Путешествие по звездной фонетике
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Повторительно-обобщающий урок  "Путешествие по звездной фонетике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация 1.59 МБ
Файл методическая разработка35.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно-обобщающий урок (путешествие по звездной фонетике)

Слайд 2

Путешествие – поездка или передвижение куда-нибудь далеко за пределы родной местности

Слайд 3

Зарядкино ! Звуки и буквы Фонетические задачки ФОНЕТИКА Планета злых ошибок Школьный космодром

Слайд 4

«Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело, держать слово, подходить к людям с открытой душой!»

Слайд 5

Сколько согласных звуков в русском языке? Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? «Выбираем капитанов»

Слайд 6

Какие гласные могут обозначать два звука? Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина ? Назовите сонорные согласные звуки «Выбираем капитанов»

Слайд 7

Сколько гласных звуков в русском языке? В каких словах по 100 согласных? В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? «Выбираем капитанов»

Слайд 8

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? Какая позиция является сильной для согласных звуков? «Выбираем капитанов» Какие буквы не обозначают звуков?

Слайд 10

Гагарин Ю. А.

Слайд 12

ЗВУКИ И БУКВЫ

Слайд 13

ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК ЗАДАНИЕ: Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните свой выбор.

Слайд 14

ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, ЯРКИЙ, ЮГ, ЯЗЫК ЗАДАНИЕ: Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните свой выбор.

Слайд 15

Озеро Фонетического разбора ЗАДАНИЕ: В каких словах количество букв и звуков совпадает? ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК Луна, марс, полёт

Слайд 16

ЗАРЯДКИНО

Слайд 17

По сказочной Фонетике Собрались в дальний путь. Летели мы, летели мы – Пора и отдохнуть! В окошко мы увидели И речку, и цветы. Узнали много нового И я, и мы, и ты! Зарядкино ! Зарядкино ! Довольно, детвора! Скорее в экипажи все, Нам в дальний путь пора!

Слайд 18

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

Слайд 19

ЗАДАЧА № 1 К количеству сонорных звуков в слове ЗЕМЛЯ прибавьте количество мягких согласных звуков в слове СИЛЬНЫЙ . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове СПУТНИК .

Слайд 20

[З’И МЛ' А] 2 [ С' И Л' НЫ Й' ] 3 [ СП У Т НИ К ] 4 ( 2+3) – 4 = 1

Слайд 21

ЗАДАЧА № 2 К количеству твёрдых согласных звуков в слове ДВИГАТЬСЯ прибавьте количество глухих согласных звуков в слове ВСТРЕЧАТЬ . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ПРИЛЕТЕТЬ .

Слайд 22

[ Д В'И Г А Ц А] 3 [ ФСТ Р'И Ч' А Т' ] 5 [ П Р'ИЛ'И Т' Э Т' ] 3 (3+5) – 3 = 5

Слайд 23

Задача 3 Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ШЁЛ торг ноль суд ель

Слайд 24

шёл [ лош ] торг [крот] ноль [ л'он ] суд [ тус ] ель [ л'эй ']

Слайд 25

П ЛАНЕТА ЗЛЫХ ОШИБОК

Слайд 26

Ж ы ла-была на неб и маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту ?» - спрашивала она. Но мама не отв и чала , а только прик а салась своим луч о м к дочке. От прикосновения звездочка заг о ралась, но она не могла предп а л о жить , что так звезды р а стут. Н и бесная ж ы тельница любила ра ? сматривать мир людей. На ра ? свете она пр и ближалась к краю туч е и см а трела на бе з конечные поля и леса. Земля наб и рала скорость и с тихим ш ё рохом вращалась. Но иногда тяж ё лые свинцовые тучи з а крывали землю. Нал и тали ц и клоны. Звездочке очень хотелось з делать что - то хорошее для людей.

Слайд 27

Задание: Придумайте и напишите продолжение истории в 3-5 предложениях. Ж и ла-была на неб е маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту ?» - спрашивала она. Но мама не отв е чала, а только прик а салась своим луч о м к дочке. От прикосновения звездочка заг о ралась, но она не могла предп о л о жить, что так звезды р а стут. Н е бесная ж и тельница любила ра с сматривать мир людей. На ра с свете она пр и ближалась к краю туч и и см о трела на бе с конечные поля и леса. Земля наб и рала скорость и с тихим ш о рохом вращалась. Но иногда тяж ё лые свинцовые тучи з а крывали землю. Нал е тали ц и клоны. Звездочке очень хотелось с делать что - то хорошее для людей.

