Урок синонимы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

План урока "Синонимы", презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок42.5 КБ
Microsoft Office document icon sinonimy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Синонимы, их использование в речи» 5 класс.

Группа из 4 учащихся.

Цель: учить использовать синонимы в речи

 Задачи: уточнять и расширять словарный запас; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; развивать внимание, восприятие, память; формировать навыки взаимоконтроля, умения работать в группе; воспитывать чувство прекрасного.

 Оборудование: компьютеры, листочки с индивидуальными заданиями

Ход занятия

1.Наши спинки не старые, а молодые (выпрямились). Наши плечи не согнуты, а разогнуты. Наше лицо не грустное, а веселое. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Какие слова я сейчас произносила? (антонимы). Работаем дружно, помогаем друг другу.

2. Прочитайте: Думает, рассуждает, мыслит. - Что это за слова?

 - Сегодня на занятии мы поговорим с вами о синонимах. Слово синоним в переводе с греческого значит одноименный.

3. Найдите верное высказывание:

 Синонимы – это однокоренные слова.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же.

 Синонимы – это слова противоположные по смыслу.

4. Найдите синонимы:

 Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взвей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи

 – Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

 Для косматых елей.

С. Михалков

 5. Игра «Лото».

6. «Третий лишний».

Огонь, осень, пламя.

 Алфавит, азбука, чистописание.

 Шалун, конница, кавалерист.

Бросать, кидать, прыгать.

Печаль, закручиниться, пригорюниться.

7. Расположите слова по нарастанию признака: Возвышенность, гора, холм. Ошибка, погрешность, промах. Холодный, прохладный, ледяной. Большой, колоссальный, огромный.

 8. Выберите слова, близкие по смыслу выделенным: Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

 9. Работа с пословицами (работа в группах).

 Переливать из пустого в порожнее.

 Спеши, не спеши, а поторапливайся.

 Приятелей много, а друга нет. (Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы)

 10. «Соберите пословицу». Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда)

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)

– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и хлопнуть в ладоши.

 Логопед читает пословицы: Ученье свет, а неученье – тьма. Без друга на сердце вьюга. Откладывай безделье, да не откладывай дело. – Какая из пословиц “лишняя”, то есть не имеет синонимичной?

11. Даны русские пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу: 

Язык до Киева доведёт (русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
Хорошую речь, хорошо и слушать 
(русская)
Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская)
Тише едешь, дальше будешь (русская)
Не потопаешь, не полопаешь 
(русская)

12.  Найти синонимы к словам из слов правого столбика:

                     трус                                                                          храбрый
                     хвастун                                                                    честный
Враг            противник                                 Смелый                мудрый
                     болтун                                                                      добрый
                     неприятель                                                              отважный

13. Задание: дописать синонимы к словам.

Большой – ….(огромный)
Быстрый – …(скорый)
Верный – ….(преданный)
Злой – ….(свирепый)
Горячий – жаркий
Смелый – …(храбрый)
Радостный – ….(веселый)
Тайный – …(секретный)

14. Замените повторяющиеся слова:

- Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.

-  В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

-  На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.

- Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

Слова для выбора: животные, звери, ушастики, новоселы, новичок.

15. Текст: У палатки нас (радостно, весело, оживленно) встречают Ханг и Чанг. И мама. Мама не любит ловить рыбу. А Хангу и Чангу ( не разрешено, запрещено, воспрещается) появляться в том месте, где мы ловим рыбу. Так их ( воспитали, приучили, натаскали, выдрессировали). Когда они были маленькими, с ними (трудно, нельзя, невозможно) было ловить. И на лодке с ними тоже (трудно, нельзя, невозможно) было плавать, потому что они все время (ныряли, падали, прыгали) в воду и (осаждали, брали в осаду) нашу лодку. Я (представлял, воображал) себя матросом и отражал (атаки, нападения, набеги). А дядя был адмиралом – он командовал. Мы (отталкивали, оттаскивали, отпихивали) Ханга и Чанга от лодки. Ханг и Чанг (гавкали, тявкали, заливались лаем, лаяли) и поднимали вокруг лодки целую бурю, бестолково ударяя лапами по воде.

 - Сравним текст с авторским. Что ты заметил? Какие выводы можем сделать? - Итак, что же такое синонимы? - Для чего они нам нужны?

15. Рефлексия. - Сегодня мне понравилось… - Сегодня я повторил… - Сегодня я познакомился… - Для меня было новым… - Считаю, что… - Мне было интересно…

 У палатки нас весело встречают Ханг и Чанг. И мама. Мама не любит ловить рыбу. А Хангу и Чангу запрещено появляться в том месте, где мы ловим рыбу. Так их выдрессировал дядя. Когда они были маленькими, с ними невозможно было ловить. И на лодке с ними тоже невозможно было плавать, потому что они всё время прыгали в воду и осаждали нашу лодку.   Я воображал себя матросом и отражал атаки, когда Ханг и Чанг пытались залезть в лодку. А дядя был адмиралом — он командовал. Мы отпихивали Ханга и Чанга от лодки, а иногда вступали с ними врукопашную. Ханг и Чанг лаяли и поднимали вокруг лодки целую бурю, бестолково ударяя лапами по воде.

Дом. задание:

Слова



Предварительный просмотр:

Тема: «Синонимы, их использование в речи» 5 класс.

Группа из 4 учащихся.

Цель: учить использовать синонимы в речи

 Задачи: уточнять и расширять словарный запас; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; развивать внимание, восприятие, память; формировать навыки взаимоконтроля, умения работать в группе; воспитывать чувство прекрасного.

