Статья устаревшие слова и неологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему

Фирсова Ольга Васильевна

Данную статью можно использовать на уроках русского языка в 6-8 классах для расширения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_slova_i_neologizmy.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Устаревшие слова и неологизмы:

слова-пенсионеры и слова-младенцы

Словарный состав - наиболее изменчивая и подвижная, развивающаяся часть языка в целом. Подвижность и развитие объясняются теми условиями, в которых существует язык как средство общения. Экономическое, политическое и культурное развитие страны, расширение ее связей с другими странами отражаются в языке, как в зеркале.

Устаревшие слова

Слова в языке могут устаревать, так как уже не отвечают потребностям общества на определенном этапе его развития, постепенно такие слова уходят в пассивный запас, они только иногда напоминают нам о своем существовании, а точнее появляются в основном на страницах художественных произведений. Таким образом в языке формируется пласт устаревших слов.

 Слова, которые вышли из активного употребления называются устаревшими.

Так, перестали употребляться в связи с исчезновением понятий слова боярин, бурмистр, дьяк, вечецарь и другие. Слова этой группы называются историзмами. Некоторые из них еще понятны носителям языка, но активно ими не используются. 

Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются другими, более приемлемыми по тем или иным причинам для следующих поколений носителей языка, то старые номинации образуют группы так называемых архаизмовпонеже — потому, вежды — веки, гостьба — торговля и другие. А некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка: тать - вор. Нередко и те и другие типы архаизмов сохраняются в современном языке в составе фразеологизмов: попасть впросак, где просак - прядильный веревочный станок; ни зги не видно, где зга - дорога, дорожка. 

Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную длительный, постепенный. К устаревшим относятся не только давно вышедшие из употребления слова, но и такие, которые возникли и устарели сравнительно недавно: комбед (комитет бедноты), ликбез (ликвидация безграмотности). Устаревшими могут быть слова исконные (шелом, хоробрый) и заимствованные (старославянизмы вежды - веки, риза - вид церковной одежды).

В зависимости от того, устаревает ли слово полностью, сохраняются ли отдельные его элементы, меняется ли фонетическое оформление слова, выделяют несколько типов архаизмов: собственно лексические, лексико-семантические, лексико-фонетические и лексико-словообразовательные.

К собственно лексическим относят слова, которые устарели целиком и перешли в пассивный слой, например: зане - так как.

К лексико-семантическим относят отдельные многозначные слова, у которых устарело одно или несколько значений. Например, у словагость устаревшим является значение «иноземный торговец», а остальные сохранились.

К лексико-фонетическим архаизмам относятся слова, у которых в процессе исторического развития языка видоизменилась звуковая форма (при сохранении содержания): аглицкий - английский, бусульманский - мусульманский, кроп - укроп и так далее.

К лексико-словообразовательным архаизмам относят такие слова, у которых устарели отдельные словообразовательные элементы: безлюдство — безлюдие, белость— белизна, вскольки — поскольку, высость — высота и так далее.

          Неологизмы

Неологизмы (от греч. neos «новый» и logos«слово») – это новые слова, новизна которых ощущается говорящими, они ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет. Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально-стилистические.

Языковые неологизмы создаются главным образом для обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока оно сохраняет налет свежести. Так, недавно вошедшие в русский язык слова бульдозер, вертолёт, космонавт, нейлон, универсам полностью освоены и активно употребляются, а бывшие в 20-е годы неологизмы будённовец, женотдел, ликбез, нарком, нэп успели войти в активный словарный запас, но затем стали историзмами. Если понятие актуально, а называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестает быть неологизмом.

Лексические неологизмы могут быть образованы по имеющимся в языке моделям: венероход, примарситься, полуторасменка, бестер (помесь белуги со стерлядью) или заимствованы из других языков: бобслей, макияж, панк, рэкет, спонсор.