Слайд 29

Зарядкино ! Звуки и буквы Фонетические задачки ФОНЕТИКА Планета злых ошибок Школьный космодром

Слайд 30

Саморефлексия . Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение…

Слайд 31

УСПЕХИ НАШИХ ЭКИПАЖЕЙ: 1 2 3

Слайд 32

Домашняя работа Напишите мини-сочинение, в котором расскажите о зимнем звёздном небе, о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает (3-5 предложений). Выполнить фонетический разбор одного слова.

Слайд 33

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему:

«Путешествие по звездной фонетике»

Автор: Бережная Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 Оренбургская обл.,

Тюльганского р-она, с. Благодарное

2016г.                                        

                                     Аннотация.   

             Урок, соответствующий требованиям ФГОС, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Кулибабы И. И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской и др. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости. Разработка урока прошла апробацию.

                                           Введение.           

        Содержание учебного материала соответствует  следующим принципам:

научности: содержание учебного материала соответствует современному уровню знаний по русскому языку;

доступность и посильность предлагаемой для усвоения информации: весь материал был ранее изучен;

воспитательная направленность (степень новизны, привлекательности учебного материала для учащихся): поддержание интереса учащихся осуществлялось путем выполнения разнообразных заданий и формулировок этих заданий.

     Выбор игровой формы урока, использование ИКТ также направлено на формирование познавательного интереса учащихся к предмету;

принцип связи теории с практикой  реализуется через использование на уроке методов конструирования.

         При подборе различных заданий соблюдались  следующие условия:

поставленное задание направляло усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;

учащийся обладал знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;

подбирая задания, я учитывала их сложность, т.е. они были посильны для всех учащихся;

использовался дифференцированный подход, а именно работа с одаренными детьми (создание презентации к уроку);

был использован деятельностный принцип, предполагающий непосредственное вовлечение всех учащихся в процесс познавательной деятельности. Элемент соревновательности побуждает к выполнению всех заданий, т.к. каждый учащийся получает звездочку и набирает определенное количество баллов.

        В ходе занятия применялись элементы фронтального, индивидуального опроса, взаимопроверки; использовалась парная и групповая работа.

           Как показывает опыт, нетрадиционный урок с использованием ИКТ активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.

При выборе формы урока  учитываются  психологические особенности данного возраста и особенности учащихся класса. В этом возрасте ребята откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая переключаемость внимания позволяет разнообразить задания.      

Предмет: русский язык.

Тема: «Путешествие по звездной фонетике»

Цели урока: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Звуки речи».

Задачи урока:

Обучающие:

  • Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с  языковым материалом по теме «Фонетика»
  • Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

Развивающие:

  • Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
  • Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
  • Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).

Воспитательные:

  • Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Регулятивные:

  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,
  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки,
  • определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

 Тип урокаурок  закрепления, углубления изученного.

 Вид урока:  урок-путешествие

Материально-техническое обеспечение: видеотерминал (проектор, экран), мультимедийные слайды, индивидуальные карточки, звездочки-фонетики.

Время проведения: заключительный урок  по разделу русского языка «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

Класс, возрастная группа: 5класс.

Межпредметные и внутрипредметные связи: ИКТ

                     

                                 Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Улыбающееся лицо 7Улыбающееся лицо 8Улыбающееся лицо 9

«Покажи своё лицо»

-Здравствуйте, ребята!

Добрый день! Сегодня день отличный,

И я, признаться, счастлива опять,

Что предоставила судьба мне шанс,

Совместно с вами многое познать!

Я рада видеть каждого из вас! (показывает смайлик)

- А с каким настроением, ребята,  вы пришли сегодня на урок? Покажите? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Целеполагание и актуализация знаний.

Цель:

1.Повторение изученного материала.

- Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на планету «Фонетика», которую мы уже, я думаю, неплохо узнали. Кто населяет эту планету? (звуки речи).

- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Цель урока повторить и обобщить знания по теме «Фонетика»

Задачи: проверить уровень знаний, научиться применять знания на практике.

3. Обобщение и систематизация знаний.

-  А теперь давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. Путешествовать мы будем тремя экипажами. За правильные ответы на задания, которые подготовили жители планет, экипажи будут получать звездочки-фонетики. А в конце урока вы сможете обменять их на оценки.

  1. Работа в группах

-Перед стартом мы должны отгадать девиз, под которым будем путешествовать, и выбрать капитанов экипажей.

На партах – разобранный девиз:

«Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело, держать слово, подходить к людям с открытой душой»

-Все согласны путешествовать под этим девизом?

  1. Выбираем капитанов

-Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе получить больше звезд-фонетиков

ВОПРОСЫ:

  1. Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? (фонетика)
  2. Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
  3. Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
  4. Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)
  5. Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а  -  а, ы, а)
  6. В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис)
  7. В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша)
  8. Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
  9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
  10. Когда гласный звук стоит в слабой позиции?(без ударения)
  11. Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)
  12. Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)
  1. Запись числа, темы

Капитаны с экипажами готовы? Берем свои космические ручки, записываем в тетрадях число, классная работа, тему и в путь!( Видеоролик «Летит корабль» из мультфильма «Тайна третьей планеты»).

  1. Слово учителя

- Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.

Юрий Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.

Я бы хотела, чтобы вы сегодня проявили себя дружными, смелыми, пусть маленькими любознательными путешественниками.

Много планет вокруг Солнца летает?

Может быть, люди на ней обитают?

Давай-ка в ракету мы сядем скорей,

Помчимся в космос света быстрей.

  1. Физминутка для глаз
  2. 1-я остановка «Звуки и буквы»

-  Вот и первая остановка на планете «Звуки и буквы»

Задание 1: укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Запишите их.

 Объясните устно свой выбор: ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК

ОТВЕТ: ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, ЯРКИЙ, ЮГ, ЯЗЫК

- Поднимите руки, у кого выписаны эти слова (звездочка)

Задание 2:

-А вот на планете «Звуков и букв» и озеро Фонетического разбора.

Как здесь красиво!

Заливные луга, стройные деревья!

Общаться с жителями планеты мы должны на особом фонетическом языке

-Каждый экипаж пусть выберет из карточки по 1 слову, где количество букв и звуков совпадает, выполнит фонетический разбор у доски один представитель от экипажа, а остальные члены экипажа самостоятельно на местах.

ОТВЕТ: ЛУНА, МАРС, ПОЛЕТ, СЕСТЬ (при проверки задания: за правильный разбор – звездочка)

-  Вы хорошо справились с заданием, пора отправляться в путь.

Посмотрите, к какой планете мы приблизились. Сделаем остановку?

  1. 2-я остановка «Зарядкино»

По сказочной Фонетике

Собрались в дальний путь.

Летели мы, летели мы –

Пора и отдохнуть!

В окошко мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и мы, и ты!

Зарядкино! Зарядкино!

Довольно, детвора!

Скорее в экипажи все,

Нам в дальний путь пора!

  1. 3-я планета «Фонетические задачки» (групповая работа)

-  Итак, вы отдохнули, вооружились знаниями по фонетике, которые нам пригодятся на планете «Фонетических задачах», где необходимо проявить смекалку. Решать вы их будете экипажами, совместно. Как только у экипажа готов ответ, капитан поднимает руку (задачи на слайде и карточках)

ЗАДАЧА 1

К количеству сонорных звуков в слове ЗЕМЛЯ  прибавьте количество мягких согласных звуков в слове СИЛЬНЫЙ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове СПУТНИК.

[З’ИМЛ'А]                 2

[С'ИЛ'НЫЙ']         3

[СПУТНИК]         1

        (2+3) – 4 = 1

ЗАДАЧА 2

К количеству твёрдых согласных звуков в слове ДВИГАТЬСЯ

прибавьте количество глухих согласных звуков в слове ВСТРЕЧАТЬ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ПРИЛЕТЕТЬ.