 Оборудование: компьютеры, листочки с индивидуальными заданиями

Ход занятия

1.Наши спинки не старые, а молодые (выпрямились). Наши плечи не согнуты, а разогнуты. Наше лицо не грустное, а веселое. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Какие слова я сейчас произносила? (антонимы). Работаем дружно, помогаем друг другу.

2. Прочитайте: Думает, рассуждает, мыслит. - Что это за слова?

 - Сегодня на занятии мы поговорим с вами о синонимах. Слово синоним в переводе с греческого значит одноименный.

3. Найдите верное высказывание:

 Синонимы – это однокоренные слова.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же.

 Синонимы – это слова противоположные по смыслу.

4. Найдите синонимы:

 Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взвей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи

 – Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

 Для косматых елей.

С. Михалков

 5. Игра «Лото».

6. «Третий лишний».

Огонь, осень, пламя.

 Алфавит, азбука, чистописание.

 Шалун, конница, кавалерист.

Бросать, кидать, прыгать.

Печаль, закручиниться, пригорюниться.

7. Расположите слова по нарастанию признака: Возвышенность, гора, холм. Ошибка, погрешность, промах. Холодный, прохладный, ледяной. Большой, колоссальный, огромный.

 8. Выберите слова, близкие по смыслу выделенным: Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

 9. Работа с пословицами (работа в группах).

 Переливать из пустого в порожнее.

 Спеши, не спеши, а поторапливайся.

 Приятелей много, а друга нет. (Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы)

 10. «Соберите пословицу». Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда)

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)

– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и хлопнуть в ладоши.

 Логопед читает пословицы: Ученье свет, а неученье – тьма. Без друга на сердце вьюга. Откладывай безделье, да не откладывай дело. – Какая из пословиц “лишняя”, то есть не имеет синонимичной?

11. Даны русские пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу: 

Язык до Киева доведёт (русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
Хорошую речь, хорошо и слушать 
(русская)
Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская)
Тише едешь, дальше будешь (русская)
Не потопаешь, не полопаешь 
(русская)

12.  Найти синонимы к словам из слов правого столбика:

                     трус                                                                          храбрый
                     хвастун                                                                    честный
Враг            противник                                 Смелый                мудрый
                     болтун                                                                      добрый
                     неприятель                                                              отважный

13. Задание: дописать синонимы к словам.

Большой – ….(огромный)
Быстрый – …(скорый)
Верный – ….(преданный)
Злой – ….(свирепый)
Горячий – жаркий
Смелый – …(храбрый)
Радостный – ….(веселый)
Тайный – …(секретный)

14. Замените повторяющиеся слова:

- Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.

-  В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

-  На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.

- Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

Слова для выбора: животные, звери, ушастики, новоселы, новичок.

15. Текст: У палатки нас (радостно, весело, оживленно) встречают Ханг и Чанг. И мама. Мама не любит ловить рыбу. А Хангу и Чангу ( не разрешено, запрещено, воспрещается) появляться в том месте, где мы ловим рыбу. Так их ( воспитали, приучили, натаскали, выдрессировали). Когда они были маленькими, с ними (трудно, нельзя, невозможно) было ловить. И на лодке с ними тоже (трудно, нельзя, невозможно) было плавать, потому что они все время (ныряли, падали, прыгали) в воду и (осаждали, брали в осаду) нашу лодку. Я (представлял, воображал) себя матросом и отражал (атаки, нападения, набеги). А дядя был адмиралом – он командовал. Мы (отталкивали, оттаскивали, отпихивали) Ханга и Чанга от лодки. Ханг и Чанг (гавкали, тявкали, заливались лаем, лаяли) и поднимали вокруг лодки целую бурю, бестолково ударяя лапами по воде.

 - Сравним текст с авторским. Что ты заметил? Какие выводы можем сделать? - Итак, что же такое синонимы? - Для чего они нам нужны?

15. Рефлексия. - Сегодня мне понравилось… - Сегодня я повторил… - Сегодня я познакомился… - Для меня было новым… - Считаю, что… - Мне было интересно…

 У палатки нас весело встречают Ханг и Чанг. И мама. Мама не любит ловить рыбу. А Хангу и Чангу запрещено появляться в том месте, где мы ловим рыбу. Так их выдрессировал дядя. Когда они были маленькими, с ними невозможно было ловить. И на лодке с ними тоже невозможно было плавать, потому что они всё время прыгали в воду и осаждали нашу лодку.   Я воображал себя матросом и отражал атаки, когда Ханг и Чанг пытались залезть в лодку. А дядя был адмиралом — он командовал. Мы отпихивали Ханга и Чанга от лодки, а иногда вступали с ними врукопашную. Ханг и Чанг лаяли и поднимали вокруг лодки целую бурю, бестолково ударяя лапами по воде.

Дом. задание:

Слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок Синонимы 5 класс

открытый урок Синонимы 5 класс...

Конспект урока "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Данная разработка предназначена к открытому урока для конкурса "Учитель года"...

Презентация к уроку "Синонимы. Антонимы" в 5 классе (С.И.Львова, В.В.Львов)

Презентация составлена к уроку русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова. Урок соответствует требованиям ФГОС: мотивация, самостоятельное формулирование темы, постановка задач, ра...

Презентация к уроку "Синонимы. Антонимы" в 5 классе (С.И.Львова, В.В.Львов)

Презентация составлена к уроку русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова. Урок соответствует требованиям ФГОС: мотивация, самостоятельное формулирование темы, постановка задач, ра...

Конспект урока Синонимы 5 класс

В данном файле содержится конспект урока....

Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"

Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление....

План-конспект урока "Синонимы. Антонимы" 5 класс

Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы». ...