Программа повышения уровня учебной мотивации
рабочая программа на тему

Комлева Татьяна Владимировна

Для обучающихся СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

gerb_so_01

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»

       694760, Сахалинская область, Невельский район, с.Горнозаводск, ул.Советская, 7

тел./факс: (42436) 98-738, 97-456, e-mail: PU-5@yandex.ru

РАССМОТРЕНО:                                                                                                               на заседании методического объединения преподавателей  общеобразовательных дисциплин                                                  Протокол № 1 от 21.09.2016                                                                 Председатель МО ______________Н.В.Пожарицкая

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

_______________ Н.В.Колесникова

ПРОГРАММА

повышения уровня учебной мотивации

(разработка индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих и мотивированных обучающихся)

Разработчик: Т.В. Комлева

преподаватель истории

2016


  1. Актуальность программы

Сегодня, в период реализации современной политики в сфере образования, образовательные центры находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения. Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности обучающегося является его уровень сформированности учебной мотивации. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими условиями:

  • Наличие нормативно-правовой базы:

- Концепция модернизации образования

- Программа работы с одарёнными обучающимися.

  • Отсутствие обучающихся на уроке из-за спортивных соревнований, болезни, предпрофессиональной подготовки, обстоятельств жизни в семье и др.
  • Коммуникативные трудности определенных обучающихся, в том числе неумение или устойчивое нежелание вписываться в обычную жизнь центра.
  • Педагогические системы, рассматривающие индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
  • Материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

В 2016/2017 учебном году передо мной встали следующие проблемы:

  1. В учебных группах стала снижаться успеваемость

В результате педагогической диагностики путем наблюдения, опроса обучающихся и родителей, были выявлены следующие причины падения успеваемости:

  • нежелание учиться;
  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.
  • возрастные особенности

  1. В группах обучающимся было сложно изучать общеобразовательные дисциплины (историю, обществознание, экономику и право) на одинаково качественном уровне.

Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно ориентироваться на внутренние силы обучающегося, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, обучающимся нужна педагогическая поддержка, которая будет выражаться в индивидуальном подходе.

2. Цель программы: создание условий для повышения уровня учебной мотивации обучающихся ГБПОУ СПЦ №5.

3.  Задачи:

  1. Разработать образовательные маршруты по истории с учётом особенностей и интересов обучающихся.
  2. Организовать деятельность обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута.
  3. Проанализировать и скорректировать деятельность обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута.

4.  Концептуальные понятия.

Методологической основой разработки индивидуальных маршрутов является система фундаментальных социальных и педагогических понятий:

  •  Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
  1. Указывается отрезок времени. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких полугодий обучения в центре.
  2. Фиксируется общий срок выполнения.
  3. Составляется временной график выполнения учебных заданий, с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
  •  Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь обучающемуся в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Выделяют три составляющие этой культуры:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
  • личностно-ориентированная
  •  Развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени

5. Участники программы

  • обучающиеся ГБПОУ СПЦ №5;
  • родители обучающихся;
  • преподаватель истории;
  • классные руководители; воспитатели и мастера учебных групп;
  • привлекаемые специалисты.

6. Основными идеями реализации программы являются:

  •  реализация Федерального государственного образовательного стандарта, формирование ключевых компетентностей, обучающихся;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • личностный подход;
  • формирование познавательных интересов и потребностей;
  • создание ситуации успеха.


7. Этапы реализации

Этапы реализации:

Формы и способы деятельности

Практический выход

Аналитико –диагностический

1. Проведение рубежных контрольных мероприятий, опрос, наблюдение

2. Анализ диагностических работ, опроса, наблюдения

3. Выявление успешности обучения по общеобразовательным дисциплинам

практический материал для анализа

информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации

информация о детях, интересующихся предметами гуманитарного цикла

Организационно – проектировочный

    Поиск путей педагогической коррекции:

1. Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) обучающихся.

2. Выбор форм и способов работы.

3. Сроки.

4. Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) обучающегося.

5. Разработка пояснений для родителей к ИОМ обучающегося.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут обучающегося):

- ИОМ для обучающихся испытывающих затруднение в дисциплине

- ИОМ для обучающихся испытывающих интерес к дисциплине.