[ДВ'ИГАЦА]                3

[ФСТР'ИЧ'АТ']           5

[ПР'ИЛ'ИТ'ЭТ']                3

        (3+5) – 3 = 5

ЗАДАЧА 3

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

                        ШЁЛ

                        торг

                        ноль

                        суд

                        ель

Ответ;        шёл             [лош]

                    торг              [крот]

                ноль                [л'он]

                суд                [тус]

                ель                [л'эй']

  1. 4-я планета «Злых ошибок»

- Вы прекрасные ученики и верные друзья. Но любое путешествие, а тем более космическое, не может состояться без преград злых сил.

Вот и планета «Злых ошибок», где нас поджидают самые ужасные ошибки, с которыми нам предстоит сразиться.

Давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились  в 5 классе.

Задание 1: Перед вами текст с орфографическими ошибками. Ваша задача – исправить сообща ошибки, допущенные в тексте, подкрепить свои исправления правилами графически.

-  Давайте познакомимся с текстом (текст на карточке и слайде). (индивидуальная работа)

Жыла-была на неби маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту?» - спрашивала она. Но мама не отвичала, а только прикасалась своим лучом к дочке. От прикосновения звездочка загоралась, но она не могла предпаложить, что так звезды растут.

        Нибеснаяжытельница любила ра?сматривать мир людей. На ра?свете она приближалась к краю туче и сматрела на безконечные поля и леса. Земля набирала скорость и с тихимшёрохом вращалась.

        Но иногда тяжёлые свинцовые тучи закрывали землю. Налитали циклоны. Звездочке очень хотелось зделать что-то хорошее для людей.

 Выполненную работу экипажи сдают на проверку и,пока работа проверяется,

ОТВЕТ: Жила-была на небе маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту?» - спрашивала она. Но мама не отвечала, а только прикасалась своим лучом к дочке. От прикосновения звездочка загоралась, но она не могла предположить, что так звезды растут.

        Небесная жительница любила рассматривать мир людей. На рассвете она приближалась к краю тучи и смотрела на бесконечные поля и леса. Земля набирала скорость и с тихим шорохом вращалась.

        Но иногда тяжёлые свинцовые тучи закрывали землю. Налетали циклоны. Звездочке очень хотелось сделать что-то хорошее для людей.

Задание 2: Придумайте и напишите продолжение истории в 3-5 предложениях. Заслушать продолжение истории у каждого экипажа.

4. Подведение итогов.

- Наше путешествие подошло к концу,

мы возвращаемся на школьный космодром

-Давайте подведем итоги

-Кто же стал у нас сегодня победителем? (считаются звездочки)

Экипаж-победитель получает оценку «5»

-Хотелось бы отметить работу следующих ребят……

5.Рефлексия.

?

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные орфограммы и нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения  и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- На полях тетради поставьте такой знак в соответствии с тем, что вы научились делать.

Продолжите высказывание на слайде:

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

6. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение, в котором расскажите о зимнем звёздном небе, о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает (3-5 предложений). Выполнить фонетический разбор одного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездное путешествие

Спортивная программа для обучающихся 2-3 классов. Расчитана на проведение в спортивном зале 45 минут. Данное мероприятие формирует в детях выносливость, быстроту, взаимопомощь. Помогает сплачению колл...

Урок "Путешествие в страну "Фонетика".

Цель урока: в игровой форме повторить изученный материал по теме: "Фонетика". На уроке в форме игры-путешествия обучающиеся повторяют характеристики звуков, "ловят рыбу", "составляют букеты цветов". В...

Урок-путешествие по ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

Воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи...

Урок-путешествие "Путешествие по звездной галактике «Фонетика»»

Цель: систематизация и обобщение изученного по пройденному материалу.Задачи:Образовательные:Обобщить знания по теме «Фонетика», «Орфография»;Формировать умения применять получе...

Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика

Внеклассное мероприятие по русскому языку«Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика»  Цели:   Обучающие цели:Обобщить изученный материал по из...

Путешествие по стране "Фонетика

Данную презентацию можно использовать на открытом уроке в 5 классе, когда обобщение по теме "Фонетика"....

Урок-обобщение "Путешествие в страну Фонетика"

Цели урока:Систематизировать знания о фонетике.Закрепить навыки звукового значения букв в разных фонетических позициях.Вспомнить предмет изучения графики и каллиграфии, познакомить с историей алфавита...