«Ах, эти сложные предложения!»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка в 11кл.на тему:«Ах, эти сложные предложения!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направление: гуманитарное

Тема урока: «Ах, эти сложные предложения!»

 Целевая аудитория: учащиеся 11 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.

Программа: Государственная авторская программа под редакцией Н.Г.Гольцовой

Учебник: Русский язык 10-11 классы под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина.

Раздел: Синтаксис и пунктуация.

Учебным планом предусмотрено 1 час в неделю, в год – 34.

Тип урокаурок  закрепления, углубления изученного.

Цели: расширить представления учащихся о типах сложных синтаксических конструкций.

Задачи:

  • образовательные – обобщить  и расширить знания учащихся по сложным предложениям; повторить изобразительно-художественные средства языка на материале анализируемых предложений; подготовить учащихся к ЕГЭ по данной теме;
  • развивающие – развивать умения составлять и «читать» схемы сложного предложения,  анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • воспитательные – воспитывать любовь к поэзии.

Методы, используемые на уроке: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Виды работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, буклеты, оценочные листы.

               

                Интегрированный урок с применением ИКТ помог  создать на уроке творческую атмосферу. Чтобы реализовать поставленную цель и стимулировать познавательные интересы учащихся,  учителем продуманы содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, применение информационно-коммуникативных технологий.

 У учащихся уже накоплен определённый багаж знаний по данной теме, поэтому цель урока -  расширить представления учащихся о типах сложных синтаксических конструкций.

             Изучение сложных предложений всегда сопровождается определёнными проблемами, связанными с пунктуационным оформлением данных конструкций. Поэтому  считаю необходимым использовать разнообразные дидактические ресурсы, в том числе и ИКТ.

 Для данного урока мною были разработан дидактический материал, слайдовая презентация, буклет.

Важным критерием урока является его воспитательное значение – воспитывать любовь к поэзии.

Подобранный материал повышает интерес у учащихся к русскому языку и литературе, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.

 Урок характеризуется доступностью, наглядностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валерий брюсов Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Слайд 2

Буриме. …… надо …… тень …… сада …… ступень

Слайд 3

А я иду, где ничего не надо, Где самый милый спутник - только тень, И веет ветер из глухого сада, А под ногой могильная ступень.

Слайд 4

А я иду, где ничего не надо, Где самый милый спутник - только тень, И веет ветер из глухого сада, А под ногой могильная ступень. А . Ахматова.

Слайд 5

Подготовка к ЕГЭ по теме «… сложные предложения».

Слайд 6

Должны знать: особенности строения сложного предложения типы сложных предложений виды придаточных в СПП способы присоединения нескольких частей к главной уметь находить сложные предложения в тексте уметь расставлять знаки препинания в СП

Слайд 7

Задачи урока: обобщить знания и умения по данной теме повторить изобразительно-художественные средства развивать умение составлять и «читать» схемы сложного предложения

Слайд 8

Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идёшь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. С. Есенин

Слайд 9

Физминутка А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.

Слайд 10

Ключ: 1 – 4); 2 – 3); 3 – 1); 4 – 5); 5 – 6); 6- 2)

Слайд 11

Опять опадают кусты и деревья Бронхитное небо слезится опять И дачники бросив сырые кочевья Бегут ошалевшие вспять.

Слайд 12

Опять опадают кусты и деревья , Бронхитное небо слезится опять , И дачники , бросив сырые кочевья , Бегут , ошалевшие , вспять . С. Черный

Слайд 13

День встаёт свет поют Полдень бьёт в лад встают Вечер в лоб сказки вьют Ночь в обход нас не ждут.

Слайд 14

День встаёт - свет поют , Полдень бьёт - в лад встают , Вечер в лоб - сказки вьют , Ночь в обход - нас не ждут . М. Цветаева

Слайд 15

Но сущий вздор что я живу грустя И что меня воспоминанье точит.

Слайд 16

Но сущий вздор , что я живу грустя И что меня воспоминанье точит . А. Ахматова

Слайд 17

Ах и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.

Слайд 18

Ах , и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане : Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани . С. Есенин

Слайд 19

Не слышно шуму городского Над невской башней тишина И больше нет городового Гуляй ребята без вина!

Слайд 20

Не слышно шуму городского , Над невской башней тишина , И больше нет городового - Гуляй , ребята , без вина ! А. Блок

Слайд 21

По лугу со скрипом Тянется обоз Суховатой липой Пахнет от колёс.

