Урок русского языка в 5 классе по теме: «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…» (подготовка к сочинению-рассуждению)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Журавлева Оксана Сергеевна

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

 

(подготовка к сочинению-рассуждению)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

(подготовка к сочинению-рассуждению)

Подготовила:            учитель русского языка и литературы

                                     Журавлева О. С.

                                                                                           

                                                                                       

                                                                                           

2015 – 2016 учебный год

Цель: 1. познакомить учащихся с новым видом сочинения – сочинением-рассуждением;

          2. написать сочинение-рассуждение на черновиках;

          3. воспитывать желание быть полезным своей Родине, обществу.

Оборудование:  - стенд "Рабочие профессии";

                           - стенд «Все работы хороши - выбирай на вкус!»        

                           - плакат «В копилку знаний»;

                           - пословицы о труде; высказывания о труде;

                           -  ноутбук, толковый словарь, образец сочинения-рассуждения.

Лексическая работа: рассуждение, композиция, тезис, аргументы.

Актуальность

Ни для кого не секрет, что правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Поэтому важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии.

В такой ситуации становится вполне закономерной стоящая перед учителями задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения, и она наиболее актуальна при преподавании основ наук в старших классах. Совмещение процесса обучения и профессиональной ориентации позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Разговор о профессии (интервью учащихся к учащимся, заранее подготовленное дома; беседа по вопросам учителя).

Вопросы учителя:

 - Какие типы профессий вам известны?

- В чем должна заключаться самая большая в мире цель для каждого человека?

- Профессий в нашем обществе множество. Что нужно, чтобы правильно выбрать будущую профессию?

- Что означает фраза "хороший работник"?

2. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом творческой работы – сочинением-рассуждением и узнаете, из каких частей оно состоит.

- Как вы понимаете лексическое значение слова «рассуждение». (Слово проектируется на экран).    Определение значения слова по толковому словарю.

- Объясните правописание данного слова.

3. Объяснение нового материала.

- Перед вами образец сочинения-рассуждения. Прочтите про себя, а затем вслух (тексты на столе у каждого учащегося)  

   

    Хорошо быть шофёром. Это самая лучшая профессия.

    Шофёры всюду бывают, видят разные места, разных людей. А это очень интересно. От своего папы  и его товарищей-шофёров я слышал очень много рассказов о разных случаях из их жизни. Они очень смелые люди, преодолевают трудности и не боятся опасности. И в буран, и в дождь шофёры вовремя доставляют пассажиров и разные грузы на место.

Когда я вырасту, я буду шофёром. Буду сидеть в кабине мощного грузовика, мчаться по разным дорогам и своим трудом помогать людям.

     

- Какова основная мысль сочинения? (Хорошо быть шофёром)

- Почему хорошо быть шофёром? Найдите доказательства.  (Второй абзац:

1. шофёры много ездят, бывают в разных местах, встречаются с разными интересными людьми

2. шофёры – смелые и отважные люди, преодолевающие разные трудности и преграды)

- Удалось ли автору доказать основную мысль? (можно было привести и другие доказательства, например, без водителей люди не смогли бы построить заводы и электростанции, убирать урожай, успевать к больным на «скорой помощи»).

- Как бы вы озаглавили этот текст?  («Профессия шофёра», «Самая нужная профессия»…)

- Определим композицию нашего сочинения.

- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

     1.Основная мысль (тезис).  (Объяснение произношения данного слова)

     2. Доказательства (аргументы):

          а) ---------;

          б) ---------;

          в) ---------.

     3. Вывод (заключение).

- Обратите внимание на знаки препинания.

- Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

- Откройте тетради, запишите дату и тему. Далее на черновиках напишите сочинение-рассуждение «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

После написания чернового варианта обратить внимание ребят к стр. 316 учебника.

Прочитать статью «Как работать над сочинением».

Прослушать несколько работ и проанализировать их.

5. Итог урока.

Чему учились на уроке?

6. Домашнее задание. 

Переписать сочинение в тетрадь.

Пример сочинения-рассуждения:

«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

Я мечтаю стать учителем математики.

Почему? Во-первых, мне очень нравится математика. Это интересный предмет. Он полон задач, уравнений, примеров. Да, решать их очень сложно, но без трудностей было бы не интересно.

Во-вторых, мне нравится помогать, объяснять и даже учить. Ведь, когда ты объясняешь другому человеку какой-то материал, то чувствуешь себя чуточку умней.

А в-третьих, моя мама преподавала математику. И я, когда была маленькой, сидела у мамы на занятиях и запоминала все, что она говорила детям.

Я надеюсь, что моя мечта обязательно сбудется.