Главные вкладки

    Нестандартное домашнее задание по русскому языку в процессе подготовки к контрольному диктанту
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Жаркова Иоланта Юрьевна

    Нестандартное домашнее задание по русскому языку 

    в  процессе  подготовки к контрольному диктанту.

     

    Пояснительная записка

     

    Подготовка учащегося к контрольному диктанту проводится в течение нескольких уроков. В процессе выполнения домашнего задания учащийся готовится самостоятельно, но организовать эту часть подготовки интересно – задача учителя. Только самостоятельно добытые знания и отработанные умения имеют ценность. Нестандартное домашнее задание должно быть посильным, так как его выполнение происходит без непосредственного руководства учителя.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nestandartnoe_domashnee_zadanie_po_russkomu_yazyku.docx37.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нестандартное домашнее задание по русскому языку  

    в  процессе  подготовки к контрольному диктанту. 

    Пояснительная записка

    Подготовка учащегося к контрольному диктанту проводится в течение нескольких уроков. В процессе выполнения домашнего задания учащийся готовится самостоятельно, но организовать эту часть подготовки интересно – задача учителя. Только самостоятельно добытые знания и отработанные умения имеют ценность. Нестандартное домашнее задание должно быть посильным, так как его выполнение происходит без непосредственного руководства учителя.

    Тема домашнего задания: «Синтаксический разбор простого предложения. Подготовка к контрольному диктанту»

    Класс: 5

    Цели:

    - закрепление изученного материала в 1 четверти в области синтаксического разбора предложения;

    - отработка навыков определения членов предложения;

    - подготовка к выполнению грамматического  задания в контрольном диктанте.

    Работа по формированию компетенций школьника (ключевых: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных; общепредметных; предметных) заложена в выборе текста и нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту.

    Работа по формированию УУД (коммуникативных, регулятивных, познавательных) заложена в выборе текста, нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту, в  способе проверки.

    Степень сложности: средний.  

    Тип задания: индивидуальное, работа над предложением.

    Время выполнения задания: 25-30 минут.

    Текст для домашнего задания взят из сборника Бройде М.Г.  «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 304с. (упражнение №15, стр 18). Выбор темы текста обусловлен общностью тем текстов домашнего задания и контрольного диктанта (оба текста на осеннюю тематику). Таким подбором текстов мы снимаем стрессовую ситуацию восприятия пятиклассником незнакомого текста будущего контрольного диктанта.

    Задание - кроссворд к тексту, методика работы с  упражнением при подготовке к контрольному диктанту –  разработка  Жарковой И.Ю.

    Проведение: лист с заданием (по вариантам) получает на уроке каждый ученик. В работе представлены два варианта заданий. Дома учащийся в тетради на  выданном листе выполняет задание.

    Способ проверки:

    1. Текст читается учителем или подготовленным учеником.

    2. Грамматическое задание к тексту проверяется при помощи опроса (для  1 варианта – второй абзац, для 2 варианта – первый абзац – это  общий для вариантов отрывок текста). Так как класс малочисленный, никто из учащихся не остается без внимания учителя, все включены в работу.  

    3. Взаимопроверка. Листами  с выполненным кроссвордом учащиеся обмениваются и проводят взаимопроверку, сверяясь с информацией на интерактивной доске. После этого листы с кроссвордами и выполненными заданиями сдаются на проверку учителю.

    4. Оценивается работа каждого ученика.  

    Текст

    Осенью

    (1)Приближается зима. (2)Заметно сократился день.  (3)Воздух плохо прогревается и не сохраняет тепла. (4)Ночи становятся долгими и темными и часто заставляют дрожать от холода. (5)Уже не распахнешь окно и не насладишься вечерней свежестью и запахом цветов.

             (6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко висят тяжелые тучи и грозят дождем или мокрым снегом. (8)Они поглощают солнечные лучи и не дают им освещать и согревать землю. (9)Отдаленные предметы то теряются в тумане, то пропадают за сеткой дождя.

            (10)Мокрые кроны деревьев и кустарников отяжелели, пригнулись к земле и отражаются в лужах. (11)Ветер сотрясает их резко и грубо и срывает листву. (12)Листья летят по воздуху и прилипают к крышам и облепляют кусты. (13)Всем холодно да тоскливо осенью.

    Шрифт  и интервал для печати задания выбраны крупные, чтобы снизить зрительную нагрузку для учащихся.  

