Разработка урока -проекта на тему "Существительное", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ахметова Алфия Миннемехаматтакиевна

Разработка урока -проекта на тему "Существительное"с  использованием обучающих структур МЭНЭДЖ МЭТ, ФИНК-РАЙТ-РАУНД, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ сингапурской методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sushchestvitelnoe.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок-проект  на тему  «Существительное»

  1.  ФИО: Ахметова Алфия Миннемехаматтакиевна
  2. Место работы: ГБОУ «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского района Республики Татарстан
  3. Должность: учитель русского языка и литературы
  4. Предмет: русский язык
  5. Класс: 6 класс
  6. Базовый учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская М.:Просвещение,2013                                         

Цели: поддержать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме, наметить пути выхода на научно-исследовательскую работу; работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; совершенствовать их орфографические навыки; проверить знания, умения, навыки по теме «Существительное» посредством электронного тестирования.

Оборудование: толковый словарь русского языка; электронный тест по теме «Существительное»; рисунки учащихся «Как я вижу существительное»; компьютерный вариант творческих проектов учащихся; жетоны, сигнальные карточки.

Ход урока.

I Организационный момент. (Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (инструмент для управления классом) распределяются в команды для организации эффективного учебного процесса )

–Мы начинаем необычный урок повторения по теме «Существительное». Необычен он тем, что это урок-проект. Мы с вами будем проектировать новый урок. Каждый его этап будет строиться на ваших творческих проектах.

II. Словарная работа.

–Познакомимся с новыми словам (работа с толковым словарем): презентация, лингвистический, галерея.

III. Грамматическая разминка. (Используется сингапурская структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД – «подумай-запиши-обсуди в команде». После обсуждения в командах  один ученик из каждой команды зачитывает). Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное : Лиса (липа), кот (рот), коза (коса), цапля (капля), щука (рука).

IV. В картинной галерее.

Каждый из участников проекта показывает и комментирует рисунок, выставленный на галерею «Я рисую существительное».

- Я нарисовал  собственные имена существительные в виде оригинального цветка, у которого лепестки различной формы и с различными названиями. Например, лепесток «Заглавия книг», лепесток «Названия журналов»

- Я нарисовала орфограмму существительных в виде географической карты, где есть «Остров существительных. На этом острове есть такие географические объекты как пик «НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ», озеро «СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», гора «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,  ИМЕЮЩИЕ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО», болото «РАЗНОСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», мыс «СУФФИКСЫ –ЧИК-,-ЩИК-».

- Я нарисовала слоненка  Существленка.

-Я нарисовал многоэтажный дом, где живут существительные. На каждом этаже обитают  особые жители: на первом - только существительные мужского рода, на втором- женского, на третьем-среднего, на четвертом – общего рода..

V. Презентация сказок и игр о существительном.

1.Почему к существительным относятся только  те части части речи, которые  отвечают на вопрос кто? что?

В царстве Морфология был город Существительных. В нем жили все части речи. Их день ото дня становилось больше и больше. И они уже не вмещались на улицах города. Это затрудняло всем передвижение по городу. Целыми днями на улицах дрались, ругались части речи.

Однажды царь Морфологии проезжал через этот город и стал свидетелем этого безобразия.

На следующий же день он издал указ о том, что в городе Существительных  отныне должны будут жить только те слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

С тех пор прошло очень много времени и сейчас город  Существительных - один из самых больших и мирных городов царства Морфологии.

2. Какого рода существительное кофе?

Однажды в королевстве Существляндия проходил конкурс на самое оригинальное существительное. В итоге титул «Самое оригинальное существительное» получило существительное кофе , потому что род этого существительного практически во всех современных грамматиках и словарях сопровождается специальными пометами. Относ это слово к мужскому роду, справочники допускают лишь в качестве разговорного варианта употребления в среднем роде

3.Как произошло распределение существительных по родам?

Давным -давно, еще во времена первобытно-общинного строя все существительные жили вместе. Трое из них претендовали на статус вождя. У каждого были свои сторонники. Вокруг вождя с именем Мужской род собирались существительные решительные, уверенные в себе, целеустремленные. Около вождя Женский род всегда толпились существительные  приятные, добрые, терпеливые. За вождя Средний род выступали существительные  гордые, независимые. А еще были и такие существительные, которые держались совсем в стороне, не примыкали ни к одному из трех вождей. Они были очень гибкими, да и  выглядели оригинально.

Однажды Мужской род, поссорившись с остальными претендентами на статус вождя, ушел жить  в другую пещеру, За ним последовали все существительные-его сторонники. Через какое- то время разругались в пух и прах вождь Женский род и Средний род. После этого вождь Женский род собрал всех существительных, которые были с ним заодно, и ушел в другую пещеру. Однажды вождь Средний род, гуляя по окрестностям, набрел на пещеру изумительной красоты и попросил всех остальных существительных переехать туда. Но не все существительные из старой пещеры последовали за ним. За ним последовала только часть  существительных. А   остальные наотрез отказались, сказали, что  будут жить только в старой пещере. Они не захотели примкнуть ни к вождю Мужской род, ни к вождю Женский род, ни к вождю Средний род. А почему ? Да потому, что это были существительные общего рода. Со временем они избрали себе вождя, которого звали Общий род.

4. Игротека в гостях у существительного.

- Мы услышали ваши лингвистические сказки, познакомились с необычными их героями, а теперь отправимся все вместе в игротеку «В гостях у существительного». Каждый из вас придумал лингвистическую игру и теперь познакомят нас с условиями игры, а остальные учащиеся будут искать правильные ответы. За каждый правильный ответ вам полагаются жетоны. Все игры объединены общей темой «Существительное».

Учащиеся демонстрируют и проводят авторские лингвистические игры:

1.Игра «Найди лишнее слово».(Используется сингапурская структура  ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» (задание проектируется на экране)

 Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

А)Клубника, осина, малина, ежевика;

б) Шапка, батон, пальто, платье;

в) Суффикс, прилагательное ,корень, приставка;

г) Карась, курица, окунь, ёрш.

2.Игра «Цепочка». Игра «Цепочка». Запишите из каждого слова только букву-орфограмму.

Улов, волна, сердце, дарить, маска, местный, тепло, кнопка, друзья, урок, свистел, честный, репка, просил, солнце, вредил.( Используется СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» -обучающая структура, в котором участники в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании одновременно передают по кругу.)

3. Игра «Есть контакт!» Задумано слово коза. Говорится: «к». Каждый из остальных игроков придумывает слово, начинающееся с этой буквы, и пытается объяснить другим, что именно он задумал. (По количеству верных ответов учащиеся получают жетоны.)

4. Лингвистический кроссворд .

По горизонтали:

1. Лексико – грамматический разряд имени существительного.

2.Что обозначают существительные?

3.Слова грязнуля, сластена, запевала относятся к этому роду.

По вертикали:

1.Основная синтаксическая роль существительного.

2.Средства выражения числа.

3.Вопрос косвенного падежа.

VI. Компьютерное тестирование по теме «Существительное».

Вы показали неплохие знания во время урока -  проекта, а теперь настало время проверить их с помощью электронного тестирования. Вы поставили себе оценки и пора узнать, совпадут ли они с оценкой компьютера.

(Учащиеся выполняют электронное тестирование, получая оценку, выставленную компьютером).

Список использованной литературы

  1. Большой толковый словарь русского языка.  Ред. Кузнецов С.А.

Интернет-источники:

   

         ttp://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/testi?class=5

         http://summoning.ru/games/lingual-games.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока-проекта по теме "Деепричастие". Подготовка к итоговой аттестации

Урок предполагает создание совместного ученического продукта- проекта. можно провести этот урок и 7 классе, и в старших классах при повторении этой темы...

Методическая разработка урока - проекта по немецкому языку в 4 классе. Тема « Мое любимое животное» «Mein Lieblingstier»

Разработка расчитана на 2 урока. 1. Тема урока : «Mein Lieblingstier»   2. Тип урока: урок обобщения и контроля знаний  3. Задачи урока: Расширить запас лексики по подте...

Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение

Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме....

Разработка урока-проекта по французскому языку по теме «Рецепт блюда». Préparer un plat français avec l\'oiseau bleu. 5 класс

Конспект урока по французскому языку по теме "Рецепт блюда".  Урок закрепления лексического материала....

Методическая разработка урока информатики в 6 классе «Защита проектов по теме «Возможности графического редактора для создания графических изображений»

Цели урока:образовательная: научить использовать ИКТ для создания проектов, представления результатов своей работы; навыкам использования современных технических средств;развивающая: развивать умение ...

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Методическая разработка урока-проекта по французскому языку Ecole de demain (Школа будущего)

Разработка урока-проекта, продуктом которого является разработка модели школы будущего на французском языке. Предназначена для учащихся 5-6 классов школ с углубленным изучением французского языка в ра...