Дифференциация обучения как способ повышения уровня математического развития учащихся.
методическая разработка по математике (6 класс)

Изусова Анна Андреевна

Дифференцация обучения как способ повышения уровня математическогоразвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения как способ повышения уровня   математического развития учащихся.

Изусова Анна Андреевна

учитель математики МБОУ СОШ № 9

 

 Дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации и постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

        В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно   математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников. Различают два вида дифференциации уровневая и профильная. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

        Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала объёмом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение математики, обеспечивающее продвинутый уровень математической подготовки и позволяющее учащимся добиться хороших результатов. Однако высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения.

        Оба вида дифференциации сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования, хотя и в разном удельном весе. В основной школе преобладает уровневая дифференциация не теряющая своего значения и в старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдаётся разнообразным формам профильного изучения предметов. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она должна осуществляться через кружковые занятия и факультативы, чем мы не можем похвастаться.

        В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с 5 класса. Первые два года посвящаю наблюдениями, изучению психологии детей, диагностике результатов обучения, накапливаю материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С VII по IX класс работаю с двумя – тремя группами учащимися дифференцированно. Наконец в X и XI классах работаю с учащимися, поступающими в вузы, и работу с малочисленными группами.

        В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделения уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенной уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности ученик получает возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

        Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл.

        Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объёме со всех школьников.

        Кроме того отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников.

        Существует ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного эффективного осуществления уровневой дифференциации.

– Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся.

        – Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения.

        – В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.

        – Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.

        – Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

        Профильная дифференциация. Математика входит в число обязательных учебных предметов, при этом в общеобразовательной подготовке школьника она может иметь разный «удельный вес» как по времени, отводимому на ее изучение, так и по глубине и охвату рассматриваемого материала.

        Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, умений не только действовать по известным алгоритмом, но и конструировать новые т.е. тех умений, которые необходимы для свободной ориентации в «компьютеризованном» мире.        В зависимости от той роли, которую математика может играть в образовании человека, выделяют два типа таких (уроков) курсов.

        – Курс общекультурной ориентации, который рассчитан на учащихся, рассматривающих математику только как элемент общего образования и не предполагающих использовать её непосредственно в будущей профессиональной деятельности.

        Курс повышенного типа, обеспечивающий дальнейшее изучение математики и её применение в качестве элемента профессиональной подготовки. И в итоге хочу сказать.

        Выпускник средней школы только тогда будет ей благодарен за собственное обучение и воспитание, когда в дальнейшей жизни он будет испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, когда культурная основа его образования достаточна для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Повышение уровня литературного развития учащихся через дифференциацию обучения"

Данная презентация отражает основные положения  обобщения  педагогического опыта по теме "Повышение уровня литературного развития учащихся через дифференциацию обучения". Адресована учителям...

Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.

В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как сред...

Проблемное обучение как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся

Из опыта работы учителя математики: как  используя методы проблемного обучения повысить мотивацию к изучению математики....

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения иностранному языку является выбор эффективных методов обучения как в условиях очного обучения, так и дистанта. Игровые технологии продолж...