    Задание


    1 вариант

    Осенью

    (1)Прибл_жается зима. (2)Заметно сокр_тился день.  (3)Воздух плохо  прогр_вается и не сохр_няет тепла. (4)Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от холода. (5)Уже не расп_хнешь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.

             (6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (8)Они погл_щают  солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (9)Отдаленные предметы то т_ряются в тумане  то проп_дают за сеткой дождя…

    Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы): _______________________________________

    Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.

    Задание 3. Разгадайте кроссворд.

    3

    2

    1

    4

    5

    6

    По горизонтали:

    По вертикали:

    1. Из предложения №3 выпишите обстоятельство образа действия.

    2. Каким членом предложения является словоформа «свежестью» в предложении №5?

    4. Из предложения №5 выпишите словоформу, подходящую под схему:

    приставка+корень+окончание+постфикс

    3. Из предложения №2 выпишите сказуемое.

    6. Каким членом предложения является словоформа «отдаленные» в предложении №9?

    5. Из предложения №3 выпишите подлежащее.

    При выполнении заданий  будь внимателен, не спеши!


    2 вариант

    Осенью

    … (1)Отпылали солнечные восходы и закаты. (2)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (3)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (4)Отд_ленные предметы то т_ряются в тумане, то проп_дают за сеткой дождя.

            (5)Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели  пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. (6)Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. (7)Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. (8)Всем холодно да тоскливо осенью.  

    Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы):__________________________________________

    ________________________________________________________

    Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.

    Задание 3. Разгадайте кроссворд.

    2

    1

    6

    3

    4

    5

    По горизонтали:

    По вертикали:

    1. Каким членом предложения является словосочетание «сеткой дождя» в предложении №4?

    2. Из предложения №1 выпишите сказуемое.

    3. Из предложения №6 выпишите дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.

    4. Из предложения №4 выпишите словоформу, подходящую под схему:

    корень+суффикс+окончание+постфикс

    5. Из предложения №4 выпишите подлежащее.

    6. Из предложения №2 выпишите определение, относящееся к подлежащему.

    При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!


    Ключи к кроссвордам

    1 вариант

    3с

    о

    2д

    к

    1п

    л

    о

    х

    о

    р

    п

    а

    о

    т

    4н

    а

    с

    л

    а

    д

    и

    ш

    ь

    с

    я

    н

    л

    е

    с

    н

    я

    5в

    и

    6о

    п

    р

    е

    д

    е

    л

    е

    н

    и

    е

    з

    д

    у

    х

    2 вариант

    2о

    т

    п

    ы

    1о

    б

    с

    т

    о

    я

    т

    е

    л

    ь

    с

    т

    в

    о

    а

    л

    6т

    3л

    и

    с

    4т

    в

    у

    я

    е

    ж

    5п

    р

    е

    д

    м

    е

    т

    ы

    я

    л

    ю

    ы

    т

    е

    с

    я


    Планируемые результаты выполнения домашнего задания в нестандартной форме:

    - учащийся закрепляет умение проводить синтаксический разбор  простого предложения;

    - учащийся продолжает формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);

    - учащийся закрепляет навыки работы с текстом; продолжается работа по формированию коммуникативных компетенций и коммуникативных УУД;  

    - учащийся продолжает формирование навыков работы с определенным видом орфограмм; продолжается работа по формированию предметных компетенций;

    - учащийся продолжает работу по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция);

    - учащийся не испытывает психологического дискомфорта при проведении контрольного диктанта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе

    Выполнение нестандартных, творческих, практических языковых заданий формирует  сознательный интерес ребенка к предмету, активизирует познавательную деятельности, развивает самостоятельность, что ...

    Контрольные работы по русскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ, ГИА

    Данная контрольная работа проверяет ЗУН учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения"...

    4 варианта тренировочной работы по русскому языку в рамках подготовки к ОГЭ 2015

    Репетиционная работа  по русскому языку в форме и по материалам ОГЭ 2015...

    Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

    Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

    Домашнее задание по русскому языку для 5 Б,В классов на 25.01.17

    Дорогие ребята! Решите предложенный тест, запишите результаты в тетрадь!  При затруднении перечитайте соответствующие параграфы учебника! Успехов!...

    Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса (Контрольный диктант с грамматическим заданием)

    1.Назначение работы- выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, оканчивающих 6 класс...