Статья по орфографии
статья по русскому языку (5 класс) на тему

semenovaolga77

Практическая работа по орфографии в среднем звене средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа по орфографии50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: учитель русского языка и литературы Семенова Ольга Николаевна, первая квалификационная  категория, стаж работы 21 год, МКОУ СОШ с. Парфеново Черемховского района Иркутской области

   В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая со школьниками, как младшего школьного возраста, так и старшего, возникает проблема по усвоению правил орфографии. Актуальность работы по совершенствованию орфографической зоркости возникает непроизвольно. Учителя – словесники понимают важность орфографии, поэтому, начиная с курса начальной школы, начинается систематическое  обучение  детей правописанию, основанное на сознательном освоении, усвоении и применении на практике орфографических правил.

   Данную тему я считаю основополагающей, фундаментальной в решении коммуникативных  и посткоммуникативных задач (письмо и говорение). Моё исследование берёт своё начало с 1997 года (период работы учителем начальных классов). Изучая материал по родному языку, я отслеживала градацию сложности, посильности, преемственности. Поработав в начальной школе четыре года, я наблюдала ведущую роль теоретических знаний, связь теории с практикой, освоение современных методов и приёмов, технологий по реализации работы по формированию навыков правописания. На данном этапе работы на первый план я выдвигала раскрытие и использование возможностей детей, как средство их развития и основы для овладения учебным материалом.  Повысить интенсивность и  плотность процесса  обучения позволяла различная сфера деятельности на уроке, формы работы: письменная и устная, под руководством учителя и самостоятельная, групповая и индивидуальная. На личном опыте я убедилась, что следует  сочетать  коллективную работу с индивидуальной работы. Это снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля  и анализа ответов, качества выполненных заданий. Только систематические упражнения по орфографии формируют навык правописания слов. Ежедневные тренировки дают школьникам возможность в дальнейшем интуитивно верно оформлять свою речь. Мною отмечено, что при отсутствии тренировочных упражнений на каждом уроке русского языка или литературы, отходя от системы действий, ребята перестают задумываться над написанием слов, видеть орфограммы. Поэтому с целью облегчения сложных видов работ, а также во избежание однообразия я применяю различные виды деятельности   на уроке. Это самостоятельные, индивидуальные, групповые, фронтальные комбинированные, игровые, нетрадиционные виды работ. Различные формы разминок, пятиминуток дают положительный эффект при выполнении контрольных работах (диктантов, тестов, изложений, сочинений), а также  в творческих видах работ (сочинение сказки, рассказа сценария, стихотворения). Обучающихся средних классов проведение таких мероприятий дисциплинирует и непроизвольно формирует орфографическую зоркость.

   Воспитание любви к родному языку – серьёзная и ответственная задача, стоящая перед преподавателем русского языка и литературы в современной школе, потому что «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский). Любовь к родному языку воспитывается, прежде всего, через пробуждение у школьников интереса к предмету  русский язык на уроках и во внеклассной деятельности.

   Получив определённые умения и навыки в работе по формированию орфографической зоркости, обучающиеся становятся внимательны к словам, в целом и в частности, к предложениям, к их конструированию, к оформлению речи и, как следствие, наблюдают речевые обороты и словарный запас окружающих.  Тем более это важно в современном мире, особенно при использовании  инновационных технологий: оформлении презентаций, написании отчетов, сообщений и др.  Таким образом я учу сопоставлению, анализу и синтезу. Мы рассматриваем орфограммы в корнях слов, в приставках, в суффиксах, в окончаниях, вводя новые термины этих понятий. Это приводит к осмысленной работе и по другим разделам языкознания: фонетике, орфоэпии, графике, лексикологии, фразеологии,  морфологии, орфографии.

   Практически установлено, что не следует резко менять темп работы с обучающимися по развитию орфографических навыков. Я предлагаю такую работу чаще всего в начале урока редко – в конце, в свободное время от основной деятельности по формированию усвоения новых знаний или повторения, контроля знаний. Обычно работа, знакомая детям, не должна  быть долговременной, скучной, примитивной и однообразной. Для успеха  проведения методик «привлекаю» «волшебные»  предметы: «сказочный ларец», «бабушкин сундучок», «волшебная бутыль», «малахитовая шкатулка», «копилка чудес», «заговоренный ранец» и т.д.