Семантические неологизмы - новые значения известных слов: зебра - «полосы на проезжей части улицы, обозначающие переход», продлёнка - «удлиненный киносеанс; продленные занятия в школе», ползунок - «замок молнии», штрих -  «паста для исправления ошибок в машинописном тексте».

Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. Они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами: тяжелозвонкое скаканье, я огончарован (А.С.Пушкин); клоповодство, обер-поклонник (М.Салтыков-Щедрин); молоткастый, двухметроворостая, рукамиллионнопалая (В.Маяковский); стихокрад (М.Горький). Окказионализмы (от лат. Occaslonalis «случайный») - авторские неологизмы, созданные по необычным моделям: хилософия (М.Горький); спортсмедный лоб (М.Цветаева); стрекозёл, монтекаряики (В.Маяковский).

Неологизмы могут возникать и как новые названия предметов, уже имеющих названия. Так, при своем возникновении неологизмами были слова вертолет, дирижабль, лётчик, судостроитель, заменившие слова геликоптер, цеппелин, авиатор, корабел. Современный неологизм компьютер употребляется вместо ЭВМ.

Устаревшие слова и неологизмы   в научном и официально-деловом стилях речи

Роль устаревших слов в русском языке многообразна. Историзмы, являясь единственной номинацией явлений, ушедших из жизни, в специальной, научной литературе используются для более точного описания эпохи.

Существует мнение, что устаревшая лексика распространена в официально-деловом стиле. Действительно, в деловых бумагах употребляются отдельные слова и обороты речи, которые в иных условиях мы вправе рассматривать как архаизмы, например, юридические термины деяние, дееспособный, содеянное, кара, возмездие в словарях сопровождаются пометой (арх.). В некоторых документах пишут: сего года, к сему прилагается, нижеподписавшийся, вышепоименованный и т.д. Эти специальные официально-деловые слова в пределах «своего» функционального стиля экспрессивной окраски не имеют. Никакой стилистической нагрузки такая устаревшая лексика в официально-деловом стиле не несет, языковое разнообразие здесь сводится к минимуму.

Устаревшие слова и неологизмы в публицистической речи

Публицистический стиль - один из книжных, используется в публицистической и критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств, использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики.

Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, характерных для данного времени. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальные формы его выражения, общепонятные и в то же время отличающиеся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.

Устаревшие слова и неологизмы в художественной речи

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.

Устаревшие слова используются здесь в разных функциях. Например, употребляясь для называния предметов и явлений, они выполняют номинативную функцию (в научно-исторических трудах и т. п.). В художественных произведениях на исторические темы эта лексика выполняет уже номинативно-стилистическую функцию - не только обозначает реалии, но и создает определенный колорит эпохи. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (по преимуществу архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции, являться выразительными средствами, придавая тексту особую торжественность.

Новые слова также могут употребляться в художественном стиле, тогда в основе их создания лежит стремление дать образное описание предмета, причем автор не ставит перед собой цели ввести изобретенные им слова в широкое употребление.

Создание индивидуально-стилевых неологизмов может быть обусловлено стремлением писателей лексическими средствами отразить своеобразие нового литературного направления. Так, русские поэты-символисты с помощью индивидуально-стилистических неологизмов выделяли слова-символы, которые воплощали возвышенное начало (звездоликость, снежность, беловейный, жемчужность, хрусталеть).

Роль устаревших слов и неологизмов в речи

Функции устаревших слов разнообразны. В научно-исторических работах, характеризуя ту или иную эпоху, необходимо основные ее понятия, предметы, детали быта называть соответствующими данному времени словами. Эта лексика используется для создания определенного колорита эпохи в исторических художественных произведениях. Устаревшие слова часто используются для создания торжественности текста.

Неологизмы - яркое выразительное средство для передачи мыслей автора. Особенно ярки авторские неологизмы. Неологизмы также помогают нам познавать историю развития общества.  Они необходимы для пополнения словарного запаса языка и для стилистических целей.

        Примеры:                   « Устаревшие слова».