Слайд 22

По лугу со скрипом Тянется обоз - Суховатой липой Пахнет от колёс . С. Есенин

Слайд 23

Но давится внятно от тягости Отеков – земля ноздревая, И слышно далеко как в августе Полуночь в полях назревает.

Слайд 24

Но давится внятно от тягости Отеков – земля ноздревая, И слышно : далеко , как в августе , Полуночь в полях назревает . Б. Пастернак

Слайд 25

К.Г. Паустовский «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Слайд 26

Пожелание: Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний , и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды .



Предварительный просмотр:

Убедитесь, что это разные части предложения. Поскольку между ними не сочинительная, а подчинительная связь (о чем нам говорит союзное слово “которых”), запятая ставится 100%.

Если на придаточном с союзным словом “который” предложение не заканчивается, и за ним есть еще одна грамматическая основа, не расслабляйтесь. Проверьте, нет ли там однородной связи, чтобы верно поставить вторую запятую.

Ловушка3. Однородная связь между частями сложного предложения.

Чтобы не допустить ошибки, нужно понять логику предложения. Для этого выделите грамматические основы и определите, какие части соединены сочинительным союзом. В этом поможет схема предложения или вопросы.

Советы для успешного выполнения задания 19

  1. Выделите все грамматические основы (их 3 или больше) и определите границы частей предложения. Для этого найдите все второстепенные члены каждой части. Это поможет не поставить запятую раньше времени.
  2. Нарисуйте схему, чтобы понять, как части соотносятся между собой: где главная, где придаточная, как они связаны.
  3. Особое внимание обращайте на союзы. Найдите, что они связывают. Это могут быть однородные члены или части предложения .
  4. Когда видите стык союзов (и если, что хотя и т.д.), ищите в тексте дальше «то», «но», «однако», «как». Если ничего такого нет, запятая нужна, если есть — не нужна.
  5. В сочетании «и поэтому» запятая не нужна.
  6. Где-то рядом со словом «который» (необязательно прямо перед ним) точно должна стоять запятая.
  7. Чтобы не запутаться в многочисленных деталях, убирайте из предложения все лишнее или переставляйте части местами

Задания 18 и 19.

Какие ловушки и как их избежать?

Описание: https://www.ege15.ru/files/news/59/images/2018.jpg

Составила: учитель русского языка

МБОУ «Благодарновская СОШ»

Бережная Е.Н.

Как выглядит задание?

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

   Что проверяется?

Проверяют, знаете ли вы правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Это значит, что в предложении будет как минимум три грамматические основы (часто их больше!).

Что сделать в первую очередь?

1) Выделите все грамматические основы, чтобы понять, сколько частей в предложении.

2) Задайте вопросы, чтобы найти все слова, которые подчиняются каждой из грамматических основ. Так вы правильно определите границы частей предложения и не поставите запятую раньше времени.

Особое внимание при разборе обратите на союзы: они встречаются при однородных членах и на стыке частей сложного предложения - перед ними может понадобиться запятая. Выделите их все, чтобы ничего не пропустить.

3) Разберите, как между собой соотносятся части предложения: какая главная, какая придаточная, как они связаны между собой. Чтобы не запутаться, нарисуйте схему

Ловушка 1. Стык союзов

Разобраться с таким проще простого. Определите границы придаточного предложения - часто это следующее место постановки знака.

И - внимание! - если там есть еще один союз или соотносительное слово (чаще всего это “то”, но иногда встречаются “но”, “однако” “так”, “тогда”), то запятую на стыке союзов мы не ставим. Если ничего такого нет, то смело ставим запятую

 Исключение: сочетание “и поэтому”.

Ловушка2. “Спрятанный” союз (союзное слово “который” отодвигают от предположительного места постановки запятой).

Опыт показывает, что запятая ставится всегда. Если переживаете, перепроверьте себя: выделите грамматические основы и определите границы каждой части (о том, как это сделать, мы рассказывали в начале статьи).

 

 

         



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

№п/п

Задания

Баллы

(0-5)

1

Буриме.

2

Определение темы и цели урока (составление схемы и характеристики предложения)

3

Беседа (устный опрос)

4

Групповое задание

5

Индивидуальное задание

Итого:

Оценочный лист

№п/п

Задания

Баллы

(0-5)

1

Буриме.

