Внеклассное мероприятие «Урок речевого общения. Сила слова»
классный час по русскому языку на тему

Маркина Татьяна Владимировна

Мероприятие о роли русского языка в современном мире; представления о слове с нравственно – эстетической точки зрения «Слово как оружие зла и добра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rechevogo_obshcheniya_markina.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок речевого общения

Сила слова.

(подготовила Маркина Т.В., учитель русского языка и литературы).

Цель: показать роль русского языка в современном мире; дать представление о слове с нравственно – эстетической точки зрения «Слово как оружие зла и добра»; воспитывать уважение и любовь к русскому языку.

Оборудование: плакаты со словами классиков, мультимедийный проектор и презентация, книги – сборники пословиц и поговорок.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодняшний урок речевого общения посвящен Слову

на доске эпиграф:

Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

Л.Н. Толстой

  1. Беседа с классом.

А) Вопрос учителя :

- Ребята, как вы думаете, что главное в нашей речи? (слово)

- Почему?

Б) Ответы учащихся:

 - Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле.

- Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно (и только оно) позволяет человеку думать -  без него невозможна была бы мысль.

- Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть.

- Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота».

- Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: «Язык один – и в будни, и в праздники».

- Родное слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей.

  1. Слово учителя:

- А знаете ли вы, что русский язык сегодня

Слайд № ____  

Русский язык    

  • Четвертый по распространенности в мире, где насчитывается более 2,5 тысяч языков.
  • Является родным для 288 миллионов человек на Земле.
  • Десятки миллионов, говорящих на русском языке, живут сейчас за рубежом.
  • Около 180 миллионов человек изучают его.

Слайд № ____  

В. В. Путин: «Русский язык – это надежная гарантия развития гуманитарных и экономических отношений с другими странами. Продвижение русского языка – это принципиальный аспект развития культурной жизни страны».

- Как вы уже говорили, язык может быть добрым и злым, жестоким и коварным врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание:

Слайд № ____  

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединить людей»

Л. Н. Толстой

- Ребята, какие вы приготовили стихотворения, посвященные слову?

  1. Чтение стихотворений

Родной язык.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нем есть и усмешка,

 И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Я люблю свой родной язык

Он понятен для всех,

Он певуч…

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земли, он живуч.

Выучи русский язык!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познание кручи

Выучи русский язык!

Слово учителя:

- Дорогие ребята, любите и берегите наш язык, говорите правильно, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, о которых мы поговорим чуть позже, а сейчас …

  1.  Обсуждение практической ситуации.

«Магомед и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его.

Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомед  отошел от них.

Когда Али подошел опять к Магомеду, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?».

- Когда это человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомед, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошел и я».

  • Обсудите смысл этого предания (в течении 5 минут).
  • Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом? (Слово – серебро, молчание - золото).
  1. Работа в тетрадях.

- Запишите пословицы о словах, работая со сборниками.

  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  • Слово пуще стрелы разит.
  • Доброе молчание лучше худого ворчания.
  • Слово не обух, а от него люди гибнут.
  • Лучше недосказать, чем пересказать.
  • Кто языком штурмует, не много навоюет.
  • Пустая мельница и без ветра мелет.
  • Говорил день до вечера, а слушать нечего.
  • Лишнее говорить – себе вредить.
  • От приветливых слов язык не отсохнет.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.

 Слайд № ____  

Пословица недаром молвится,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы,

И в жизни верные друзья.

  1.  Анализ отрывка стихотворения Д. Кугультинова «Душа слова»

Слайд № ____  

Оттенков множества в себе тая,

Звучание не больше, чем оценка…

У каждого из слов душа своя;

На душу говорящего похожа.

- Представьте слово как живое существо, которое, подобно человеку, может радоваться, обижаться, ругаться и т. д.

Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер.

  1. Анализ сочинений (Мини сочинения на тему: «Обидное слово»)

– Какие же выводы мы должны сделать?

  • Употребляя те или иные выражения, можно поддержать человека в трудной ситуации, расположить к себе или обидеть, оттолкнуть. Не зря говорят, что «слово лечит» и «слово ранит», ведь как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
  • Если человек говорит правильно, точно, выразительно, то он может избежать конфликтных ситуаций. Так, главы государств, дипломаты с помощью переговоров могут предотвратить войну, а следовательно, и смерть людей. Но слова могут воздействовать и отрицательно.
  • Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
  1. Поучительная история, описанная Л. Н. Толстым в его книге «Путь жизни».

«Было большое собрание людей, больше тысячи в Большом театре. В середине представления один человек вздумал пошутить и крикнуть одно слово: «Пожар!» Народ бросился к дверям. Все столпились, давили друг друга, а когда опомнились, было раздавлено на смерть 20 человек и больше пятидесяти поранено. Такое великое зло может сделать одно глупое слово».

Беседа по содержанию истории.

- Ребята, бережно, обдуманно, осторожно, обращайтесь со своей речью, своим словом.

  1. Чтение стихотворений.

1-й ученик

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не бегут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

2-й ученик

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский

  1. А теперь побеседуем о нашей сегодняшней с вами речи.

Сценка «Диалог»

- Как дела?

- Все пучком! А у тебя?

- Клево! Завтра днюха – иду самовар доить. Чексуй со мной.

- Не, у меня шнурки в стакане.

- Харе пылесосить тайгу, прищурь мозги.

- Ладно, я пощемился плющить.

Учитель: Вы поняли, ребята, о чем здесь шла речь? А ведь эти слова употребляют многие подростки.

Запись в тетради:

Слайд № ____  

Сленг(англ. slang) – жаргонная речь лиц определенного круга.

Слайд № ____  

Слова – паразиты (лишние слова) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки (э, это, короче, чисто, ну, ну вот, как бы, в принципе, того, так сказать, в общем, это самое, типа и др.). являются показателем низкой речевой культуры, так как делают речь многословной и бессодержательной.

Чтение стихотворения.

О терпеливый наш язык!

Слова бывают разные – то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а бесстыдно – грязные.

Одни могут выпрямить, другие - душу вытравить.

Есть речь, огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала ниве вечности.

В. Полторацкий

Следующий наш враг

Слайд № ____  

Сквернословие

+

        

        

Словарь В. И Даля

Запись в тетрадь:

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными словами, выражениями, бранью.

Рефлексия.

Давайте подведем итоги:

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Что вас поразило больше всего?
  • К каким выводам мы пришли?
  1.  Д/з. написать сочинение о силе слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике. Тема "Силы в природе"

Внеклассное мероприятие проводится в виде игры "Счастливый случай" по теме "Силы в природе". Входе игры происходит обобщение изакрепления изученного материала по данной теме.Повышается интерес к изуче...

Урок речевого общения «Учимся благодарить» в 9 классе

Цель урока: создание адаптивной образовательной среды для учащихся на уроке через внутриклассную дифференциацию по возможностям обучения учащихся.Задачи: формирование навыков и умений речевого общения...

Конспект внеклассного мероприятия "В единстве народов - сила России!"

Сценарий воспитательного мероприятия для предметной недели МО гуманитарного цикла....

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....

Час общения «Сила слова или вирус сквернословия»

Цель: дать детям представление о пагубном  влиянии сквернословия  на духовное и физическое здоровье человека.Задачи:1. формировать культурный слой для более осознанного пользования словарным...

Внеклассное мероприятие " Игра по русскому языку "Слова, слова, слова..."

Лингвистическая  игра для обучающихся 8 - 11 классов...