Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.
учебно-методический материал по английскому языку (7 класс) по теме

Проневская Наталья Михайловна

В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как средство повышения мотивации к учению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Научно- исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.

       Работа во вверенном мне шестом классе проходила успешно и радовала и меня как учителя и учащихся, которые получали, мне кажется, удовольствие от занятий. Но следующий год нес в себе ряд разочарований. Я заметила, что интерес к учебе снизился, уровень мотивации оставлял желать лучшего. Как следствие, успеваемость моих семиклашек тоже пошла на спад. Конечно, такое явление характерно для подростков. Сфера их интересов в этом возрасте смещается, образ будущего пока неясен, на первый план выходят проблемы межличностных отношений.  Но такое положение дел меня не устраивало. Как один из выходов из создавшегося положения мне виделся во влечении учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

         Первый этап нашей работы состоял в выборе тем исследовательских работ. Вот что у нас получилось.

  1. Осторожно! Говорящая одежда. (Анализ надписей на футболках)
  2. Способы образования английских сокращений в интернет-переписке. (Анализ реплик в чатах)
  3. Приметы и суеверия в Англии и России.
  4. Что могут рассказать банкноты о своем народе. (На примере американского доллара)
  5. Буквы английского алфавита. Их частная жизнь и жизнь в коллективе.
  6. Английский календарь. Что могут рассказать названия месяцев и дней недели.

         Выбор тем для исследовательских работ  неслучаен. Их подсказали сами ребята..Они часто обращаются с просьбой перевести с английского языка на русский надпись на той или иной вещи, вывеску на магазине, или слово, услышанное в фильме, песне, по радио. Например, анализ названий фирм, написанных с использованием знака &, вызвало интерес к истории этого знака, что в последующем вылилось в интерес к английскому алфавиту в целом. Язык интернет переписки тоже достаточно специфичен, школьная программа не подразумевает освоение такого пласта лексики, а практически такие знания актуальны и востребованы..На уроках страноведческой направленности мы совместно вышли на тему о приметах и суевериях. Толчок к такой работе дало сопоставление двух персонажей национального фольклора: « черный кот» в русских суевериях и «белый кролик» в английских. Путешествия заграницу во время летних каникул привело к повышению интереса к  национальной символике. Денежная купюра англоязычных стран была предложена в качестве объекта анализа ее информационного содержания.

     Работа над проектом позволила подойти к осмыслению проблем окружающей действительности с научно-исследовательской позиции. В ходе работы ученики заново взглянули на обычные вещи, делая порой неожиданные для себя открытия. Поменялись  позиции учителя и ученика при выполнении научно-исследовательской деятельности. Учитель сейчас -  организатор познавательной деятельности своих учеников, а не носитель готовых знаний. Ученики являются не пассивными, а активными участниками процесса познания, так как они разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы; то есть, научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

       Данная работа способствовала возникновению положительной мотивации к  изучению английского языка. О чем свидетельствуют результаты анкетирования ребят, принимающих участие в научно-исследовательской деятельности и их сравнение в начале учебного года и финальному периоду работы над проектами. Произошел качественный сдвиг в сторону формирования внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Ученик стимулируется на сознательное  восприятие материала, формируется умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей. .

      Научно-исследовательская деятельность готовит учащихся к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, имеет особое значение для раскрытия творческих способностей, личности учащихся, способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности.

      Конечно же, такая работа требовала применения таких общеучебных умений, как  умение подбирать литературу по теме, работать с поисковыми системами Интернета, правильно оформлять цитаты, сноски, оформлять выходные данные статьи, обобщать результаты. Ученики пытались овладеть такими методами исследования как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос, методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия). В ходе работы также совершенствовались умения и  навыки работы с ПК.

        Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в процессе работы над проектом учащиеся не только узнали что-то новое по теме исследования, но и с большим желанием стали готовиться к урокам английского языка по школьной программе. Кроме того, они овладели основными методами работы над проектом, что, возможно, пригодиться им в будущем. Я надеюсь, что такая работа будет способствовать успешному продолжению работы в ВУЗе, успехам в  научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний и реализации творческого потенциала в быстро меняющихся реалиях социально- экономической жизни страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"

Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В статье рассматривается кейс-технология, как один из способов повышения уровня учебной мотивации на уроках математики и информатики. Приводятся примеры кейсов, применяемых в процессе обучения...