Метод проектов во внеурочной деятельности.
статья по русскому языку на тему

Каткова Татьяна Юрьевна
Внеурочная работа – это хорошая возможность использовать "метод проектов" для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Метод проектов во внеурочной деятельности.

Наша современность требует от выпускников быть способными ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Кроме того, в век информатизации, когда один человек не в состоянии «пропустить через себя» весь поток информации – объять необъятное, важно умение работать сплоченно. Командная работа выходит на первый план. Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя – предметника.

  Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас.  Насыщенная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой, но остаётся актуальной  и сегодня. Внимание к ней объясняется тем, что умение  самостоятельно принимать решение играет весомую роль не только при получении среднего образования и продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности.

 В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведущее место среди таких методов, на мой взгляд, принадлежит  методу проектов. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение музея, театра, подготовка к конкурсам, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем.

Проект - наиболее  перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности с ребёнком, опирается на собственный опыт ребёнка.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Целями проектного обучения является развитие у школьников исследовательских умений, критического мышления, умение искать пути решения поставленной задачи, творчески подходить к способу подачи материала, сотрудничать. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

 Следует отметить, что при использовании метода проектов изменяется роль учителя, причем на каждом из этапов по-разному.

На первом этапе (начало) роль учителя достаточно высока.  Учитель  не просто разъясняет смысл задания, а побуждает, организует и ведет мысль обучающихся к самостоятельному поиску решения проблемы (определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп).

 На этом этапе развивается коммуникативная компетенция  - так как она предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятыми.

 На втором этапе (планирование) учителю необходимо создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, что даст выход творческой энергии учащихся.

  На этом этапе учащиеся формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Учитель помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает.

Здесь развивается  интеллектуальная компетенция – она проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; проявляется в способности владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информаций.

Третий этап (принятие решений) учитель на этом этапе наблюдает и консультирует. Учащиеся работают с информацией, проводят анализ и синтез идей, выбирают оптимальный вариант решений, уточняют план действий.

 На третьем этапе формируется социальная компетенция, при которой личности присущи гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учетом позиции других людей.

Четвертый этап (выполнение), учащиеся  продолжают работу над проектом, оформляют его. Учитель  наблюдает за ходом работы, по просьбе учащихся дает совет.

 На этом этапе формируется продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

 Пятый этап (оценка результата), учащиеся анализируют выполнение проекта, выявляют причины удач и неудач. Учитель наблюдает, направляет процесс анализа (если нужно). Здесь развивается коммуникативная компетенция.

Шестой этап (защита проекта), учащиеся защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта. Учитель участвует в коллективном анализе и  оценке результатов  проекта. На заключительном этапе развиваются личностная и коммуникативная компетенции.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

- Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цели);

- Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

  Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идей до её воплощения в жизнь под контролем или при консультировании учителя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным.

Метод проектов является и личностно-ориентированным, и деятельностным и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Статья "Метод проектов во внеурочной деятельности"

Текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом ...

Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно ув...

Использование метода проектов во внеурочной деятельности

Представление педагогического опыта в организации проектной деятельности...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...