   В процессе моих наблюдений я пришла к выводу, что  всё заключается в заинтересованности каждого ученика, не смотря на уровень его способностей. Именно на данном этапе следует рассмотреть и применить тот или иной подход в реализации намеченных целей и задач. Поэтому я в каждом конкретном случае подхожу индивидуально к школьнику, с учетом его психологических особенностей. Во-первых, зная темп работы каждого класса,  в котором я работаю, уровень развития и способности каждого ученика, тему урока, прогнозирую и реализую подачу информации.

   Во-вторых, личным примером стимулирую выполнение качественной, лаконичной, быстро оформленной работы ребят. В-третьих, подбираю действенные и эффективные формы контроля, который целесообразно проводить системно, своевременно, индивидуально и качественно.

   Не секрет, что в школе мы обучаем детей с разным потенциалом и запасом знаний, но задача, стоящая перед учителем одна – способствовать научиться. Каждый ребёнок на уроке должен учиться с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Например, одному ученику достаточно поработать с индивидуальным заданием по карточке в течение 3-5 минут, а другому, наоборот, недостаточно времени. Бывают случаи, когда учение за равный промежуток времени может выполнить несколько заданий различных по типу сложности в то время,  как другие справляются лишь с одним заданием.  В моей практике встречаются  школьники, которые выполняют ряд разных индивидуальных заданий, проанализировать свой ответ, оценить степень усвоения и прокомментировать ответ другого ученика и приготовить дополнительные вопросы и классу и учителю. Иногда удачные орфографические разминки превращаются в настоящие «мини-бои», где ученики выполнившие задание, «стреляют» вопросами по изучаемой теме друг в друга. Каждый старается отличиться и задать вопрос товарищу труднее с той целью, чтобы отвечающий «сдался» и право ответа перешло задающему вопрос, ведь он ответ знает наверняка. В такие моменты все дети активны и внимательны. Они боятся вопросов «на засыпку», поэтому повторяют изученный материал и бывают практически готовы к опросу.

   Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику предлагают такие задания, к которым он ещё не готов, с которыми не может справиться, а учение с оптимальными возможностями, быстро справившись, скучает. Я считаю, будет целесообразнее, если у ученика будет право выбора заданий по своим возможностям. Например, предложить конверты разные по цвету, в которых разные задания по типу сложности, и дети об этом знают предварительно. Я на своих уроках применяю принцип учения  по разным уровням. Мои задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании, они различаются степенью трудности. Задания, применяемые на уроках, составлены таким образом, что к достижению единой цели ученики приходят разными  путями.

   Традиционно для решения нашей задачи используют карточки, реализуя индивидуальный подход к обучению детей. Но, к сожалению, этот подход неэффективен в плане подготовки - не позволяет   экономить время учителя, силы при их оформлении и дети упускают изучение нового материала, когда весь класс занят. Лучше такие методы использовать на этапе повторения и закрепления, чтобы не пропустить важную информацию на уроке.  Я отдаю предпочтение самостоятельным работам по разделу орфографии. Все свои задания, приготовленные для ребят,  я делю на три уровня. При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания традиционной системы обучения начального звена. Второй уровень – повышенный, более сложный, Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. Третий уровень – творческий, который применяю на уроках литературы и по развитию речи. Он предполагает написание сочинений, эссе, миниатюр, исправление ошибок, редактирование текста, грамматических и пунктуационных ошибок, развитие речи. При выполнении самостоятельных заданий обучающиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения.

   Мною замечено, что мало внимания уделяется развитию памяти. Учебники по литературе содержат недостаточное количество текстов для заучивания наизусть. А формирование орфографической зоркости напрямую связано с процессом памяти. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать и закрепить информацию надолго (формирование долговременной памяти). Накопленный багаж знаний за школьные годы  обязательно должен пригодиться в дальнейшем. Развитию памяти, орфографической зоркости способствует письмо по памяти. В учебниках начальной школы и развивающего обучения такие упражнения имеют место, чего нельзя сказать про традиционные комплекты. Поэтому, соблюдая принцип преемственности и доступности, я использую письмо по памяти и в 5-7 классах.  Во - первых, эта работа эффективна для устной мыслительной деятельности, для заучивания лирических произведений, особенно крупно объёмных; во – вторых: пригодна по алгебре, геометрии при заучивании как теоретического, так и фактического материала (теоремы, аксиомы, правила); в – третьих,  развитие каллиграфических навыков.

