Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Перевозникова Галина Юрьевна

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №93 города Краснодара

                                  УТВЕРЖДЕНА

                           приказ №1 от 31.08.2018 года

                             Директор______ О.Н.Дегтярева

Рабочая программа

элективного курса для 9 класса

«Практикум по русскому языку»

Количество часов:  1 час в неделю (34 часа)

Программа разработана в соответствии с    авторской программой «Рабочие программы. Русский язык. ФГОС. 5-9 классы» Авторы:  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.  - М.: Просвещение,  2016 год.

Учитель: Перевозникова Г.Ю.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

Цели и задачи изучения элективного курса «Практикум по русскому языку».

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

      Задачи курса:

 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

 7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.

Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • определять синтаксические конструкции.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяется формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                                                

Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6  связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания 4-5 направлены на формирование  орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны  с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».  

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

      Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:

 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

 продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      

 способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;   умение композиционно оформлять текст;

умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

 Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

 Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац.  Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.        

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (17 ч)      

1.  Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 7 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний-4 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

             

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование тем, разделов

Макси-мальная нагрузка учащегося

Из них

Теоретическое обучение

Практикумы

Уроки контроля

1

Подготовка к написанию изложения

6

2

2

2

2

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом    

17

-

15

2

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  

7

2

3

2

4

Контроль знаний

4

-

-

4

Всего

34

4

20

10

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли-чество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата проведения занятий

Планируемая

Факти

ческая

Подготовка к написанию изложения-6 ч

1-2

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Урок новых знаний

2

Информационная обработка текстов разных стилей и жанров.

Анализ текстов.

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Урок-практикум

1

Анализ композиционных частей текста

4

Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

Урок-практикум

1

Выделение микротем текста. Абзацное членение.

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Урок-практикум

1

Использование разных способов компрессии текста.

6

Сжатое изложение.

Урок контроля

1

Написание сжатого изложения.

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (17 ч)

7

 Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

Урок-практикум

1

Анализ текста

8

 Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

Урок-практикум

1

Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов

9

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

Урок-практикум

1

Отработка умения правописания приставок, суффиксов.

 Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

10

 Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

Урок-практикум

1

Подбор стилистических синонимов.

11

 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

Урок-практикум

1

Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

12

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

Урок-практикум

1

Выделение грамматической основы предложения.

Выделение обособленныъх членов предложения.

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

13

 Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

Урок-практикум

1

Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений.

14-15

 Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

Урок-практикум

2

Различие односоставного и двусоставного предложений.

16-17

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

Урок-практикум

2

Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

18-19

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

Урок-практикум

2

Определение видов подчинения в сложном предложении.

20-21

Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

Урок-практикум

2

Определение разных видов связи в сложном предложении.

22-23

Выполнение заданий

2-13.

Урок контроля

2

Выполнение заданий с кратким ответом

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-7 ч

24

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Урок новых знаний

2

Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.

25

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Урок-практикум

2

Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции.

26

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Урок-практикум

1

Работа над композицией сочинения.

27

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание  15.1)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

28

 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

30

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок.

Урок-практикум

1

Корректировка текста.

Контроль знаний- 4 ч

31-34

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

Урок контроля

4

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер. 

Интерактивная приставка.

Методическое обеспечение программы

Для организации деятельности учащихся применяются:

«традиционные методики»: основной учебный период - урок, где используются следующие методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа, упражнения по аналогии, рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные проверочные работы по окончании изучения темы;

модульно-блочные технологии: с помощью модулей обеспечивается самостоятельное достижение обучающимися определённого уровня подготовленности; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический; преобладающие организационные формы обучения- беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации  и обработки результатов, письменные работы или зачеты после изучения темы;

интегральные технологии: используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный; формы обучения – лекция, практикум, лекция - практикум, характеризующаяся сочетанием работы части класса в кратковременных группах с задачами разных уровней и фронтальной работы учителя с остальной частью класса;

технология образования в    глобальном информационном сообществе (ТОГИС) ориентирована на применение проблемного и модельного методов как основных, применяется при организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств при выполнении онлайн-тестов ЕГЭ по русскому языку, интерактивных проверочных заданий, мониторинга и контроля знаний, способствует формированию информационной культуры личности.

Литература

Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2016 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.
  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2015 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. Издательство «Экзамен»
  10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  11. Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Практикум по русскому языку"

Программа с календарно-тематическим планированием предназначена для учащихся 9-х классов, цель программы- комплексная подготовка 9-тиклассников к ГИА....

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»

Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»...

Рабочая программа курса 8 класса Практикум по решению задач

Рабочая программа курса 8 класса  Практикум по решению задач...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». Для подготовки к ЕГЭ...