«Анализ текста: теория и практика»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Кузьменкова Тамара Алексеевна

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_teoriya_i_praktika_.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ

средняя школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного предмета по русскому языку

«Анализ текста: теория и практика»

для 10 класса

Составитель:

Кузьменкова Т. А.,

учитель высшей категории

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного предмета «Анализ текста: теория и практика» для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.). Программа разработана на основе авторской программы элективного курса авторской программы элективного курса «Анализ текста. Теория и практика» (автор Беднарская Л.Д.).

Место предмета в учебном плане

Программа элективного предмета «Анализ текста: теория и практика» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).

Актуальность данного элективного курса обусловлена недостаточной разработанностью данного раздела в рамках основного курса дисциплины «Русский язык», а также необходимостью дополнительной подготовки выпускников школы к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку. Также изучение данного курса послужит дальнейшему развитию умений восприятия различных текстов, их анализа, использования выразительных возможностей языка в собственной речи учащихся.

Цель курса: формировать навыки восприятия, понимания, анализа текстов разных функциональных стилей, совершенствовать умения создания собственных текстов.

Задачи:

  • систематизация знаний о тексте, способах выражения темы, о средствах связи предложений в тексте, типах и стилях речи;
  • развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
  • совершенствование и развитие навыков передачи в письменной форме своего понимания поставленных в тексте проблем, собственной оценки фактов и явлений;
  • совершенствование умений правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития, информационных умений и навыков;
  • воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс «Анализ текста: теория и практика» курс имеет практическую направленность. Работа по программе курса предполагает не только формирование круга знаний учащихся, но и развитие у них навыков самостоятельного постижения смысла различных текстов с опорой на выявление закономерностей художественной формы, умений формулировать свои суждения о прочитанном. В основе курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений о тексте, полученных обучающимися на предыдущей ступени обучения.

Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры исходного текста. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому учащиеся познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их анализа, приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного.

Занятия по темам курса помогают формировать:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное;
  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

В программе нашёл отражение личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности творческого чтения как эстетической деятельности. Чтение и анализ различных текстов предусматривает собственную интерпретацию их учащимися.

Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности: чтение и обсуждение содержания текстов; участие в дискуссии; создание письменных текстов с учётом языковых норм современного русского литературного языка; рецензирование; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, текстами художественной литературы, справочной литературой, средствами массовой информации.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Формы контроля: развёрнутый ответ на вопрос; анализ эпизода; комментирование текста;

развёрнутый ответ на проблемный вопрос; сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

Содержание учебного курса

Текст. Тема текста. Понятие о тексте. Основные признаки текста: цельность и связность. Тема и идея текста. Способы выражения темы текста. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка. Поиск в смысловых частях ключевых слов. Практическая работа с текстом: определение темы проблем исходного текста.

Способы связи предложений в тексте. Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.). Грамматические средства связи предложений в тексте. Союзы и местоимения в связующей функции. Обнаружение внутри смысловых частей местоименной и союзной связи между предложениями. Именительный представления как средство связи. Парцеллированные конструкции. Отрыв члена предложения или придаточного предложения от базовой части. Семантика отчленяемого фрагмента. Наблюдения над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста.

Типы речи. Понятие о типах текста (речи). Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Построение рассуждения. Языковые средства выражения рассуждения. Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.

Стиль текста. Понятие стиля теста. Тексты разных стилей. Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного стилей». Особенности текстов публицистического и художественного стиля. Разноаспектный анализ текстов различных стилей.

Средства выразительности текста. Средства художественной выразительности текста. Лексические средства выразительности текста. Тропы как средство выразительности художественного текста. Синтаксические средства выразительности текста. Стилистические фигуры как средство выразительности текста. Определение средств художественной выразительности в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих текст

Сочинение-рассуждение на основе текста. Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы. Ошибки при формулировании проблемы. Комментарий к проблеме текста. Концепционный и текстуальный комментарий.  Особенности написания комментария к проблеме текста. Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. Речевое оформление сочинения. Виды ошибок. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Учебно-тематический план курса «Анализ текста: теория и практика»

Содержание раздела программы

Количество часов

Текст. Тема текста

5

Способы связи предложений в тексте

6

Типы речи

4

Стиль текста

3

Средства выразительности текста

6

Сочинение-рассуждение на основе текста

10

ИТОГО

34

Требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы 

Личностные результаты:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Предметные результаты:

  • усвоение основных научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;
  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся научатся:

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой и определенных жанров;
  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста, подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, комментировать авторские высказывания на различные темы;
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата

проведения

по плану

по факту

Текст. Тема текста (5 ч.)

Понятие о тексте. Основные признаки текста.

Первоначальная работа с текстом. Тема и идея текста.

Способы выражения темы текста. Заглавие.

Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка.

Практическая работа. Определение темы и проблем исходного текста.

Способы связи предложений в тексте (6 ч.)

Способы связи предложений в тексте.

Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы и т.д.).

Грамматические средства связи. Союзы в связующей функции.

Местоимения и в связующей функции.

Именительный представления как средство связи. Парцелляция.

Практическая работа. Определение способа связи предложений в тексте.

Типы речи (4 ч.)

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

Описание. Языковые средства выражения описания.

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.

Стиль текста (3 ч.)

Понятие стиля теста.

Особенности текстов публицистического стиля.

Особенности текстов художественного стиля.

Средства выразительности текста (6 ч.)

Средства художественной выразительности текста.

Лексические средства выразительности текста.

Тропы как средство выразительности художественного текста.

Синтаксические средства выразительности текста.

Стилистические фигуры как средство выразительности текста.

Практическая работа. Определение средств художественной выразительности в тексте.

Сочинение-рассуждение на основе текста (10 ч.)

Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения.

Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения.

Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы текста. Ошибки при формулировании проблемы.

Комментарий к проблеме текста. Особенности написания комментария к проблеме текста.

Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции.

Речевое оформление сочинения. Виды ошибок.

Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту.

Практическая работа. Анализ ошибок сочинения по прочитанному тексту.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

  1. Беднарская Л.Д. Элективные курсы по русскому языку для 10-11 классов – Орел, 2007.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, – М.: ООО Русское слово, 2011.
  3. Богданова Е. С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. – М.: Экзамен, 2016.
  4. Гайбарян О.Е. Русский язык для ЕГЭ: работа с текстом. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  5. Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. Русский язык. Тематический практикум. Анализ текста. Сочинение по прочитанному тексту. – М.: Просвещение, 2018.
  6. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  7. Пахнова Т. М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. – М.: Просвещение, 2006.

Интернет-ресурсы:

  • Справочная служба русского языка: http://spravka.gramota.ru
  • Образовательный блог Крюковой М.А. в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку http://uchimcauchitca.blogspot.ru
  • Образовательный сайт учителя русского языка Захарьиной Е.А. https://saharina.ru/metod/ege/
  • Могу писать. Уроки русского языка https://mogu-pisat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Элективный курс по русскому языку в 11 классе "Анализ текста: теория и практика"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Анализ текста: теория и практика»  Л. Д. Беднарской в 11- классе и рассчитана на 34 часа....

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...

Рабочая программа факультатива по литературе "Анализ художественного текста. Теория и практика" для 11 класса.

Рабочая программа может быть полезна при подготовке к олимпиаде, к ЕГЭ по литературе....