   Предлагаю формы работы на уроках русского языка и литературы по теме: «Развитие орфографической зоркости у обучающихся»

Формы работы по орфографии

   В своей практике я обычно расширяю диапазон форм, средств, приемов по совершенствованию орфографических навыков. По мере сложности изучаемого явления, подбираю темы и виды тренингов. У младших школьников и пятиклассников успехом пользуются  «нестандартные» ситуации.

  1. «Волшебный» ларец

Всем ученикам выдается полоска линованной (тетрадной) бумаги. Учитель читает выученные словарные слова, а дети записывают через запятую. Обычно это слова, начинающиеся на заданную букву, например, букву «А»:

Арбуз, апельсин, автомобиль, аллея, автобус…

  Графически обозначается орфограмма. Например, безударная гласная, непроверяемая ударением.

В «волшебный» ларец можно помещать слова на различные правила:

- безударная гласная в корнях слов,

- чередование гласных А-О в корнях слов…..

При проверке анализируется, какая орфограмма изучена недостаточно.

2. Игра «Спортлото»

Каждому ученику предлагается тонкая полоска бумаги. Дети подписываю на ней свою фамилию с обратной стороны, а с лицевой стороны пишут только нужные буквы на заданную орфограмму. Например, учитель читает слова, содержащие в корне безударные гласные О-А, И-Е  (в зависимости от темы), а ребята, написав букву, сгибают полоску бумаги.

Например: ворона, корабль, календарь, воробей, завтрак….

О        О        А        О       А       А       О       О       А      О      А      А

Этот вид работы стимулирует и дисциплинирует ребят. Работа экономична во времени, интересна, выгодна. Все полоски с ответами я собираю в копилку «Грибок», а при проверке  анализирую ошибки. На следующем занятии подвожу итоги. Можно провести взаимопроверку в парах, если ребята недостаточно ознакомлены с видом деятельности, не имеют опыта работы.  Именно так школьники учатся отслеживать орфограммы, вести поиск ошибок, сами делают выводы о проделанной работе, замечают успехи  и свои недочёты.

3.  Игра «Спринт»

Учитель читает слова на заданное правило, а ученики на специальном листе бумаги, разделённом на несколько частей, графически обозначает букву, корень, суффикс или нечто другое. Отрабатывается навык на одно изученное правило или на систему правил, раздел языкознания.

1.-лож-

6.-тир-А

 2.-лаг-А

7.-раст-

3. -кос-

8.-ращ-

4.-кас- А

9. -рос-

5.-тер-

10.-РОСТ-

(искл.)

 Листы с ответами подписываются учениками, складываются пополам, сдаются учителю в ходе соревнования по рядам. Например:

1. Положение                           6. Натирание

2. Полагать                              7. Растение

3. Прикосновение                     8. Выращенный    

4. Касание                                9. Выросли    

5. Затереть                            10. Ростислав

   Таким образом, мы систематизировали слова по изученным темам: «Чередование гласных в корнях слов» и отработали умение графически выделять орфограмму.

Данную работу я использую в качестве орфографической  пятиминутки в начале урока на этапе повторения изученного материала или актуализации опорных знаний.  Также применяю в работе по закреплению изученной темы, то есть на этапе проверки восприятия. Этот способ хорошо применить на этапе контроля знаний. В подготовленном классе на данную работу отводится 5-8 минут.

4. Игра «Конверт с секретом»

     Этот вид работы я использую в 4-5 классах при совершенствовании умений вставлять пропущенные буквы на правило «Безударная гласная в корне, в суффиксе слова» и т.д. В конверт я

 помещаю иллюстративный материал в виде фигурок: яблоки, груши, сливы, морковь. Каждая такая карточка – фрукт содержит 4-5 слов на изученную орфограмму.

П…мидор    …гурец

С…лат          к…бачок

                                                                         

Работу провожу обычно в начале урока на этапе повторения  как словарную работу у доски или индивидуально. Кто выполняет у доски, выписывает всё слово и доказывает графически. Индивидуально - работа облегчена, поскольку ученик вставляет лишь букву, поэтому успевает вынуть из конверта несколько карточек – фруктов.