1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

1). Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.                                                                 2). Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.                                                                   3). Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.                                      4). Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.                                     5). Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.                                      6). Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

2. Архаизмы – это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке: чело – лоб, ланита – щека, око – глаз, перст – палец, воитель - воин, рыбарь - рыбак, вотще - напрасно, понеже - потому что, вельми - очень, присно - постоянно, стезя – дорога, десница - правая рука, шуйца – левая, агнец - ягненок, ведать - знать, внимать - слушать, врата - ворота, глас - голос, грясти - идти, длань - ладонь, днесь - сегодня, дщерь - дочь, зело - очень, зреть - смотреть, кормчий - рулевой.                                                                                            II.  Задание № 1: перепишите; найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение: Из какого произведения отрывок? Кто его автор?

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Ключ:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий
терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей
душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за
чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй,
барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Толкование слов:

Терем (Большой энциклопедический словарь) (от греч. teremnon - жилище) - в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат; были и отдельные терема (над воротами, на высоком подклете).

Душегрейка (Толковый словарь Ожегова) -и, ж. (устар.). Женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

Чупру́н (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998), -а́; м. нар.-разг. Прядь волос, спадающая на лоб; чуб (обычно у мужчины). Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает (Пушкин).

Барин (Толковый словарь Ожегова), -а, мн. господа, -од и (прост.) баре и бары, м. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. Сидеть барином (перен.: бездельничать; разг.). Жить барином (перен.: жить в достатке и праздности; разг.). 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое. Барская усадьба. Барская прихоть.

Суда́рыня, сударыни (устар.). женск. к «сударь». «Скажите, сударыня, вы верите в предчувствия?» Чехов. «А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!» Грибоедов.

Дворяни́н, -а, мн. -я́не, -я́н, м. Лицо, принадлежащее к дворянству.

Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8) лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16) тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета, (21) ваятель, (22) вопрошать, (23) ратник, (24) отколе, (25) сирый, (26) смута, (27) брадобрей, (28) водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан, слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Ключ:                                                                                  (1) Внимать – слушать.                                                                                  (2) глагол – слово.                                                                 (3) глас – голос.                                                               (4) грядущее

(5) десница – правая рука.                                                      (6) днесь – сегодня.                                                                (7) изречь – сказать.                                                          (8) лик – лицо.

(9) око – глаз.                                                                  (10) перст – палец.                                                                           (11) рок – судьба.                                                               (12) сей – этот.                                                                         (13) стезя – путь.                                                                 (14) трапеза – обед.

(15) токмо – только                                                           (16) тщетно – напрасно.                                                                          (17) уповать – надеяться.                                                                         (18) уста – губы.

(19) чадо – ребенок.                                                              (20) чета – пара.                                                                                      (21) ваятель – создатель.                                                  (22) вопрошать – спрашивать.

(23) ратник – воин.                                                               (24) отколе – откуда.                                                                (25) сирый – одинокий                                                            26) смута – восстание.

(27) брадобрей – парикмахер.                                                                     28) водомёт – фонтан.

Задание № 3: к приведенным ниже исконно русским словам подберите однокоренные слова, церковно-славянские по происхождению:

(1) Борода – ..., (2) волосы – ..., (3) ворота – ..., (4) город – ..., (5) дорогой – ..., (6) норов – ..., (7) один – ..., (8) порох – ..., (9) смородина – ..., (10) волочить – ..., (11) краткий – ..., (12) молоко – ..., (13) хоронить – ..., (14) чужой – ... .

Ключ:                                                                                 (1) Борода – брада.                                                         (2) волосы – власяница.                                            (3) ворота – врата.                                                             (4) город – град.                                                                                   (5) дорогой – драгоценный.                                               (6) норов – нрав.                                                       (7) один – единый.                                                                    

. (8) порох – прах.                                                     (9) смородина – смрад.                                   (10) волочить – влачить                                               (11) краткий – короткий.                                             (12) молоко – млечный.                                               (13) хоронить – хранить.                                               (14) чужой – чуждый.

