Служебные части речи (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Даченкова Елена Викторовна

Цель урока: прежде всего систематизировать знания о самостоятельных и служебных   частях речи, доказать значимость служебных частей речи, совершенствовать устную и письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.46 МБ
Файл sluzhebnye_chasti_rechi.docx37.82 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе.

Слайд 3

Цели урока: 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; 2) Доказать значимость служебных частей речи; 3) Совершенствовать устную и письменную речь. Цели урока:

Слайд 4

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

Слайд 5

Правы ли вы? Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния Все они: - являются членами предложения; - имеют морфологические признаки; - отвечают на вопросы.

Слайд 6

Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят Укажут и силу дадут! Какова их роль в предложении? Найдите в тексте служебные части речи

Слайд 7

1 вариант 2 вариант Отредактируйте предложения Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. ( К.Паустовский) Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь . (Ч.Айтматов)

Слайд 8

В ивовых зарослях поселяются соловьи и распевают свои песни. Выполните синтаксический разбор предложения Найдите служебные части речи.

Слайд 9

1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными. 3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные. 4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны. 5.Служебные части речи не бывают членами предложения 6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос. 7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а также предложения между собой. 8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно. Найди правильные ответы!

Слайд 10

Служебные части речи Не изменяются Не являются членами предложения Не употребляются без самостоятельных частей речи Не имеют лексическое значение

Слайд 11

Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. Слова для справок: У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как Восстанови текст (по произведению Ершова «Конёк-Горбунок»)

Слайд 12

Имя существительное глагол частица предлог союз Имя прилагательное Имя числительное наречие причастие деепричастие Категория состояния королевство морфология

Слайд 13

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО Служебные части речи находятся в первой десятке по частоте употребления: предлог занимает четвёртое место, союз – седьмое, роль частиц тоже велика.

Слайд 14

Подумай! В конце какого предлога стоит сотня? Какой предлог является нотой? Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?

Слайд 15

Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя Союзы: и, но, потому что, если, тоже. Предлоги: для, без, от, при. Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.

Слайд 16

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СОСТАВИТЬ СКАЗКУ(10 – 15 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) О РОЛИ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Слайд 17

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7В КЛАССЕ

Учитель Даченкова Е.В.

Дата проведения 11.03.2016

Тема: «Служебные части речи».

Цели урока:         1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных   частях речи.

         2) Доказать значимость служебных частей речи.

         3) Совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи урока:        1)        Организовать работу в деятельном режиме.

        2)        Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над частями речи.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату.

  1. Новая тема.

- Сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение

  (Слайд № 2):

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет.

- О каких частях речи мы поговорим на уроке?

- Правильно, служебные.

- Запишите тему урока: «Служебные части речи» (Слайд № 3).

- На уроке мы с вами постараемся доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность (Слайд № 4).

- В данном стихотворении найдите самостоятельные и служебные части речи (Слайд № 5).

- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (Слайд № 6).

- Правы ли вы? (Слайд № 7).

- Какие служебные части речи вы знаете? Приведите примеры слов каждой части речи.

  1. Закрепление материала.

  1. Работа с текстом. (Слайд № 8).

 - Прочитайте стихотворение «Служить бы рад».

        Предлоги, союзы, частицы-

        Все встали в один хоровод,

        Служебные, важные лица-

        На редкость серьёзный народ.

        Без них обойтись невозможно,

        И знают об этом они.

        Всегда и во всём осторожны:

        Нигде не гуляют одни.

        Но исподволь и незаметно

        Значенье своё принесут,

        Здесь свяжут, а рядом разделят,

        Укажут и силу дадут.

- Есть ли в стихотворении служебные части речи?

- Найдите их.

- Кому они служат?

- Выпишите их вместе с теми частями речи, которым они служат.

- Распределите служебные части речи на 3 группы.

- Для чего в речи нужны предлоги? Союзы? Частицы? Какие функции они выполняют?

- Давайте проверим правы ли вы.

Предлог. (Слайд № 9)

        В предложении на службе

        С падежом всегда он в дружбе,

        На него показывает

        И слова все связывает.

                        Союз. (Слайд № 10)

        Объединять и связывать стараюсь

        Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

                Частица. (Слайд № 11)

        Могу оттенки придавать значеньям,

        Могу усилить их без напряженья.

        Могу помочь я форм образованью,

         Когда глагол на службу призовёт,

        Могу вообще подвергнуть отрицанью

        Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

                         

2. Работа с предложениями:

- Отредактируйте предложения: (Слайд № 12)

1 вариант: Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык.  (К.Паустовский)

2 вариант: Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь. (Ч.Айтматов)

- Выполните синтаксический разбор предложения: (Слайд № 13)

Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.

