1 ч.

-

VIII.

Правописание союзов

2 ч.

1 ч.

1 ч.

-

IX.

Правописание частиц

4 ч.

1 ч.

3 ч.

-

X.

Правописание числительных

2 ч.

1 ч.

1 ч.

-

XI.

Принципы и правила переноса

1 ч.

1 ч.

-

-

XII.

Итоговая работа за I полугодие

(тест)

1 ч.

-

-

1 ч.

Итого:

34 ч.

8 ч.

25 ч.

1 ч.

Содержание элективного курса (34 часа)

Раздел 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке (2 ч.)

        Расширение и углубление понятий об орфограммах и нахождений их в словах разных частей речи.

Учащиеся должны знать: 

  • части речи.  

Учащиеся должны  уметь: 

  • опознавать части речи.

Основные термины и понятия: части речи, орфограмма.  

Раздел 2. Орфограммы в корнях (6 ч.)

Состав слова, корень слова, однокоренные слова.

Омонимичные корни.

Гласные, проверяемые ударением. Гласные, непроверяемые ударением.  

Чередующиеся, проверяемые гласные.

Правописание согласных в корне.

О-Е после шипящих в корне.  

Учащиеся должны знать: 

  • состав слова.

Учащиеся должны  уметь: 

  • выделять корни слов;
  • «видеть» орфограмму в корне и объяснить её написание;
  • различать корни с чередующейся, проверяемой гласной;
  • обогащать словарный запас слов.

Основные термины и понятия: состав слова, корень, орфограмма, чередующаяся и проверяемая гласная.  

Раздел 3. Правописание приставок (2 ч.)

        Неизменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии).

        Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии).

        Написание приставок, зависящее от значения.  

Учащиеся должны знать: 

  • приставки.

Учащиеся должны  уметь: 

  • выделять приставки;
  • различать их написание;
  • находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

Основные термины и понятия: приставка, морфологический принцип орфографии, фонетический принцип орфографии.

Раздел 4. Орфограммы в суффиксах (7 ч.)

О, Е после шипящих в суффиксах.

Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

Ч-Щ в суффиксах существительных.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик).

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

Учащиеся должны знать: 

  • суффиксы.

Учащиеся должны  уметь: 

  • выделять суффиксы;
  • различать их написание;
  • их грамотно писать.

Основные термины и понятия: суффикс, орфографический разбор.

Раздел 5. Орфограммы в окончаниях (3 ч.)

О, Ё после шипящих в окончаниях слов.

Падежные и родовые окончания.

Правописание личных окончаний глаголов.

Учащиеся должны знать:

  • окончания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять окончания;
  • их грамотно писать.

Основные термины и понятия: окончание, падежные и родовые окончания.

Раздел 6. Правописание сложных слов (2 ч.)

Сложные слова с соединительной гласной.

Сложные слова без соединительной гласной.

Слитное написание сложных существительных.

Дефисное написание сложных существительных.

Слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное написание сложных прилагательных.

Учащиеся должны знать:

  • правила написания сложных слов.

Учащиеся должны уметь:

  • различать слитное и раздельное написание сложных слов.

Основные термины и понятия: сложные слова, соединительная гласная, слитное и дефисное написание сложных слов.

Раздел 7. Правописание предлогов (2 ч.)

        Правописание производных и непроизводных предлогов.

Слитное и раздельное написание предлогов.

Учащиеся должны знать:

  • предлоги.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Основные термины и понятия: предлоги, слитное и раздельное написание предлогов.   

Раздел 8. Правописание союзов (2 ч.)

        Слитное и раздельное написание союзов.

Учащиеся должны знать:

  • союзы.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать союзы от предлогов.

Основные термины и понятия: союзы, слитное и раздельное написание союзов.

Раздел 9. Правописание частиц (4 ч.)

        Слитное и дефисное написание частиц.

Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Учащиеся должны знать:

  • частицы.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать частицы от других частей речи.

Основные термины и понятия: частица, слитное и дефисное написание частиц, разграничение частиц не и ни.

Раздел 10. Правописание числительных (2 ч.)

        Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Учащиеся должны знать:

  • правило написания числительных.

Учащиеся должны уметь:

  • применять правило написания числительных на письме.

Основные термины и понятия: числительное, написание числительных.  

Раздел 11. Принципы и правила переноса (1 ч.)

        Повторение принципов и правил переносов.

        Тренировочные упражнения.

Учащиеся должны знать:

  • правила переноса.

Учащиеся должны уметь:

  • переносить слоги.

Основные термины и понятия: правила переноса, слоги.

Раздел 12. Итоговая работа  (1 ч.)

Учебно-методическое обеспечение курса

   В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник".

М.И. Беляев. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). - М.: Компания Медиа Хауз, 2013, 2014.

