Сложное предложение
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Теория и контрольный тест по теме "Сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ccp_.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Умение различать простое предложение с однородными членами и ССП; определять отношения между частями ССП; правильно использовать знаки препинания.

Слайд 3

Сложносочинённые предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких равноправных частей, соединённых интонацией и сочинительными союзами.

Слайд 4

Но тих был взгляд моих очей , и сердце, ждущее спокойно, могло прельститься цепью стройной светло чарующих речей .

Слайд 5

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения.

Слайд 7

Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Слайд 10

I .Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота. А)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Б)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. В)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. Г)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: А

Слайд 11

II . Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Туман рассеялся ( ) и очертания предметов стали чётче. 1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: 1

Слайд 12

III . Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Мелодично звенели вершины сосен ( ) и едва слышно перешёптывались осинки. 1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: 1

Слайд 13

IV .Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Дорога становилась всё хуже ( ) и мы решительно повернули назад. 1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: 1

Слайд 14

V . Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из теплых краев скворцы начали вить гнезда. 1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ответ: 1

Слайд 15

Схемы - правила Примеры [ 1 ] , и [ 2 ] . И [ 1 ] , и [ 2 ] . (предложения соединяются одиночными или повторяющимися сочинительными союзами) Из длинных трав встает луна щитом краснеющим героя, и буйной музыки волна плеснула в море заревое. (А.Блок) И снова властвует Багдад, и снова странствует Синдбад. (Н.Гумилёв) Запятая

Слайд 16

Точка с запятой [ 1 ] ; соч.союз [ 2 распр. ] . Или: [ 1распр. ] ;соч.союз [ 2 ] . Но весел в море бирюзовом с латинским парусом челнок; и загорелый кормчий ловок, дыша волной растущей мглы и от натянутых верёвок бодрящим запахом смолы. (Н.Гумилёв)

Слайд 17

Но весел в море бирюзовом с латинским парусом челнок ; и загорелый кормчий ловок, дыша волной растущей мглы и от натянутых верёвок бодрящим запахом смолы . (Н.Гумилёв) ( С.С.П., повествовательное, невосклицательное, 1 часть: двусоставное, распространенное, неосложненное; 2 часть: двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством и однородными дополнениями; части связаны соединительным союзом И , и, так как во 2 части имеются осложнения, между частями ставится точка с запятой.)

Слайд 18

Тире 1) [ 1 ] - и [ 2 резкое присоединение (элемент следствия) ] . Но миг – и шёпот замолчал, как звуки тихого аккорда… (Н.Гумилёв) 2) [ 1 ] - а [ 2 подчеркнутое противопоставление (элемент следствия) ] . Крикнул – а в ответ тишина.

Слайд 19

1)У разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски не ярки и звуки не резки.(Н.Рыленков) Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен.(Л.Толстой) 2)Сложносочинённое предложение является вопросительным: Куда он мог уйти и где его искать? Запятая НЕ ставится

Слайд 20

Сложносочинённое предложение С общим второстепенным членом С общим вводным словом С общей модальной (смысловой) частицей Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.

Слайд 21

1 . Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. ( А. Ахматова) 2. Может быть не хватит мне свечи и среди бела дня останусь я в ночи. 3 . Пускай бушующая кровь не перейдет в твои ланиты и пышный мрамор оттенит всю призрачность твоих лохмотий всю наготу нежнейшей плоти но не краснеющих ланит. 4 . И сквозь прозрачное рядно молочный день в окно и золотушный грач мелькает. 5 . Может быть века пройдут и блаженных жен родные руки легкий пепел соберут . 6 . А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи. ( О. Мандельштам)

Слайд 22

Сложносочинённые предложения С общим второстепенным членом С общим вводным словом С общей модальной (смысловой) частицей 1, 4, 6 2, 5 3

Слайд 23

1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: а) Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев – цыган. ( М. Горький). б) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. ( М. Горький) в) В это самое мгновение неожиданно ударила молния и где – то вдали прогремел гром. г) Начинало смеркаться, и провожающие заторопились.

Слайд 24

2.Какие смысловые отношения существуют между частями сложносочинённого предложения? Ещё отчетливей стала видна седая роса на ёлках и кустах, а туман пришёл в движение, поредел и стал открывать стога сена. (Ю.П.Казаков ) А) последовательность явлений Б) одновременность явлений В) чередование явлений Г) противопоставление явлений

Слайд 25

Пригреваемый весенним солнцем (1) он (князь Андрей) сидел в коляске (2) поглядывая на первую траву (3) первые листья берёзы (4) и первые клубы белых (5) весенних облаков (6) разбегавшихся по яркой синеве неба. А)2, 3, 5, 6 Б)1, 2, 3, 6 В)1, 2, 3, 5, 6 Г)2, 3, 6

Слайд 26

Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску (3) загрохотал гром (4) и застучали крупные капли дождя. А)2, 3 Б)2, 3, 4 В)1, 3 Г)1, 2, 3

Слайд 27

№ вопроса: 1 2 3 Ответ: В Г Б 4 Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....