Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Перевозникова Галина Юрьевна

    Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование город Краснодар

    муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    муниципального образования город Краснодар

    средняя общеобразовательная школа №93 города Краснодара

                                      УТВЕРЖДЕНА

                               приказ №1 от 31.08.2018 года

                                 Директор______ О.Н.Дегтярева

    Рабочая программа

    элективного курса для 9 класса

    «Практикум по русскому языку»

    Количество часов:  1 час в неделю (34 часа)

    Программа разработана в соответствии с    авторской программой «Рабочие программы. Русский язык. ФГОС. 5-9 классы» Авторы:  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.  - М.: Просвещение,  2016 год.

    Учитель: Перевозникова Г.Ю.

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

    Цели и задачи изучения элективного курса «Практикум по русскому языку».

    Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

          Задачи курса:

     1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

     2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

     3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

     4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

     5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

     6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

     7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.

    Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

    Ожидаемые результаты

    В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.

    Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

    Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

    Предметные: знать/ понимать/ уметь

    • Знать трудные случаи правописания
    • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
    • Объяснять языковое явление
    • Уметь применять знания при тестировании
    • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
    • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
    • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
    • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
    • работать над расширением словарного запаса;
    • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
    • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
    • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
    • выполнять различные типы тестовых заданий;
    • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
    • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
    • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
    • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
    • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
    • определять синтаксические конструкции.

    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

    Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

    Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяется формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                                                

    Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6  связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания 4-5 направлены на формирование  орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны  с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».  

    Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

          Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:

     понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

     проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

     продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      

     способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

    умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;   умение композиционно оформлять текст;

    умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

    Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

     Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

    3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

     Подготовка к написанию изложения (6 ч)

    1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования.

    2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

    3.Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац.  Синтаксическое богатство русского языка.

    4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

    5. Написание изложения.        

    Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (17 ч)      

    1.  Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

    2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

    3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

    4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

    5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

    6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

    7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

    8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

    9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

    10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

    11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

    12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

    13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

     Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 7 ч

    1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

    3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

    4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

    5. Корректировка текста.

    Контроль знаний-4 ч

    Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

                 

    4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п\п

    Наименование тем, разделов

    Макси-мальная нагрузка учащегося

    Из них

    Теоретическое обучение

    Практикумы

    Уроки контроля

    1

    Подготовка к написанию изложения

    6

    2

    2

    2

    2

    Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом    

    17

    -

    15

    2

    3

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  

    7

    2

    3

    2

    4

    Контроль знаний

    4

    -

    -

    4

    Всего

    34

    4

    20

    10

    5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п\п

    Наименование разделов и тем

    Вид занятия

    Коли-чество часов

    Характеристика видов деятельности учащихся

    Дата проведения занятий

    Планируемая

    Факти

    ческая

    Подготовка к написанию изложения-6 ч

    1-2

    Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

    Урок новых знаний

    2

    Информационная обработка текстов разных стилей и жанров.

    Анализ текстов.

    3

    Композиция, логическая, грамматическая структура текста

    Урок-практикум

    1

    Анализ композиционных частей текста

    4

    Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

    Урок-практикум

    1

    Выделение микротем текста. Абзацное членение.

    5

    Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

    Урок-практикум

    1

    Использование разных способов компрессии текста.

    6

    Сжатое изложение.

    Урок контроля

    1

    Написание сжатого изложения.

    Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (17 ч)

    7

     Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

    Урок-практикум

    1

    Анализ текста

    8

     Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

    Урок-практикум

    1

    Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов

    9

    Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

    Урок-практикум

    1

    Отработка умения правописания приставок, суффиксов.

     Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

    10

     Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

    Урок-практикум

    1

    Подбор стилистических синонимов.

    11

     Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

    Урок-практикум

    1

    Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

    12

    Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

    Урок-практикум

    1

    Выделение грамматической основы предложения.

    Выделение обособленныъх членов предложения.

    Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

    13

     Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

    Урок-практикум

    1

    Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений.

    14-15

     Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

    Урок-практикум

    2

    Различие односоставного и двусоставного предложений.

    16-17

    Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

    Урок-практикум

    2

    Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

    18-19

    Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

    Урок-практикум

    2

    Определение видов подчинения в сложном предложении.

    20-21

    Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

    Урок-практикум

    2

    Определение разных видов связи в сложном предложении.

    22-23

    Выполнение заданий

    2-13.

    Урок контроля

    2

    Выполнение заданий с кратким ответом

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-7 ч

    24

    Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

    Урок новых знаний

    2

    Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.

    25

    Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

    Урок-практикум

    2

    Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции.

    26

    Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

    Урок-практикум

    1

    Работа над композицией сочинения.

    27

    Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

    (Задание  15.1)

    Урок-практикум

    1

    Работа над сочинением.

    28

     Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

    (Задание 15.2)

    Урок-практикум

    1

    Работа над сочинением.

    29

    Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

    (Задание 15.3)

    Урок-практикум

    1

    Работа над сочинением.

    30

    Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок.

    Урок-практикум

    1

    Корректировка текста.

    Контроль знаний- 4 ч

    31-34

    Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

    Урок контроля

    4

    6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

     

    Материально-техническое обеспечение:

    Компьютер. 

    Интерактивная приставка.

    Методическое обеспечение программы

    Для организации деятельности учащихся применяются:

    «традиционные методики»: основной учебный период - урок, где используются следующие методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа, упражнения по аналогии, рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные проверочные работы по окончании изучения темы;

    модульно-блочные технологии: с помощью модулей обеспечивается самостоятельное достижение обучающимися определённого уровня подготовленности; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический; преобладающие организационные формы обучения- беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации  и обработки результатов, письменные работы или зачеты после изучения темы;

    интегральные технологии: используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный; формы обучения – лекция, практикум, лекция - практикум, характеризующаяся сочетанием работы части класса в кратковременных группах с задачами разных уровней и фронтальной работы учителя с остальной частью класса;

    технология образования в    глобальном информационном сообществе (ТОГИС) ориентирована на применение проблемного и модельного методов как основных, применяется при организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств при выполнении онлайн-тестов ЕГЭ по русскому языку, интерактивных проверочных заданий, мониторинга и контроля знаний, способствует формированию информационной культуры личности.

    Литература

    Для учителя:

    1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2016 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.
    2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
    3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год
    4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2015 год.
    5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
    6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    8. Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
    9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. Издательство «Экзамен»
    10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
    11. Работы учащихся


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа курса по выбору "Практикум по русскому языку"

    Программа с календарно-тематическим планированием предназначена для учащихся 9-х классов, цель программы- комплексная подготовка 9-тиклассников к ГИА....

    Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

    Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

    Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

    Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса

    Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....

    Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»

    Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»...

    Рабочая программа курса 8 класса Практикум по решению задач

    Рабочая программа курса 8 класса  Практикум по решению задач...

    Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Практикум по русскому языку »

    . Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....