- Найдите служебные части речи.

- Все ли части речи вы подчеркнули? Почему? (Слайд № 14)

- Не подчеркнули союз, потому что он не указывает на грамматическую роль, а …

        Союз не станет членом предложения:

        Всегда свободен, хоть стоит в строю.

        И в сочинении, и в подчинении

        Незаменим и помнит роль свою.

  1. Работа с теоретическим материалом: (Слайд № 15)

- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи.

        1.Самостоятельные и  служебные части речи равноправны.

2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.

3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

5.Служебные части речи не бывают членами предложения

6.К служебным частя речи, как и самостоятельным,  можно задать вопрос.

7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.

8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

- А теперь давайте сделаем вывод о служебных частях речи.

  1. Составление схемы. (Слайд № 16)

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.

- Составим схему «Служебные части речи»

        - не имеют лексического значения;

        - не изменяются;

        - не употребляются без самостоятельных частей речи;

        - не бывают членами предложения.

  1. Работа с раздаточным материалом. (Слайд № 17)

- Прочитайте отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

        Вечер К ночи пробирался;

НА  ночлег Иван собрался;

Вдоль ПО  улице идет,

Ест картошку ДА поет.

ВОТ он поля достигает,

Руки В боки подпирает

И С  прискочкой СЛОВНО пан,

Боком входит В балаган.

Все по – прежнему стояло,

НО коней КАК  НИ бывало;

ЛИШЬ игрушка – горбунок

У его вертелся ног.

- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

- Восстановите текст, используя слова для справок.

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как

  1. Работа с картой. (Слайд № 18)

- Посмотрите на карту Королевства Морфологии.

- Какие страны самые маленькие?

- Маленькие-то они маленькие, а попробуйте без них обойтись!

  1. Это интересно! (Слайд № 19)

- А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.

- А теперь попробуйте полученные знания внедрить в практику.(Слайд № 20)

В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)

Какой предлог является нотой? (до)

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)

7. Тест:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

        2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:

             А) предлог;

             Б) союз;

             В) частица.

        3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:

             А) частица;

             Б) местоимение;

             В) союз.

        4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:

             А) частица;

             Б) союз;

             В) наречие.

5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:

             А) частица;

             Б) предлог;

             В) союз.

  1. Проверь себя!

- Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:

        

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.

  1. Итог урока.

- Что вы узнали из урока о служебных частях речи?

- Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя: (Слайд № 21)

Союзы: и, но, потому что, если, тоже.

Предлоги: для, без, от, при.

Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.

  1. Домашнее задание.

- Дома вы продолжите работу над этой темой. (Слайд № 22)

Составить сказку (5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.



Предварительный просмотр:

Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

…  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

…  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

1.Самостоятельные и  служебные части речи равноправны.

2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.

3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

5.Служебные части речи не бывают членами предложения

6.К служебным частя речи, как и самостоятельным,  можно задать вопрос.

7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а также предложения между собой.

8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

1.Самостоятельные и  служебные части речи равноправны.

2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.

3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

5.Служебные части речи не бывают членами предложения

6.К служебным частя речи, как и самостоятельным,  можно задать вопрос.

7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а также предложения между собой.

8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

  1. В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ?

  1. Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Это ?

  1. Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это ?

  1. Союз не станет членом предложения:

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

И в сочинении, и в подчинении

Незаменим и помнит роль свою.

  1. В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ?

  1. Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Это ?

  1. Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это ?

  1. Союз не станет членом предложения:

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

И в сочинении, и в подчинении

Незаменим и помнит роль свою.

Тест:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

        2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:

             А) предлог;

             Б) союз;

             В) частица.

        3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:

             А) частица;

             Б) местоимение;

             В) союз.

        4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:

             А) частица;

             Б) союз;

             В) наречие.

        5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:

             А) частица;

             Б) предлог;

             В) союз.

2. Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:

        

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.

Тест:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

        2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:

             А) предлог;

             Б) союз;

             В) частица.

        3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:

             А) частица;

             Б) местоимение;

             В) союз.

        4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:

             А) частица;

             Б) союз;

             В) наречие.

        5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:

             А) частица;

             Б) предлог;

             В) союз.

2. Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты по теме "Служебные части речи". 7 класс.

Диктанты  повышенной сложности, рассчитанные на классы с углублённым изучением русского языка....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Служебные части речи. 6 класс

Урок закрепления и систематизации знаний  по русскому языку  по учебнику  под редакцией М.М. Разумовской...

Урок по теме "Служебные части речи" (6 класс)

Повторение изученного по теме "Служебные части речи"...

Урок по теме «Служебные части речи» 7 класс

Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска с белой поверхностью, цветные фломастеры. Цели:1...