Методические пособия для учителя:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык. Справочные материалы. -  М.: Просвещение, 2009.
  2. Г.П. Скобликова. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Н. С. Волгина, В.Н. Светлышева. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Просвещение, 2008.
  4. В.Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии. - М.: Просвещение,2010.
  5. Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2013.
  6. А.В. Хлебникова, Е.Ф. Плотникова. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
  7. Л.Л. Вишневская, И.В. Старикова. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. Русский язык и литература для школьников. – М.: Просвещение, № 2, 2010.

Для учащихся:

  1. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Снова в мире слова. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Л. В. Успенский. Слово о словах. Ты и твое имя. – М.: Детская литература,2000.
  3. С. И. Львова. Этимология на службе орфографии. – М.: Просвещение, 2002.
  4. С.И. Львова. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М.: Просвещение, 2009.
  5. Г. Г. Граник, Л.А. Концевая. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 2009.
  6. Т.М. Пахнова. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Словари, справочники.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
  2. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  3. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  5. Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru
  7. fcior.edu.ru
  8. school-collection.ru
  9. Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА
  10. "Интернет-школа Просвещение.RU"
  11. Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013, 2014».
  12. Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников».
  13. Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку – части А-В".
  14. Онлайн тренажер по подготовке к ГИА . www.hi-edu.ru
  15. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/


Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

проведения занятия

планируемая

факти

ческая

1

2

3

4

5

6

7

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке

2 ч.

1.1

Опознавательные признаки орфограмм.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа со схемами, таблицами.

1.2

Части речи в русском языке.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа с текстом.

2.

Орфограммы в корнях

6 ч.

2.1

Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Омонимичные корни.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, со схемами, таблицами.  

2.2

Гласные проверяемые и непроверяемые ударением.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, со схемами, таблицами.  

2.3

Правописание согласных в корне.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

2.4

Чередующиеся гласные.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, с таблицами.

2.5

Чередующиеся гласные (продолжение).

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, с таблицами.

2.6

О-Е после шипящих в корне.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

3.

Правописание приставок

2 ч.

3.1

Изменяющиеся и неизменяющиеся приставки.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа с текстом.

3.2

Приставки, зависящие от значения.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

4.

Орфограммы в суффиксах

7 ч.

4.1

О, Е после шипящих в суффиксах.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа со схемами, таблицами.  

4.2

Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа со схемами, таблицами.  

4.3

Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий (продолжение).

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, с таблицами.  

4.4

Ч-Щ в суффиксах существительных.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа со схемами, таблицами.  

4.5

Суффиксы –к и –ск.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа со схемами, таблицами.      

4.6

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова (-ева), -ива (-ыва).

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

4.7

Правописание гласных в суффиксах существительных –ек и –ик.  

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

5.

Орфограммы в окончаниях

3 ч.

5.1

О, Ё после шипящих в окончаниях слов.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа со схемами, таблицами.    

5.2

Падежные и родовые окончания.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, со схемами, таблицами.    

5.3

Личные окончания глаголов.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, со схемами, таблицами.    

6.

Правописание сложных слов

2 ч.

6.1

Соединительные о и е в сложных словах.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

6.2

Слитное и дефисное написание сложных слов.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

7.

Правописание предлогов

2 ч.

7.1

Правописание производных и непроизводных предлогов.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа со схемами и таблицами.

7.2

Слитное и раздельное написание предлогов.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

8.

Правописание союзов

2 ч.

8.1

Слитное и раздельное написание союзов.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа со схемами и таблицами.

8.2

Слитное и раздельное написание союзов.

Мини-лекция,

практикум.

1 ч.

Работа с текстом.

9.

Правописание частиц

4 ч.

9.1

Слитное и дефисное написание частиц.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа с текстом, со схемами, таблицами.      

9.2

Разграничение частиц НЕ и НИ.

Мини-лекция, практикум.  

1 ч.

Работа с текстом, со схемами, таблицами.      

9.3

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Мини-лекция, практикум.  

1 ч.

Работа с текстом.

9.4

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (продолжение).

Мини-лекция, практикум.  

1 ч.

Работа с текстом.

10.

Правописание числительных

2 ч.

10.1

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа со схемами и таблицами.

10.2

Мягкий знак на конце и в середине числительных (продолжение).

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, с таблицами.

11.

Принципы и правила переноса

1 ч.

11.1

Принципы и правила переноса.

Повторительно-обобщающий урок.

1 ч.

Работа с текстом.

12.

Итоговая работа  

1 ч.

12.1

Итоговый тест.

Урок контроля.

1 ч.

Тест.

Итого:

34 ч.

урок теории – 8 ч.

урок практических занятий – 25 ч.

урок контроля – 1 ч.

год – 34 часа, в неделю -1 час (на 34 недели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике

Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....

Авторская программа элективного курса "Абсолютная грамотность"

Актуальность курса заключается в том, что все рассматриваемые вопросы, тесно связаны с обязательным содержанием программы по русскому языку, используется материал для повторения, углубления и некоторо...

Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»

Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависи...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...