Задание № 4: распределите подчеркнутые слова на две колонки: 1) архаизмы и 2) историзмы, устно объясните их значение:

1). Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2). Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. 3). Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха. 4). Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи. 5). Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас. 6). В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных – стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7). Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам. 8). Раскольники читали соловецкие тетради.

Ключ:№                 архаизмы,     историзмы

1.отведать (попробовать)        собор     2.зрит (смотрит)        дьяк                                    3. инда (даже)           приказ                                                     4.   очи (глаза)        венец

5.   глядючи (глядя)  бармы

6.дружество (дружба)  боярские                                            7.глас (голос)  мелкопоместные                                              8.огневое зелье (порох)   худородные

9.стольник      10. Мушкет     11. раскольники

Задание № 5                               Прочитайте текст вслух.                                                                                  Скажите, с какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слона.                                                                                                                                                            Сравните постановку знаков препинания во втором и третьем предложениях.                                                  Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов, имеющих в своем составе только звонкие согласные.

         Ратники подъехали к реке. У многих горели на груди золотые гривны. Сверкали на солнце глухие огромные шлемы, сияли золотой насечкой щиты и панцири. Русские копья, мечи, палицы, секиры, чудовищные булавы сшиблись с турецкими саблями. Полетели арбалеты. Закипел бой.

Новые слова имеют своё название — неологизмы («нео» — новый, «логос» — слово (греч.)). Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

Создатель новых слов — народ, поэтому его и назвал В. В. Маяковский «народ-языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже известно многим. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые. Много слов, обозначающих различные научные понятия, идут от великого русского учёного М. В. Ломоносова; это кислород, водород, маятник, чертёж, рудник и др. Слово детектив, например, ввёл писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением Джонатану Свифту, слово хлыщ употреблено впервые русским писателем И. И. Панаевым.

Новым словом мы называем новый предмет. А иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами: во-первых, необходимо назвать новый предмет; во- вторых, потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.

  1. Задание № 6              Самостоятельная работа с текстом.

Поупражняемся и мы с вами в образовании новых слов, но сначала вспомним некоторые способы образования слов. Перед вами текст « Вокруг света на корабле «Бигль». Прочитайте этот текст; из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова.

Вокруг света на корабле «Бигль»

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой (естественный, испытатель) __________________! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели (руда, копать)_______________, которые на своих плечах выносили из шахт (много, пуд)_____________ глыбы руды. Путешественники видели, как белый (раб, владелец) _____________выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.

А сколько (разный по образу) ______________материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку (игла, тело)________, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического (бронь, носит)_________________.

За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

  • Проверьте свою работу по карточке. (Самопроверка)

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле "Бигль". Десятипушечный бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой естествоиспытатель! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия землетрясения. Иногда мореплаватели покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды. Путешественники видели, как белый рабовладелец выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.

А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.

За пятилетнее плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

Домашнее задание: выписать из толкового словаря значение слов аршин, душегрейка, белояровый, длань, брадобрей, вершок, булатный, горница, верста, кафтан, веретено, треуголка, кольчуга, соха, цеп, кокошник, сюртук, лапти.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Урок русского языка в 10 кл. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Помощь в подготовке к ЕГЭ....

Видеоурок по русскому языку в 6 классе по теме "Устаревшие слова и Неологизмы"

В ходе урока: -Учащиеся должны знать о причинах устаревание и появления новых слов в русском языке.   -Учащиеся должны уметь  пользоваться толковым словарем для определения зн...

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....

Тема урока: «Устаревшие слова и неологизмы» 5 класс

Тема урока: «Устаревшие слова и неологизмы» 5 классЦели урока:Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова и неологизмы»;выяснить причины появления слов и устаревания их в...

Устаревшие слова и неологизмы

Устаревшие слова и неологизмы...