5. Индивидуальная карточка

Неотъемлемой формой работы становятся карточки для обучающихся, позволяющие дифференцировать деятельность работающих на уроке. Я предпочитаю сама изготавливать карточки двух видов:

1) карточка на одно орфографическое правило.

 Например:  написание разделительных Ъ и Ь в словах;

2) карточка, объединяющая несколько орфографических правил. Например: написание парных согласных в корнях слов; правописание суффиксов (уменьшительно – ласкательных –ЧК-, удвоенной согласной и др.)

Ду(п, б) - ду…ы

Чашеч(ъ, ь)ка

Прил(о, а)гать

Оди(н, нн)цать

Г_л_са  – голос -….

Отголос_к

Р_стение

Арбу_ - арбузы

Молодёж_(IIIскл.)

Использование карточек позволяет за короткий период времени опросить многих учеников, оценить их ответ и проанализировать их работу. Обнаружив пробелы в знаниях.  Можно сконцентрировать внимание всего класса на проблеме правописания и закрепить тренировочными упражнениями на уроках обобщения знаний.

6. Перфокарты

Эффективно помогают решить проблему по орфографии карточки с «окошечками». Задача: вставить пропущенную букву, морфему. В системе мы реализуем закрепление не только орфографических навыков, но и словообразовательных, так как занимаемся поиском, подбором и доказательством значимых частей слова. Например:1)

Слова подбираем под готовые окошечки. Например: МалЕНЬКий, малЕНЬКо, переХОД, поХОДный, переСТРОЙка, СТРОитель…..

 Тема: «Однокоренные слова»

Выдели морфемы:

МАЛ          ИЙ                           СТРО                    И

МАЛ    

                                      СТРО

 

   

          ХОД                                    ХОД

Вставь пропущенные буквы:

    ДОР

      АЛ

       ПР

      КО

         Х

       

Назад

Везде

Гореть

Шоссе

жилище

ГА, ЕЯ, КРАСЕН, ЛЕКТИВ, ЗЯЙСТВО

7. Использование сигнальных карточек

    Карточки с большими яркими буквами,  например, О-А и Е-И, обучающиеся изготавливают самостоятельно. Систематически, т.е.  ежедневно на уроках повторения и систематизации полученных знаний  мы работаем фронтально всем классом.  Я  зачитываю поочередно слова, а дети поднимают карточки с А или О, Е или И. Ответ обязательно следует прокомментировать и доказать с приведением нескольких других примеров на данное правило орфографии. Таким образом, каждый ученик думает самостоятельно, анализирует, доказывает.

А

О

И

Е

8.  Игра  «Круглая пятёрка»

Большим успехом на уроках русского языка в 5-6 классах пользуется этот прием. Таким образом, я проверяю и совершенствую орфографическую зоркость в работе  с безударными гласными. Отбираю 20  словарных слов, а  в 7 классе – 25 словарных слов, содержащих безударные гласные О-А. Демонстрирую порядок расположения и количество слов в строке. После окончания работы вычёркиваем только О или только А. Смотрим, что получается в итоге.

Например, ворона, воробей, солдат, молоко, морковь, шоколад, каток, календарь, пальто, падеж, осина, ворота, молодёжь,  Родина, вопрос, паркет, паук, ракета, паровоз, компот,  мороз,   холодный, ночной, колесо, обед.

В итоге получаем:

                 О   О    О     О    О

                 О    А    А     А     А

                 О    О    О     О     О

                А    А     А      А     О

                О    О      О      О    О

   Не следует злоупотреблять игровыми приёмами на уроках, потому что  утрачивается состояние новизны, неизведанности. Дети постоянно ждут чего-то новенького, им ещё неизвестного. Поэтому следует чередовать новые и известные игровые приёмы на этапах повторения и закрепления знаний.

   В своей практике я предпочитаю  и традиционные, и нетрадиционные  приёмы формирования и совершенствования умений, сочетаю коллективные и самостоятельные формы деятельности. Игру предпочитаю использовать реже и только в 5-7 классах, а  в 8 классе направляю учеников  с помощью частично-поискового метода к самостоятельной работе, т.е. анализу и синтезу.

   Решая свою задачу по совершенствованию орфографических навыков, совместно с учащимися реализуем и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования УУД (слушать, слышать, выделять главное, работать с доской,   с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и т.д.).

9.  Фронтальная работа  с доской

* Составить словосочетания, чтобы стало понятным значение слов:

Пол (а/о) скать, ув (я/и) дать, подр (а/о) жать, разв (и/е) ваться.

