Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала.
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Галимова Милеуша Юрисовна

       Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества заключается в обеспечении стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества, и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала

       Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества заключается в обеспечении стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества, и государства.

     Введение  тестирования как формы внешнего контроля качества обучения потребовало от учителей широкого использования тестирования как формы и метода контроля в повседневной учебной деятельности. При этом введение нового должно быть не спонтанным, а научно и методически подготовленным шагом, тем не менее до сих пор имеется ряд нерешенных проблем и факторов, влияющих на качество мониторинга, например, отсутствие банка сертифицированных измерителей (надежных валидных тестов),  недостаточное использование программного обеспечения для обработки результатов тестирования. 
Методически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии.

      
   Под тестом понимается: 

  • проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь); 
  • инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (В.П.Беспалько); 
  • стандартизированный метод диагностики уровня и структуры подготовленности (В.С.Аванесов); 
  • система специально составленных заданий, решение которых имеет однозначно  правильный ответ (Е.А.Михайлычев); 
  • метод педагогической диагностики (К. Ингекамп) 

    Итак, тест- это инструмент, состоящий из системы стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. 
   Самое существенное требование, отличающее тест от традиционного экзамена и от остальных методов контроля,- это обязательная проверка его качества. Существуют соответствующие научно обоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста: объективность, надежность, валидность, трудность, эффективность. 
Объективность 
Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки.
   
    Тесты - емкий инструмент, их показатели ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у школьников определенной совокупности усвоенных знаний. Выполняя тестовые задания, каждый ученик использует знания по всем темам, предусмотренным программой. Тест - широкий инструмент и с точки зрения интервала оценивания. При сравнении тестирования и традиционного оценивания можно увидеть, что первое предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он лишен при традиционном способе оценивания. 
Надежность 
Надежность- фундаментальная характеристика теста, которая показывает, в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании.
 Обычно для оценки надежности тест проводят два раза и сравнивают полученные тестовые баллы. Чем более схожи результаты двух тестирований, тем более высок уровень надежности.  

Валидность 
Валидность теста- его пригодность для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию, пригодность к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию.
 Тест может быть валидным, если средние результаты соответствуют большей части учащихся группы. Валидность теста зависит и от длины теста. Под длиной теста понимают количество заданий, входящих в тест. 
Существуют тесты очень короткие, состоящие из 7-15 заданий, и очень длинные, состоящие из более 500 заданий. Если тест очень длинный, то ухудшается мотивация и внимание учащихся, а это снижает надежность и валидность. Практика показывает, что если тестирование занимает более полутора часов, то испытуемые с неохотой соглашаются отвечать на вопросы теста. С другой стороны, с точки зрения теории, чем тест длиннее, тем он надежнее. Возникающее противоречие между теорией и практикой решается компромиссом в ту или другую сторону, в зависимости от конкретного случая. 
Трудность 
Трудность теста- это степень сложности   включенных в тест заданий. В процессе создания теста мера трудности регулярно проверяется на случайной выборке из того контингента, для которого тест предназначается. Дальнейшее совершенствование теста идет по пути замены ряда заданий, ответы на которые нарушают нормальность распределения. Трудность заданий влияет на надежность и валидность. Если тест очень трудный, то учащиеся чаще вынуждены догадываться, какой ответ правильный, но чем чаще они прибегают к догадке, тем больше распределение результатов теста приближается к случайному распределению. Поэтому пригодность теста для оценки знаний всей массы учащихся будет ниже, чем труднее тест. Такое же влияние на надежность, но по другой причине, оказывает легкий тест, в котором учащиеся редко догадываются, их ответы устойчивы, но между ними нет 5.различий. 

Эффективность 
Эффективность педагогического теста определяется творческим подходом составителей к разработке системы заданий, соответствующих конкретным целям тестирования.

    К настоящему времени нет единства в классификации тестов. В соответствии с методологией создания теста выделяют

  • критериальные, предназначенные для выявления факта порога усвоения учебного материала;
  • нормативные, обеспечивающие ранжирование учащихся по уровню усвоения материала относительно нормы. 

    По профессиональному признаку можно определить:

  • стандартизированные и
  • нестандартизированные тесты. 

