Урок развития речи по русскому языку в 5, 6 классах "Родная земля - наш дом, наведем порядок в нем!"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Вискова Наталья Евгеньевна

Конспект урок по развитию речи в 5, 6 классах ЗПР по теме "Родная земля - наш дом, наведем порядок в нем!". 

Цель: подготовить учащихся к сочинению на тему «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем».

 

Задачи урока :

  • расширить знания учащихся об окружающей среде,
  • показать связь взаимоотношений между природой и человеком,
  • закрепить правила поведения в природе,
  • межпредметные связи,
  • пробудить любовь к природе,  стремление ее охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx333.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Горельская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                       

 

Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем»

(Русский язык,  5-6 классы)

                                            Учитель: Вискова Н. Е.

                                                           

 

                                         2018г.

Тема.  Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем».

Цель: подготовить учащихся к сочинению на тему «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем»

Задачи урока :

  • расширить знания учащихся об окружающей среде,
  • показать связь взаимоотношений между природой и человеком,
  • закрепить правила поведения в природе,
  • межпредметные связи,
  • пробудить любовь к природе,  стремление ее охранять

Оборудование: портрет Ю. Гагарина, таблички (планета, земля,  Земля,  природа, родина, экология),

Эпиграф к  уроку (слайд 3): «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин)

Ход урока

1.Вступительное слово учителя русского языка.

 Ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению на тему «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем» (слайд 1)(запись темы сочинения в тетрадь).

- Как вы понимаете значение слова «земля»?(планета)

Земля – голубая жемчужина космоса. Земля – это третья планета солнечной системы, пятая по величине. Уникальная и неповторимая, потому что  другой такой планеты нет. Когда Юрий Гагарин увидел нашу планету из космоса, он воскликнул: «Красота-то, какая!», а после завершения полета рассказывал о том, что вид Земли отвлекал его от работы, зачаровывал своей необыкновенной красотой. Множество могучих  рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё погружено в нежную кисею облаков. Так выглядит наша планета из космоса (слайд 4) .

- В каком значении употреблено слово «земля» в записанном предложении?(природа)

- Что такое природа?

           - Загадки:

Ну-ка, кто из вас ответит.  

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярче светит,

И не пекарь, а печет (солнце).

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, а все же

Без него мы жить не можем (воздух, кислород).

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто такая?(вода)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает (лес).

Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это (птицы)

Голубой ковер все небо покрыл (небо).

На черный платок просыпано просо.

Пришел петушок, а склевать-то непросто (звезды).

Что в году четыре раза переодевается? (земля).

Ему подчиняются ветры и воды,

Его называют царем всей природы (человек).

Он может быть шахтером,

Ученым и актером,

Учителем он может стать-

Детишек в школе обучать (человек).

2. Лексическая работа слов: Земля (земля), природа, экология

  • Природа – это все то, что нас окружает: солнце, звезды, водоемы, деревья, цветы. Это звери, рыбы, птицы, бабочки. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой божьей коровки. И человек- это тоже часть природы.(слайд 5).

- Как называется наука, которая занимается изучением природы?

  • Экология - это наука о законах жизни природы.

В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме (слайд 6).Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки,  ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

3. Работа над составлением плана сочинения

а)Природа в жизни человека.(слайд 7) .

           - Что дает человеку природа?(жизнь, воздух, пищу, одежду, тепло…)

-  Прочитайте текст.

Жизнь человека неразрывно связана с природой.  Без нее не было жизни на Земле.  Благодаря природе мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля; носим вещи, сделанные из природных материалов.

- Как называется природный воздух, которым мы дышим?

- Объясните написание слов: «Земля», «земля».

(Запись плана сочинения в тетрадь).

- Самостоятельная работа. Задание: дописать предложения, используя опорные слова-картинки (карточка №1).

- Проверка самостоятельной работы. Что же еще дает нам природа?

Учитель:Человек и природа - это два неразделимых понятия. Как человек не может прожить без даров природы, так и природа не может обойтись без помощи человека.

б)Природа просит защиты.(слайд 8)

- Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Стон земли».

- Кто обращается к нам, просит помощи? (Земля)

- Как вы понимаете выражение «…Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет!»?

- От чего стонет земля? (сталь терзает мое земное тело, яды травят воды чистых рек)

- Кто довел землю до такого состояния? (человек)

- Посмотрите на слайд и перечислите экологические проблемы, которые существуют сегодня, от которых «стонет земля» (загрязнение окружающей среды, стихийные бедствия, вырубка леса, освоение космоса).(слайд 9)

- Вы назвали большие экологические проблемы, которые довели нашу землю до катастрофы. Ребята, а ведь и каждый из нас в какой-то степени тоже наносит вред природе? Приведите примеры (бросаем бумажки, ломаем ветки, делаем рогатки, разоряем гнезда и др.).(слайд 10)

Учитель.Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях.(слайд 11)

- Прочитайте текст.