* Объясните  выбор орфограммы-согласной. Подберите к каждому слову несколько проверочных слов:

Оши (б/п) ка, коро (в/ф) ка,  подру (ш/ж) ка, фура (ж/ш) ка,  руба (ш, ж) ка,  стару (ш/ж) ка,  кана (в/ф) ка,  ни (з/с) кий, у (з/с) кий, про (с/з) ьба, моло (т/д) ьба, хо (т/д) ьба.

* Вставить пропущенные  буквы в словах, объяснить их значение:

З…мляника,  к…стяника, г…лубика, …жевика, м…лина, ч…рника.

*Произведите устный анализ словосочетаний и запишите ответ:

Сп…ши стихи – сп…ши на урок; пол…скать собачонку – пол…скать бельё; зап…вать  песню – зап…вать лекарство.

10. Объяснительный диктант

   Иногда на уроке можно сменить роли: ученик – учитель. Учитель объясняет, а дети записывают, и наоборот.

                                                                    Родник

   Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся через всю родину, кормит народ. Как складно выходит – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.

11. Работа с деформированным текстом, или редактирование

  Шырако раз левалась пирид сёмкай рика. Сонцэ закатилась. Богряниц неба ярка отрожался вваде. Была красива и тиха. В долике веднелось силение. Тинулис рощи. У ног ево сирдитаплитскалась сирдитая рика.

 12. Работа с дидактическими материалами по сборнику упражнений.

 13. Упражнения из учебных пособий для 5-7 классов.

 14. Решение тестов для 5-7 классов в УМК.

 15. Работа с раздаточным материалом.

   В качестве раздаточного материала могут быть предложены «орфографические лото», кроссворды, сканворды.

   Для успешной работы в начальной школе я рекомендую учителям применять следующие упражнения:

1. Картинный словарь

   Учитель показывает  классу картинку с изображением, например, скворца, петуха, берёзы, площади. Кровати, а ученики записывают название, графически обозначают орфограммы. Например, безударные гласные  в корнях  слов.

2. Сигнальные карточки

   Задание: определить падежные окончания у имен существительных.

# П.п. (о ком?) о сестре, о матери.

3. Комментированное письмо

  Ученик повторяет слово, словосочетание или предложение, доказывает его написание.

4. Выборочный диктант.

   Например, выписать слова или словосочетания в Р.п, П.п, Д.п.

5. Обучающий диктант

6. Работа по заданию

   Подобрать существительные к данным прилагательным:

Солёная …

В голубом …

По зелёной …

7. Логическая цепочка

   Списать, заменяя имена существительные, или обнаружить орфограммы:

Лошадка         лошадь.  Лошадка – полезное животное. За  

лошадкой   ухаживает   человек.

8. Письменное доказательство орфограмм

Например,  Из поездки – ж.р., ед.ч., 1 скл, Р.п.;

                    По речке - ……

9. Дописать словечко

Например, На фронт…, в магазин…, в  местечк…, к деревн…,  у дач….

10. Пары слов

   Записать существительные во множественном числе и наоборот: тетрадь – тетради, дочь – дочери; сыновья – сын, арбузы – арбуз, кроссовки – кроссовок.

   Целесообразно подбирать и такие слова, к которым проблематично подобрать пару или  невозможно. Такое проблемное задание заставляет учеников задуматься и поработать над словами. Тем самым,  мы научим детей в дальнейшем производить словообразовательный разбор слов.

11. Слова на тему

   Учитель предлагает определённую тему, а ученики по памяти или самостоятельно в тетрадях записывают слова. Например, тема «ШКОЛА»: карандаш, библиотека, ученик, линейка, школа, парта, учитель, резинка, портфель, ранец, класс, рюкзак, одноклассники, решение, формула, экран, задача, ответ, дисциплина, отличник, пятёрка.

     Задание: графически объяснить изученные орфограммы, составить мини-рассказ, изменяя окончания у имён существительных.

12.  Раскрыть скобки

Записать верно:  На (верхушке берёзы) кричал грач.

   Заданий по орфографии множество. Учитель по своему усмотрению выбирает их и предлагает обучающимся. Обязательным условием является система  в работе по формированию орфографической зоркости детей, начиная с начальной школы и на протяжении всего обучения в школе. Это задача всех учителей по всем предметам школьной программы, а не только учителей-словесников.