2

Определение темы и цели урока (составление схемы и характеристики предложения)

3

Беседа (устный опрос)

4

Групповое задание

5

Индивидуальное задание

Итого:

Оценочный лист

№п/п

Задания

Баллы

(0-5)

1

Буриме.

2

Определение темы и цели урока (составление схемы и характеристики предложения)

3

Беседа (устный опрос)

4

Групповое задание

5

Индивидуальное задание

Итого:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Ах, эти сложные предложения!»

Автор: Бережная Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 Оренбургская обл.,

Тюльганского р-она, с. Благодарное

                                                             2018г.

                                         Аннотация.   

             Интегрированный урок с применением ИКТ помог  создать на уроке творческую атмосферу. Чтобы реализовать поставленную цель и стимулировать познавательные интересы учащихся,   продуманы содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, применение информационно-коммуникативных технологий.

 У учащихся уже накоплен определённый багаж знаний по данной теме, поэтому цель урока -  расширить представления учащихся о типах сложных синтаксических конструкций.

                                           Введение.           

             Изучение сложных предложений всегда сопровождается определёнными проблемами, связанными с пунктуационным оформлением данных конструкций. Поэтому  считаю необходимым использовать разнообразные дидактические ресурсы, в том числе и ИКТ.

        Для данного урока мною были разработан дидактический материал, слайдовая презентация, буклет.

        Важным критерием урока является его воспитательное значение – воспитывать любовь к поэзии.

        Подобранный материал повышает интерес у учащихся к русскому языку и литературе, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.

       Урок характеризуется доступностью, наглядностью.

Успешно используются традиционные методы и современные педагогические технологии. Содержание урока полностью соответствует теме. Все этапы содержания урока связаны между собой. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне.Работа в парах опирается на индивидуальные особенности учащихся. Ученики ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.

          Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.

          На протяжении всего урока продумана обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.

         На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок научно обоснован, методически выдержан. Очень гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока.  На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность.

      Урок имеет большое воспитательное значение. Урок  интересный, эффективный и плодотворный.

     

Предмет: русский язык.

Тема: «Ах, эти сложные предложения!».

 Цель: расширить представления учащихся о типах сложных синтаксических конструкций.

Задачи:

  • образовательные – обобщить  и расширить знания учащихся по сложным предложениям; повторить изобразительно-художественные средства языка на материале анализируемых предложений; подготовить учащихся к ЕГЭ по данной теме;
  • развивающие – развивать умения составлять и «читать» схемы сложного предложения,  анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • воспитательные – воспитывать любовь к поэзии.

 Тип урокаурок  закрепления, углубления изученного.

 

Вид урока:  интегрированный

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, буклеты, оценочные листы.

Время проведения: раздел « Синтаксис и пунктуация»

Класс, возрастная группа: 11класс.

Межпредметные и внутрипредметные связи: литература

                     

                                 Ход урока.

I. Организующее начало урока.

    Вступительное слово учителя:

Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны, ребята, его слова сегодня, особенно в период подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. Как ни вспомнить поэта Валерия Брюсова (слайд 1):

          Мой верный друг! Мой друг коварный!

          Мой царь! Мой раб! Родной язык!

     - И мне бы очень хотелось, чтобы родной язык не был для вас коварным    другом, а стал другом верным.

 - Обратите внимание на оценочные листы на ваших столах.

II. Формулирование темы и цели урока.

  1. Буриме (слайд 2)

            Сочините четверостишия по данным рифмам:

                                                   … надо

                                                   … тень

                                                   … сада

                                                   … ступень

        (Чтение учениками своих стихотворений, определение лучшего из них).

           2.  А вот так звучит строфа с этими рифмами у Анны Ахматовой:

                   А я иду, где ничего не надо,

                   Где самый милый спутник – только тень,

                   И веет ветер из глухого сада,

                   А под ногой могильная ступень (слайды 3-4)

   

 - Составьте схему этого предложения (проверка на доске)

        ,и                , а        

        

           

    ,

 - Охарактеризуйте предложение.

           3. Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (сложным предложениям) (слайд 5)

                  - Задания по сложным предложениям включены в ЕГЭ? (да)

                  - Какие? Зачитайте формулировки заданий.

                - Подставьте междометие в тему урока, показывая своё отношение к   сложным предложениям ( …….    сложные предложения).