Консультации для родителей обучающихся.

Коррекционный

1.   Выявление нереализованного (причины)

2.   Определение перспектив для дальнейшей работы

3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации

Итоговый

Подведение итогов по реализации ИОМ обучающихся

Ликвидация пробелов по дисциплине для обучающегося, испытывающего затруднения в нем

Полученные знания по дисциплине для обучающегося, испытывающего интерес к дисциплине


8.Содержание индивидуальных образовательных маршрутов.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих обучающихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных обучающихся.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для слабоуспевающих обучающихся

Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:

  • Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся.
  • Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
  • Повышение уровня учебной мотивации
  • Организация сотрудничества с родителями.

Способы работы с обучающимся разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний преподаватель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН обучающегося преподаватель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей обучающегося, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

ИОМ

(индивидуально-образовательный маршрут)

 обучающегося (йся) __ группы № __ по профессии ______________

(фамилия, имя ученика) ______________________________________

преподаватель_______________________________________________

Цель: ликвидация пробелов по дисциплине _____________________

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________

Классный руководитель (воспитатель, мастер группы): _______________

Преподаватель истории _____________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для мотивированных обучающихся

Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:

  • Углубление знаний, способствование формированию новых умений и навыков обучающихся.
  • Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
  • Повышение уровня учебной мотивации
  • Организация сотрудничества с родителями.

Способы работы с обучающимся разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний преподаватель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.  

В результате изучения темы или решения олимпиадного задания, преподаватель выставляет отметку о выполнении и даёт новое задание. Знакомить родителей в данном случае не обязательно, так как это личное желание обучающегося.

ИОМ

(индивидуально-образовательный маршрут)

 обучающегося (йся) __ группы № __ по профессии ______________

(фамилия, имя ученика) ______________________________________

преподаватель_______________________________________________

Цель: формирование новых знаний, умений и навыков по дисциплине _____________

Тема

ЗУН

Литература

Интернет источники

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Учитель истории _____________

Такие индивидуальные маршруты можно использовать при подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.

9. Ожидаемы результаты.

Целевая аудитория

Планируемый результат

Слабоуспевающие обучающиеся

- повышение уровня учебной мотивации

- повышение интереса к дисциплине

Мотивированные обучающиеся

- повышение качества знаний

- высокие результаты на олимпиадах и конкурсах различного уровня

- широкий выбор возможностей для самореализации обучающихся

Родители

 - дополнительная возможность контролировать успеваемость своего обучающегося по предметам социально-гуманитарного цикла

- улучшение результатов обучающегося

Педагог - предметник

Профессиональный рост:

- обобщение опыта на муниципальном уровне

- повышение квалификации

- участие в конкурсах педагогического мастерства

- повышение педагогическая компетентность.

Повышение СОУ и качество знаний обучающихся

Увеличение количества обучающихся, победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов.

10. Показатели эффективности программы. Мониторинг.

Целевая аудитория

Показатель

Инструментарий мониторинга

Слабоуспевающие обучающиеся

Успеваемость по дисциплине

Текущий и итоговый контроль

Диагностические контрольные работы.

Качество знаний

Результаты по защите лабораторных, контрольных, внеаудиторных работ.

Повышение интереса к дисциплине

Наблюдение, анкетирование

Мотивированные обучающиеся

Успеваемость по дисциплине

Текущий и итоговый контроль

Диагностические контрольные работы.

Качество знаний

Сдача лабораторных, контрольных, внеаудиторных работ.

Качество знаний по изучаемой дисциплине

Статистика участия и побед в предметных олимпиадах и творческих конкурсах

Помощь в профессиональной ориентации

Ежегодная статистика по трудоустройству и поступления выпускников в профессиональные образовательные организации СПО и ВПО

Педагог

Повышение уровня педагогического мастерства

Количество и качество участия в конкурсах различного уровня, улучшение качества знаний по дисциплине

Родители

Повышение удовлетворения от работы образовательного центра

Анкетирование, беседы


11. Список литературы:

  1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 47-54.
  3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 
  4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.

В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как сред...

Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"

Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В статье рассматривается кейс-технология, как один из способов повышения уровня учебной мотивации на уроках математики и информатики. Приводятся примеры кейсов, применяемых в процессе обучения...