Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

Презентация,которая поможет подготовиться к итоговому сочинению итогового экзамена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe.pptx76.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Слайд 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЕ 1 – КОЛИЧЕСТВО СЛОВ (НЕ МЕНЕЕ 250, РЕКОМЕНД. 350) ТРЕБОВАНИЕ 2 – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 ( выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом ), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Слайд 3

Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения . Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос , поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 4

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы , избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 5

Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами . «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно -доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 6

Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции , при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 7

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 8

КАК ПИСАТЬ? Шаг I. Выбор темы. ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ. Я МОГУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (РАСКРЫТЬ ТЕМУ)?– ВЫДВИНУТЬ ТЕЗИСЫ СОЧИНЕНИЯ (К1). ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС. ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ? Я МОГУ ПОДОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ , КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОКАЗАТЬ МОЮ ПРАВОТУ (К2)?

Слайд 9

1. Задать себе вопросы: — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) — На каком материале можно раскрыть данные темы? — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? 2. Выбрать одну из предложенных тем. При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала. СОВЕТ: на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения.

Слайд 10

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: ЧТО (О ЧЁМ) писать? ЗАЧЕМ писать? КАК писать? 1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. 1. Определяю основную мысль сочинения. 1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) 2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения 2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации 3. Обдумываю композицию и форму сочинения 3. Пишу заключение

Слайд 11

Напишите план а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное. б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала. в) Заключение (озаглавьте его!) Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?

Слайд 12

Шаг 3. Пишу сочинение. Выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков) НАЧАТЬ ПИСАТЬ С ОСНОВНОЙ ЧАСТИ!!! ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ «ЗАДАЕТ» ТЕМА СОЧИНЕНИЯ. ПОДТВЕРДИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПРИМЕРАМИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Слайд 13

СОВЕТЫ 1 . Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали . Ваше незнание всегда будет заметно ЭКСПЕРТУ, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе. 2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)? 3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?.

Слайд 14

4. Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.). 5. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта ? Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»). 6. В чем, по-вашему , особенности композиции ? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие. 7. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер). 8. Понятна ли авторская позиция ? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее? 9. Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?

Слайд 15

10. Не занимайтесь пересказом: это не изложение . Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста. 11. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев. 12. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов .

Слайд 16

Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему; — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю); — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы; — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи); — оформление вступления в виде вопросов

Слайд 17

Обдумать заключение . Это может быть так: — обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. — возвращение к началу разговора (приём « закольцовывания ») — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится). — обращение к читателю . Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате .

Слайд 18

Шаг 4. Тактика ПРОВЕРКИ сочинения 1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество - 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается). 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы: Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? Я ОТВЕТИЛ(А) НА ВОПРОС? КАК ТО, ЧТО Я НАПИСАЛ(А), ОТНОСИТСЯ К ТЕМЕ СОЧИНЕНИЯ? ( Это критерий 1, обязательный для получения зачёта ) Приведены ли аргументы из художественных произведений? ( Это критерий 2, обязательный для получения зачёта )

Слайд 19

Соблюдены ли правила построения сочинения ? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой , от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? Есть ли выводы , завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? ( Это критерий 3 ) Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? ( Это критерий 4 ) Насколько грамотно написана работа? ВСЕ ЛИ СЛОВА ПРОВЕРИЛ(А) С ПОМОЩЬЮ ОРФОГРАФИЧ.СЛОВАРЯ? ( Это критерий 5 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические разработки к итоговому сочинению

Материал можно использовать для подготовки учащихся....

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...