Звонкие и глухие согласные. Озвончение и оглушение согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коломиец Светлана Григорьевна

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка

Учитель  Коломиец Светлана Григорьевна

Класс  5

Дата  (четверть)      2 четверть

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов,         Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2011

Тема: Звонкие и глухие согласные.Озвончение и оглушение согласных звуков.

Тип урока:  «открытие» новых знаний

Результаты:

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать позиционные чередования звонких и глухих согласных (озвончение и оглушение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение  в процессе получения школьного образования

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Устойчивый познавательный интерес к русскому языку,

патриотизм

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Уметь определять и формулировать тему урока, цель на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Оборудование:  учебник, карточки         


Этап урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

фронтальная

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Ребята, как вы понимаете высказывание М.Горького: «Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова».

 Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают точку зрения.

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Фронтальная, индивидуальная

На доске записаны задания.

1.Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.

2.Сколько общих звуков в словах ЗАВОД и ЗОВЁТ?

3.В каком из слов  количество букв и звуков совпадает: приятно, грустный, соль, ехать, юг.

4.Найдите четвертое лишнее слово и объясните почему?

Зодчий, редька, след, усадьба.

Отвечают на вопросы. Строят свои высказывания, доказывают точку зрения.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на них, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

III. Вхождение в тему урока.  Целеполагание.

Фронтальная, индивидуальная

-Ребята, мне в руки сегодня попала записка. Давайте ее попробуем прочитать.

[ Й’а л’убл’у свай’у лашатку, пр’ич’ишу й’эй’ шорстку глатка].

-Что у вас получилось?

-Почему слова ЛОШАДКА и ГЛАДКО пишутся не так, как произносятся?

-Что происходит с согласным Д в этих словах?

-В каких случаях еще происходит оглушение согласных?

-А какой процесс происходит в следующих словах?

( просьба, косьба)

-Итак, ребята, исходя из выполненных нами заданий, сформулируйте тему урока. (Озвончение и оглушение согласных звуков)

-Какие цели данного урока мы поставим перед собой?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, строят высказывания и аргументируют их.

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем.

IV.  Открытие нового знания.

Работа по теме урока.

Индивидуальная, работа в парах

1. Вспомните, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной на конце слова. (Учащиеся говорят правило).

-Давайте посмотрим, что происходит, когда звонкий согласный оказывается перед глухим.

-Спишите слова, подбирая к ним проверочные, укажите звук, который обозначен пропущенной в слове буквой по образцу.

Голу..ка (п) (голуби), запе..ка, поез..ка, сторо..ка, ска..ка, о..ставить.  

-Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? (Вывод: в нашем языке парные звонкие и глухие согласные звуки рядом стоять не могут: предыдущий звонкий становится похожим на последующий глухой. Замена звонких согласных звуков парными им глухими называется оглушением. Оглушение никогда на письме не отражается: оглушаются звуки, а не буквы.)                                                                         

Спишите слова:

Молотьба, косьба, сдал, отбросить, просьба.

-Укажите звук, обозначенный выделенной буквой.

-Что мы наблюдаем? Сделайте вывод.

(Вывод:

-чаще всего глухие согласные озвончаются в приставках;

-озвончаются они также в корнях перед суффиксом –б-(пастбище).

-Глухие согласные озвончаются перед всеми парными звонкими согласными, кроме «в», т.е. перед «б, г, д, ж, з».

-Озвончение на письме не отражается, т.к. озвончаются не буквы, а звуки.)

-Ребята, а попробуйте догадаться, какие слова затранскрибированы?

[рох], [йух],[ митинх] (рог, юг, митинг)

-Так произносятся эти слова на Кубани.

Отличием кубанского диалекта является украинское "г", которое произносится как "г",например, в слове  "бухгалтер". Этот звук является звонкой парой согласному [х], а не [к], поэтому при оглушении на месте "г" читается [х]: "рог" как [рох], а не как [рок], "юг" как [йух], а не как [йук]. Правило строго поддерживается и в заимствованиях ("митинх").

Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму. 1 ученик работает у доски (карточка1), класс списывает слова, указывают звук.

Делают вывод: что называется оглушением.

Работают в парах со словами и звуками.

Делают вывод.

Выполняют задание учителя, высказывают свои предположения

Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: извлекают  необходимую информацию из выполняемых упражнений, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

V.  Физминутка

фронтальная

-Ребята, предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть. Игра называется «Зоопарк». Я буду называть животных, а вы, если в них все согласные звонкие, хлопаете в ладоши, а если –глухие, топаете ногой.

Баран, зебра, кот, утка, выдра, кит, пес, гагара, олень.

Выполняют задание

VI. Закрепление знаний

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

-упр.287 (устно). Сколько раз встречается звук [ш] в стихотворении?

-упр.288 (письменно). Спишите, подчеркните слова, в которых все согласные звонкие.

-упр.289 (устно). Какими буквами обозначены звуки [п], [т]?

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Работают в паре

Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

V. Подведение итогов,

 рефлексия

Фронтальная, индивидуальная

1.Что открыли для себя?

2.Чему научились?

- Заполните лист, оценив себя за работу на уроке.

1) На уроке я работал … активно/пассивно

2) Своей работой на уроке я … доволен/недоволен

3) Урок для меня показался … коротким/длинным

4) За урок я … устал/не устал

5) Домашнее задание мне кажется … лёгким/трудным

Ученики оценивает свою работу, отвечая на вопросы и заполняя оценочный лист.

Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

VI. Домашнее задание

-Составьте синквейн на тему «Согласные», отразив в нем тему нашего урока.

Записывают домашнее задание

Познавательные: уметь проявлять творческое начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"

Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...

Технологическая карта урока русского язык в 5 классе "Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение".

Изучение "Фонетики" в 5 классе вызывает неподдельный интерес учащихся. Язык настолько богат своими красками и переливами... Многое из жизни звуков для учащихся 5 класса становится насоящим открытием!...

Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова...