Урок чтения в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Науменко Надежда Игнатьевна
Урок чтения в 6 классе. Тема урока: В. Бианки «Ноябрь». Цель: Познакомить учащихся с рассказом. Задачи: Образовательные: продолжить знакомить с творчеством В.Бианки, совершенствовать навыки выразительного чтения Коррекционно – развивающие: обогащение словарного запаса учащихся, коррекция и развитие связной устной речи. Воспитательные: воспитание интереса к произведениям Бианки. Оборудование: портрет В. Бианки, репродукции картин, рисунки учащихся, осенний букет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_6_klasse.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чтения в 6 классе.

       Тема урока: В. Бианки «Ноябрь».

Цель: Познакомить учащихся с рассказом.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомить с творчеством В.Бианки, совершенствовать навыки выразительного чтения

Коррекционно – развивающие: обогащение словарного запаса учащихся, коррекция и развитие связной устной речи.

 Воспитательные: воспитание интереса к произведениям Бианки.

Оборудование: портрет В. Бианки, репродукции картин, рисунки учащихся, осенний букет.

                                                             Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро!

Настройтесь на работу. Для этого сядьте прямо. Поднимите плечи, опустите. Посмотрите на своего соседа по парте – улыбнитесь ему. Посмотрите на меня – улыбнитесь мне.

II. Введение в тему.

Ребята, каждое сейчас время года? Каждое время года прекрасно по-своему. У каждого времени года есть свои цвета и звуки. А какое время года приходит без красок и без кисти и сначала перекрашивает листья, а потом срывает их? (Осень)

А слышно, как падают листья? (слышно, они шелестят)

 Начнём урок с речевой разминки.

В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит.

  1. Прочтите это предложение как сообщение.
  2. Прочтите это предложение как вопросительное.
  3. Выделите голосом слово Шёпот.
  4. Выделите голосом слова к Шороху
  5. Выделите голосом слово СПЕШИТ.
  6. Прочитайте шёпотом.
  7. Проговорите скороговорку быстро.

А сейчас поработаем над техникой чтения.

(Раздать детям тексты, а учащемуся 4 группы – раскрасить картинку или нарисовать).

«Жужжащее» чтение рассказа Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий?»

  1. Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу заяц - беляк да как заверещит:

– Скорей, туча, скорей! Я давным – давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!

Услыхала туча зайца и двинулась в лес.

    2.– Нельзя, туча, назад, назад!- закричала серая куропатка.- Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

3. –Давай вперёд, нечего пятиться!- заворчал медведь. Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

4. – Сто-ой, сто-ой! – завыли волки.- Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят! Туча заколыхалась – остановилась.

5. А из лесу крик и вой.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

- Не смей снег высыпать! – воют другие.- Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому - то в ноябре то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

Ни зима, ни осень!

6.Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся леса. Всё видно насквозь… Старые деревья давно облетели. И только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие листья, блистающие золотом. Когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца… Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими в морозы…(С.Т.Аксаков)

Через 2-3 минуты дети читают тексты вслух.

Вопросы к текстам:

  1. О чём просил тучу заяц – беляк?
  2. Почему куропатке не нужен снег?
  3. Зачем нужен снег медведю?
  4. О чём просили тучу волки?
  5. Почему в ноябре – ни зима, ни осень?
  6. Какую осень описывает Сергей Тимофеевич Аксаков – раннюю или позднюю?

- Ребята, назовите осенние месяцы.

К сегодняшнему уроку я просила вас подготовить рисунки на тему поздней осени.

(Дети выходят со своими рисунками)

Ребята, кто из вас хочет рассказать стихотворение об этой поре?

Дети читают стихи, например:

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в тёплые края.

(А.Плещеев)

- К какому рисунку подходит это стихотворение?

- Какие загадки и пословицы подготовили вы к уроку?

- Как птицы готовятся осенью к зиме (улетели ласточки, стрижи…)

- А животные? (прячутся мыши, насекомые, пауки, многоножки, застывают змеи, звери надевают тёплые шубки, устраивают кладовки в норах…)

- А что делают осенью ваши родители?

                                                Физминутка.

-А теперь, ребята, подойдите к окну. Какие приметы  осени вы можете назвать?

 -Какая сегодня погода, какое небо, какое солнце, какие листья на деревьях?

Пушкин, Есенин, Паустовский, Пришвин, Скребицкий и другие писатели любили русскую природу, много о ней писали и с большой любовью изображали красоту русской природы. Среди них – В.Бианки.

Разгадайте анаграмму и узнаете название рассказа: НОРЬЯБ

- Какие рассказы Бианки мы уже читали в этом учебном году?

- А что вы помните о В.Бианки?

III. Работа над рассказом.

1.Слово учителя о писателе.

2.Словарная работа:

Зябь – растения, посаженные под зиму.

3.Чтение текста учителем (дети следят с карандашом в руках, отмечают непонятные слова)

4. Беседа:

-Почему ноябрь называют полузимником? Подтвердите ответ словами из текста.

-Объясните, почему ноябрь- внук сентября, сын октября, родной брат декабря.

- Вспомните, какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре. Какое третье дело осени завершается в ноябре? (с. 36)

-Какие образные выражения использует автор для описания поздней осени? (слова с переносным значением, сравнения - сентябрёв внук…, раздевает лес, снежное покрывало, золотая мать –и – мачеха, деревья заснули)

- Как вы понимаете народные приметы: В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

Физминутка.

4. Чтение текста учащимися

А) По цепочке – по одному предложению

Б) Абзацами – детей называет учитель. Учащиеся наблюдают за чтением друг друга и сообщают о количестве и характере ошибок)

В) Чтение - эстафета

                                              IV. Итог.

Учитель: Вот и закончился наш урок, на котором вы читали, отвечали устно, выполняя разные задания.

Что же новое и интересное вы узнали на уроке? чему учились?

(Ответы детей)

Проверка работы у учащегося 4 группы.

Вы все сегодня хорошо поработали над техникой чтения, были активны,  молодцы! Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?

Оценка учителя.

V. Домашнее задание: стр.55

4гр.- рисунок/ чтение одного абзаца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.

Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока:  учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике  изготовления поделки и...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Методическая разработка урока английского языка.Урок чтения 6 класс.

В данной методической разработке вы узнаете поэтапный ход урока, на котором мы с ребятамии читали иразбирали очень интерсное на мой взгляд произведение....

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"...