                 - Какие знания и умения необходимы вам для успешного выполнения этих заданий? (слайд 6)

               – Какие поставим задачи для работы по данной теме? ( слайд 7)

         - Какую задачу вы поставите лично для себя в целях подготовки е ЕГЭ? (не называя, запишите в тетрадь)

                             

III.     Повторение и обобщение изученного.

  1. Фронтальная беседа:

- Какие предложения называются сложными?

- Какие типы сложных предложений вы знаете?

- Какими признаками обладает ССП?

- Какие знаки препинания ставятся в ССП для разделения частей?

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?

- Какие типы придаточных вы знаете?

- Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной?

- Какими способами присоединяются придаточные части в СПП с несколькими придаточными?

- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

- Какие знаки препинания ставятся для разделения частей в БСП?

- Кроме предложений с единственным типом связи встречаются предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Как они называются?

- Как в ней могут соединяться предложения?

        2. Выполнение упражнений для повторения.

                - Вы наверное догадались, что мы сегодня будем анализировать предложения из стихотворений поэтов Серебряного века. Попробуйте узнать автора и назвать изобразительно - художественное средство, используемое им в рассматриваемом примере.

- Какое задание требует это умение в ЕГЭ?

Задание 1. Какая схема построена правильно? Выберите верный вариант схемы. Устно охарактеризуйте это предложение (слайды 8-9)

                            Каждый вечер, как синь затуманится,

                            Как повиснет заря на мосту,

                            Ты идёшь, моя бедная странница,

                            Поклониться любви и кресту.

                       (С.Есенин) – рит. обращение, метонимия, метафора)

1)

         ,и        ,        , а        

     

  ,    

2)

 

        ,

3)  

-  Физминутка:  (слайд 10)         А теперь все тихо встали,

                             Дружно руки вверх подняли,

                        В стороны, вперёд, назад,

                            Повернулись вправо, влево

                      Тихо сели, вновь за дело

  Групповые задания 2 и 3.

          Задание 2.

1группа: Даны предложения, а под ними – схемы. Но схемы могут не соответствовать предложениям. Вам нужно найти к каждому предложению соответствующую схему. Ответы запишите в виде цифр. (Приложение 1)

1)        ,        ,        ,        ,а

 

2)

 3)

        ,

 

         

  4)

     

           5)

        , а  

   

       

 6)

        Проверка по ключу на компьютере: (слайд 11)

  1. 4) ; 2- 3)   ; 3-  1)  ; 4-5)    ; 5-  6)  ; 6-   2)      

        Задание 3.

2группа:  Составьте схемы  предложений. (Предложения магнитом прикреплены к доске) Приложение 2.

 Дополнительные вопросы:

             - Как можно одним словом назвать выделенное словосочетание?

 - Среди данных отрывков есть два, которые составляют одно стихотворение. Попробуйте найти их.

- На какие две смысловые части делится стихотворение?

- Почему? Что их объединяет? Какова основная мысль стихотворения?

             Задание 4.(Индивидуально для каждого ученика)

 В следующих предложениях нет знаков препинания между предикативными частями. Ваша задача – правильно расставить знаки препинания и объяснить их расстановку. Проверка фронтальная (слайды 12-25) Приложение3.

                 

        3. Индивидуальное домашнее задание

              1) Выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

             2)Анализ стихотворения (выразительные средства языка)

            3) Характеристика предложения, схема

  1. Итог урока.

      - Как вы думаете, урок достиг цели?

      - Что этому способствовало?

    - Достигли вы самостоятельно поставленной для себя задачи?

      - Выставление оценок по оценочным листам.

V.  Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к сложным предложениям? Выразите это с помощью междометий.

- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.
  • Повторение – мать учения.
  • Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
  • Если за день ничему не научился – зря прожил день.

VI.  Домашнее задание.

       1)Найдите в стихотворениях поэтов Серебряного века три предложения, представляющие собой сложную синтаксическую конструкцию.

        2) Выполнение тестовых заданий по КИМам  на заданную тему.

  Заключительное слово учителя под мелодию: Совсем скоро вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание русского языка было для вас не только необходимостью сдать экзамен по этому предмету, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь «золотой запас» нашего языка.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - говорил К.Г. Паустовский (слайд 26)

Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды  ( слайд 27)

Прокомментируйте моё напутственное слово  с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств.

Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки (метафора) в стенах (метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды (метафора).

- Учитель раздаёт учащимся  буклеты «Ловушки при выполнении заданий 18 и 19».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....