- Определите главную мысль текста («Природа просит защиты»).

- Запись плана сочинения в тетрадь (2.Природа просит защиты.)

- Орфографическая работа. Задание: вставьте пропущенные орфограммы (карточка № 2).

Много-много лет люди брали упр..роды все, что хотели, не задумываясь о последствиях. В результате  и...чезло немало разных видов ж..вотных и р..стений, а другие сейчас находят(?)ся на грани вым..рания. Вместо л..сов появились пустыни, выс..хли озера и реки. Ч..ловек стал главной угрозой пр..роды. И сегодня онапрос..т у него защиты!

- Взаимопроверка.

Физкультминутка. (слайд 12)

в)Природа – наш дом, наведем порядок в нем. (слайд 13)

- Подумайте, как каждый из вас сможет помочь природе, защитить ее?

- Что нельзя делать?

- Что нужно делать, чтобы украсить наш дом?

(Запись плана сочинения в тетрадь).

- Заполнить карточки №3: вставьте пропущенные слова.

- Проверка самостоятельной работы.

4. Подведение итогов работы.  Оценивание работы учащихся на уроке.

- Правила поведения в лесу. (слайд 14)

- Стихотворение «Любите родную природу!» (слайд 15)

- Викторина. (слайды 16 - 29)

5. Домашнее задание.

Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем» (черновик).

Карточка №1 «Природа в жизни человека»

Задание: дописать предложения, используя опорные слова – карточки.

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека.  Кроме красоты и прекрасного настроения она дает человеку то, без чего невозможно жить.  Зеленые растения дают людям_______________ для дыхания, _________________, _________________,  __________________, ___________________, _________________, __________________________. Из древесины мы  строим __________, производим _____________. Из зерна печем_________ и варим _________.

Но берет человек  от нее больше, чем может ей дать сам.

Карточка №2 «Природа просит защиты!»

Задание: вставьте пропущенные орфограммы.

Много-много лет люди брали у пр..роды все, что хотели, не задумываясь о последствиях. В результате  и...чезло немало разных видов ж..вотных и р..стений, а другие сейчас находят(?)ся на грани вым..рания. Вместо л..сов появились пустыни, выс..хли озера и реки. Ч..ловек стал главной угрозой пр..роды. И сегодня она прос..т у него защиты!

Карточка №3 «Охрана природы - норма жизни каждого из нас»

Задание: вставьте пропущенные слова.

Мы должны беречь и охранять  природу.  Нельзя  разводить _____________, вырубать________________, срывать______________, оставлять в лесу____________, загрязнять___________________________.  Нельзя убивать____________, а помочь им выжить зимой, повесить____________________ и насыпать в нее ____________.

А если каждый из нас  посадит хотя бы одно__________________, разобьет во дворе весной ____________  для цветов, то принесет большую радость себе и окружающим.

Слова для справок: мусор,  реки, озера, лес,  деревья, зерно, костры, птицы, животные,  дерево, клумба, кормушка, корм,  цветы.

Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем».

Природа – наш дом и верный друг. Она дает нам все необходимое для жизни. Благодаря ей мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля; носим вещи, сделанные из природных материалов. Она нас вдохновляет на добрые дела, дает силы.

К сожалению очень часто мы не бережем то, что имеем. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. В результате  исчезло немало разных видов животных и растений, а другие сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки. Человек стал главной угрозой природы. И сегодня она просит у него защиты!

Что можем сделать мы? Какой лично я могу внести вклад в экологию родного края? Как помочь природе? Нужно просто придерживаться простых правил: не нужно  ломать ветки деревьев, срывать с них листья, рвать цветы и ловить бабочек, ведь всем этим можно только любоваться изо дня в день. В лесу не надо оставлять костры, бросать спички, они могут привести к огромным пожарам. На улицах нельзя сорить, оставлять мусор.И было здорово, если каждый из нас посадил хотя бы одно деревце, посадил цветы в клумбу, наводил порядок около своего дома. Мой дом – школа-интернат. Я с большим удовольствием принимаю участие в благоустройстве территории.

Я очень люблю природу и хочу ее защищать. И призываю к этому всех людей, потому что только общими усилиями мы сможем спасти ее:

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи русский язык (2 класс)

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...

Урок развития речи. Русский язык 7 класс.

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс

Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...