    В младших классах школьники, получив основную базу знаний по орфографии, расширяют, дополняют и обогащают свой словарный запас, оттачивают навык правописания, технику чтения. Это хорошо прослеживается в таком виде деятельности как, например, собственный анализ контрольного диктанта или РНО (работа над ошибками).

   На практике,  начиная с первого  полугодия в 5 классе, мы  со школьниками делаем так: систематизируем слова на изученное правило на примере подготовленного диктанта, выписываем слова, словосочетания, составляем словарики, словники, подбираем аналогичные  родственные, однокоренные слова, графически  их обозначаем. В самостоятельной работе  над контрольным диктантом ребята сами проецируют эту работу, так как они в достаточной мере ознакомлены с ней.

  Работая в данном направлении, я убеждаюсь, что исчерпать эту тему невозможно. Постоянно находясь в поиске, открываю всё новые и новые  грани орфографии. Применяя в своей работе приведенные тренинги, методы и приемы, утверждаю, что результат достижим только при соблюдении необходимых условий:

1) преемственность,

2) индивидуальный подход,

3) сочетание различных  форм и видов деятельности,

4) доступность: от простого материала к сложному,

5) временные рамки (хронометраж) -5-15 минут ежедневно.

   Особенное значение  в реализации педагогических задач  имеет  обмен опытом  с практикующими учителями-словесниками, предметниками, методистами, ознакомление  с передовым опытом учителей-новаторов, знакомство  с научно-методической литературой и периодической печатью, анализ  и учет успехов и неудач по выбранным методикам, посещение уроков. Несколько лет подряд я веду учет положительных и отрицательных результатов учащихся. Этот прием помогает произвести анализ для дальнейшего прогнозирования деятельности педагога, искоренению «пробелов» в знаниях, а также систематизировать   количество допускаемых ошибок на определённое правило.

  Так, на протяжении многих лет, отмечаю, что наиболее высокий процент ошибок приходится на безударную гласную, проверяемую ударением, подбор однокоренных слов. В последнее время ситуация усугубляется тем, что ученики перестали читать самостоятельно по  литературе, предпочитают общаться с помощью символов. Речевая культура утрачивается. Поэтому считаю, что выбранная мною тема по формированию орфографической зоркости актуальна не только сегодня, но будет  важна и завтра. Таким образом, предлагаю алгоритм действий с орфографическими правилами структурировать так:

1. Безударные гласные корня, проверяемые ударением: косить - косит, лес-лес, лиса- лис.

2.Непроверяемые (словарные) слова: октябрь, осина, берёза, воробей, аллея, ворона, сорока.

3. Непроверяемые согласные  в корнях слов: футбол, бутсы.

4. Проверяемые согласные в корнях слов: дуб – дубы, дорожка – дороженька.

5. Непроизносимые согласные в корнях слов:  поздний – опоздать, но: опасный – опасен.

6. Буквы И, А, У после шипящих: жизнь, чудовище, площадь, Чунга – Чанга, щука, чаща.

7. Разделительные Ъ и Ь: объяснение, пью, семья, варенье, соловьи, платье, вьют, съезд.

И так далее.  

      По этой схеме предлагаю вести работу над ошибками, допущенными в контрольных диктантах. У обучающихся вырабатывается система в работе над словами и, соответственно, формируется орфографическая зоркость, долговременная память и внимание  к слову в дальнейшем.  Я реализую данный алгоритм в письменных работах  аналитического характера, то есть в самостоятельных формах деятельности учащихся.

      В своей работе я использую современные и новаторские статьи учителей-практиков, напечатанные в методических журналах,  монографии методистов, опыт коллег. За  годы работы в школе накопила определенные педагогический багаж, оформленный в виде методических копилок: разработки уроков, презентации  к темам уроков, наглядные пособия, накопители. См. приложение к статье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основные принципы русской орфографии"

Данная статья будет полезна учителям русского языка средней школы при подготовке к урокам раздела "Морфология.Орфография" в 10 классе (УМК Гольцовой Н.Г.)...

Орфография_Принципы русской орфографии

В тетрадь для правил учащихся...

Статья. "О русской орфографии"

Наши знания о русской орфографии....

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:  - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...

Пунктуация и орфография.Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

laquo;Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как...