    Из существующего многообразия типологизации тестов выделим в первую очередь те, которые могут быть соотнесены с видами контроля:

предупредительным, текущим, итоговым. Это, соответственно

  • установочный
  • формирующий
  • итоговый тест

     Установочный тест выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания. Узнав базовый уровень учащегося, 6.учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Формирующий тест определяет прогресс достигнутого в обучении. К данному типу тестов относят базовые и диагностические. Первые включают репродуктивные задания и проводятся на уровне формирований понятий. Вторые содержат задания от репродуктивных до творческих и выявляют уровень усвоения темы или раздела программы. Итоговый тест, который чаще всего называют тестом школьных достижений, должен отвечать всем требованиям стандартизированного научно обоснованного теста. 
     Проанализировав многообразие
классификаций тестовых заданий, сопоставив их с нормативными документами, различают тесты по типам и видам заданий:  

  • закрытые (задания с выбором верного ответа)
  • открытые (задания со свободно конструированным ответом)  
  • с выбором одного верного ответа
  • с выбором более одного верного ответа
  • на установление соответствия
  • на установление правильной последовательности
  • на дополнение с кратким ответом
  • на дополнение с развернутым ответом

     Одна из важных задач обучения- быстрая и надежная оценка знаний. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества.

2.  Опыт работы и результативность использования тестов как метода  контроля  за усвоением знаний

(на примере работы  в 5-6 кл.)

На протяжении многих лет мне доводится работать преимущественно  в старших классах средней школы, что  накладывает на учителя большую ответственность в связи с предстоящими учащимся выпускными экзаменами. В прошлом учебном году я  работала с 5-6 классами. Как вы знаете, в  конце года, уже в апреле мы пишем ВПР. В течение всего учебного года ученики готовятся к ним.  Тестирование как метод контроля за усвоением знаний играет в моей практике немалую  роль. Мною составлены тематические тесты практически по всем разделам программы. Среди них преобладают закрытые тесты с выбором одного варианта верного ответа. Выбор   типов тестов  дает возможность не только сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для успешной  работы, но и выработать вместе с ними стратегию и тактику поведения и действий во время решения тестов, что также необходимо для успешного преодоления трудностей во время ВПР.

В работе используются также открытые тесты. В основном к ним прибегаю при проверке теоретических знаний учащихся. Такая проверка проводится по вариантам после повторения очередной темы.

В практике работы тесты используются на разных этапах изучения темы.     В начале работы над темой использую   установочный тест, который, как уже было сказано,  выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания.  Выявив базовый уровень учащегося, учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Затем прибегаю к использованию формирующего теста, определяющего   прогресс достигнутого в обучении.  При этом в базовые тесты   включаю репродуктивные задания. В конце изучения темы провожу итоговый тест.

Тестирование как метод контроля необходимо применять как можно раньше, чтобы к концу обучения в школе у учащихся сформировались прочные навыки работы с тестами различных типов, а также выработалась определенная стрессоустойчивость к ситуации контроля , так как психологические предпосылки успешной сдачи экзаменов играют, как известно, значительную роль в целом комплексе условий.  Работая в среднем звене(5-6 классы), обязательно использую тестирование наравне с  другими методами контроля.

Кроме тестов, составленных мною, широко использую уже имеющиеся тесты , различные тематические выборки из них, а также предлагаю в качестве домашнего задания составление тестов самими учащимися.

.Для успешной работы с тестами важно учитывать несколько составляющих:

  •  содержательную (знание теории вопроса, сформированность необходимых практических навыков)
  • тактическую (умение правильно распределить время, понимать и учитывать специфику вопроса)
  • психологическую (отсутствие тревожности, уверенность в себе, нацеленность на результат)

    Формированию всех этих составляющих уделяем внимание во время устной работы с тестами.

Таким образом, тестирование является эффективным и объективным методом контроля качества обучения. Использование тестов требует соблюдения методики работы с ними, систематической подготовки  учащихся, обязательной работы над ошибками и коррекции знаний. Только в этом случае тестирование из механической проверки знаний превращается в метод не только контроля, но и познания нового, воспитания у учащихся таких качеств, как трудолюбие, собранность, нацеленность на результат, умение справляться со стрессовой  обстановкой, то есть необходимых им в  любой ситуации организационных компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

В презентации обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс такого метода контроля, как тестирование обучающихся....

Тестирование как один из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.

Данная статья посвящена определению и характерным особенностям метода тестирования, как одного из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.В статье даны характеристики ...

Качество усвоения учебного материала.

Тест  для  самостоятельной  проверки  своих  знаний  по  предмету. ...

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала

Материал содержит теорию вопроса и практические наработки учителя, а также статистический материал, подтверждающий результативность используемых приемов и методов работы....

Контроль за усвоением учебного материала при помощи тестов

Тесты могут быть использованы на уроках истории и обществознания в 5-11 классах...

Тесты для контроля за усвоением учебного материала по разделу легкая атлетика в X-XI классах.

Понимать роль физической культуры в развитии человека. Знать основы физической культуры и здоровый образ жизни. Владеть системой практических умений и навыков....

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала(Презентация).

     Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качест...