Мастерская "Рождество"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Михасёва Ирина Васильевна

Мастерская по русскому языку для 5 класса по теме "Рождество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvo_5kl_konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: творческая мастерская  «Рождество»

Цель урока:

  • познакомить с историей возникновения  праздника Рождества;
  • создать творческую работу по теме «Рождество».

Задачи:

   обучающие:

  • познакомить учащихся с историей возникновения праздника Рождества;
  • показать технологию создания творческой работы на заданную тему;
  • раскрыв красоту слова, учить отбору нужных слов для сочинения;

   развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление, воображение;
  • приобретать опыт исследователя;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь;

   воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувства прекрасного, чувства любви, заботы и уважения к близким людям;
  • учить работать в коллективе, воспитывать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок развития речи.

Вид урока: практикум.

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • музыкальная запись К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»;
  • листы А4;
  • цветные карандаши или фломастеры;
  • свеча;
  • рождественские подарочки для детей.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Индукция.

Прослушивание музыкальной записи К. Меладзе «Ночь перед Рождеством».

  1. Объявление темы урока:

- Сегодня мы откроем творческую мастерскую на тему «Рождество».

4. Самоконструкция. 

- Нарисуйте на листе А4, используя цветные карандаши, что вы представляете, когда говорят: «Рождество».

- Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят: «Рождество»? Запишите свои  слова-ассоциации в столбик на листе А4.

5. Афиширование

- Прочитайте слова вслух, не повторяя уже прозвучавшие ассоциации. Если вы при прочтении услышали слова, которые вас заинтересовали, то обязательно допишите их себе на листок.

6. Социализация. Просмотр слайдов с №1 по №11. Рассказ  о празднике Рождества (данный рассказ по слайдам может сделать как учитель, так и заранее подготовленные ученики).

-  А хотели бы вы узнать историю возникновения этого праздника? Давайте же смотреть и слушать.

Слайд №2

Было это давно. В те далёкие времена в стране иудеев жили муж и жена, Мария и Иосиф. Иудеи – это народ, живущий далеко-далеко отсюда, на юге, у Средиземного моря.

Слайд №3

Однажды к Марии явился Ангел и сказал: «Мария, в свой срок ты родишь сына от Святого Духа».

Слайд №4

Так и случилось. Родила Дева Мария сына, и назвали его Иисус.

      Слайд №5

      Родился Иисус в Вифлееме, в хлеву, на соломе, среди домашних животных.

      Слайд №6

      С его рождением на небе зажглась яркая звезда. Это звезду увидели волхвы (волхвы – мудрецы).

      Слайд №7

А в это время в Иерусалиме правил царь Ирод. И вот к нему приходят волхвы и говорят: «Мы видели, на востоке зажглась новая звезда, она нам говорит, что родился новый царь».

      Слайд №8

      Испугался царь Ирод и приказал погубить всех младенцев. А волхвы отправились туда, куда им указала путеводная звезда.

      Слайд №9

      И привела звезда их к младенцу. Поклонились они младенцу и принесли ему в дар золото, ладан и смирну.

      Слайд №10

      Ладан и смирна – это специальные ароматические вещества, которые охраняют человека от злого духа. Они и защитили Иисуса от расправы царя Ирода.

       Слайд №11

С тех пор люди отмечают Рождество. Праздник добра, мира, любви, домашнего тепла и уюта.

7. Работа в малой группе. Составление слов из букв, использованных для написания слова «Рождество». Слайд №12

- Составьте из букв, используемых в слове «Рождество», слова, которые относятся к теме «Рождество» (можно добавить букву ь).

8. Афиширование.

- Прочитайте ваши слова, допишите те слова, которые сами не могли составить.

9. Работа с текстом Ивана Сергеевича Шмелёва. Просмотр слайдов с №13 по №20.

- Послушайте, как об этом празднике рассказывает известный русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. Запишите по ходу чтения слова, которые вас удивили, понравились вам, не оставили равнодушными.

 Слайд №13

«Ты хочешь, чтобы я рассказал тебе про Рождество. Ну, что же… Не поймёшь чего – подскажет сердце».

Слайд №14

«Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Мороз такой, что воздух мёрзнет. Инеем стоит, туманно, дымно».

Слайд №15

«Перед Рождеством, дня за три. На рынках, на площадях, - лес ёлок. А какие ёлки…как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес.  Стоят, в снегу. Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках – будто волки. Костры горят, погреться.

   Сбитенщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень! Калачики горячи!»…Сбитень горячий, лучше чая, с мёдом, - душисто, сладко».

Слайд №16

«В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом: взвар – из чернослива, груши… Ставили под образа, на сено. Почему? А будто – Дар Христу».

Слайд №17

« Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах – лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то! Форточку откроешь – резанёт, ожжёт морозом. А какие звёзды!... Усатые, живые, бьются, колют глаз. И вдруг…»

Слайд №18

«…звон услышишь. Морозный, гулкий, - прямо серебро. И всё запело, тысяча церквей играет. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку. – мороз и не щипнёт. Выйдешь – певучий звон. И звёзды».

Слайд №19

« Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. А воздух – синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Берёзы – белые введенья. Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Слайд №20

« Идёшь из церкви. Всё другое. Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!»

10. Афиширование.

- Понравился ли вам отрывок из произведения  И.С. Шмелёва?

- Какое вызвал настроение?

- Что было непонятно в тексте?

- Какие слова выписали в процессе чтения?

11. Пожелания.

- Рождество! Все друг друга поздравляют и желают …, что? Давайте встанем в кружок, зажжём свечу и, передавая её по кругу, выскажем свои пожелания.

- Запишите на свой лист слова, которые для вас были важными и приятными.

12. Разрыв.

- Посмотрите, как мало вы знали о Рождестве, как много узнали сегодня об этом празднике, Подчеркните у себя на листе 10 слов, самых важных для себя. Запишите текст на тему «Рождество», используя эти слова.

13. Запись сочинения.

14. Рефлексия.

Вывешивание работ на доску. Чтение сочинений (по желанию).