Практико-ориентированный проект по русскому языку как способ повышения уровня культуры речи учащихся (на примере проекта о вреде сквернословия)
проект по русскому языку на тему


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект по русскому языку как способ повышения уровня культуры речи учащихся (на примере проекта о вреде сквернословия)

В современной жизни мы, к сожалению, достаточно часто сталкиваемся с нецензурной бранью. Сквернословие уже давно перестало быть прерогативой какой-то определенной социальной группы. Нецензурные слова свободно произносятся на улице, в общественных местах и, как это ни печально, в образовательных учреждениях. И поэтому мы обратимся к проблеме сквернословия.  

Данный проект задается целью обратить внимание, в первую очередь, учащихся на тот вред, который наносит нецензурная брань психическому и физическому здоровью человека. Повышение уровня информированности среди учащихся, а также среди местного населения о вреде сквернословия заставит задуматься над особенностями собственной речи и речи окружающих, регулировать и контролировать собственную речь, избавляясь от нецензурной брани при общении.

Результатом проведения проектной работы  стала организация акции в гимназии,  в ходе которой учащиеся рассказали о вреде сквернословия, о том ущербе, какой наносит нецензурная брань здоровью человека, предложили свои советы людям, которые осознали, что сквернословие вредит духовному  физическому здоровью человека, но не знают, как избавиться от привычки ругаться? Основные результаты исследования учащиеся оформили в виде брошюр и памяток, которые раздавали ученикам во время акции. Помимо этого, в гимназии был проведен Единый классный час, на котором выступили лекторские группы. Информация о вреде сквернословия была показана и по школьному телевидению.

На первом этапе учащиеся с помощью словарей познакомились с понятием сквернословия и выяснили, какие разновидности сквернословия выделяют ученые.

Затем учащиеся изучили вопрос происхождения нецензурной брани:

корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение, а в Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. При этом существовало множество запретов на употребление данных слов.

Но в каких бы проявлениях ни предстало сквернословие,  оно недопустимо и должно вызывать осуждение со стороны общества. И чтобы узнать, как ученики нашей гимназии относятся к подобным словам, участники проекта провели анкетирование, которое показало, что большинство учащихся гимназии негативно относятся к брани и сами не употребляют подобных слов, но при этом не верят в то, что мат может нанести вред физическому здоровью человека.

На следующем этапе работы над проектом ученики выделили негативные последствия употребления мата для психического здоровья человека:

-обида;

-злость;

-унижение;

-ухудшение настроения;

-снижение самооценки.

А фильм «Как наше слово отзовется…» помог ученикам узнать, какой вред наносит нецензурная брань физическому здоровью человека.

В итоге учащимися были сформулированы советы, которые должны помочь тем, кто хочет отучиться использовать нецензурную брань в своей речи. Эти советы также нашли отражение в брошюрах.

Польза данного проекта очевидна. Во-первых, данный проект обратит внимание детей и взрослых на существование проблемы сквернословия в современном обществе, поскольку нецензурная брань не должна восприниматься как нечто само собой разумеющееся, хоть и  существует с давних времен. Во-вторых, проект призван показать вред брани не только психическому состоянию человека, но и физическому здоровью, о чем многие даже не задумываются. Знакомство с исследованиями ученых позволит детям осознать, что все разговоры о вреде нецензурной брани – это не просто прихоть взрослых, а необходимость, основанная на стремлении сохранить личность и здоровье человека. Выводы, сделанные в ходе работы над проектом, помогут детям осознать  важность поставленной проблемы, научат внимательно относиться к собственной речи и речи окружающих, контролировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету

Данная статья поможет с помощью компьютерных технологий подготовиться к уроку...

Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры

Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к живому слову, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету, а также к художественной книге....

Учебный проект по русскому языку 7 класс "Союз как часть речи"

Учебный проект по русскому языку 7 класс "Союз как часть речи"....

Дифференциация обучения как способ повышения уровня математического развития учащихся.

Дифференцация обучения как способ повышения уровня математическогоразвития...

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...