Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

Петрова Надежда Васильевна

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену, рассчитан на 68 часов. Данный курс выходит за рамки  программы по русскому языку для 10 - 11 классов.

Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала по синтаксису и пунктуации, орфографии, позволяющего формирование практических навыков постановки знаков препинания в сложном предложении. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике сложные синтаксические конструкции для обогащения устной речи. В качестве основного вида деятельности предлагается работа с различными видами текстов. Комплексный анализ текста – один из видов работы над текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, на научное осознание написанного, высказанного. Такой анализ текста включает следующие этапы: определение стиля текста, определение типа текста, определение темы, идеи текста, составление плана текста, разные виды языкового разбора, анализ орфограмм и пунктограмм, работу с разными типами лингвистических словарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_10-_11_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 55

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель МО

_____________Бурова Г.В.

«___»_________2017 г.

Председатель МС

____________Т.А. Татарникова

«___»_________2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________ О.В.Пискунова

«___»_________2017 г.

Рабочая программа курса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Уровень обучения: среднее общее образование  (10-11 классы)

Петрова Надежда Васильевна,

высшая квалификационная категория

Класс (-ы)                                                                           10 а  класс

Иркутск 2017

                                                                           

                                                                      ПАСПОРТ

                                                     на программу элективного курса    

«Текст. Теория и практика комплексного анализа текста»

I Раздел

  • Программа элективного курса «Текст. Теория и практика комплексного анализа» для обучающихся 10-11 классов. Образовательная область «Филология», русский язык, 68 часов.
  • Элективный курс по русскому языку для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций.
  • Программа ориентирована на подготовку к итоговой аттестации выпускников по русскому языку.
  • Петрова Надежда Васильевна, МБОУ СОШ № 55, 6, 64082 г. Иркутск, микрорайон Университетский, 33.
  • Программа элективного курса составлена на базе государственной программы  по русскому языку (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) «Русский язык. 10-11 класс» (2-е издание) — М.: ООО «Русское слово», 2015.

           

             II Раздел  

     Цель программы - научить грамотному владению устной и письменной речью через комплексный анализ текста, овладеть приемам работы с тестовыми заданиями при  подготовке к итоговой аттестации, развивать умение создавать собственное высказывание на заданную тему.

           III Раздел

Структура программы. Рабочая программа элективного курса  «Теория и практика комплексного анализа текста» представляет собой целостный документ и включает следующие разделы: пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                          Актуальность курса

Обучение в старших классах общеобразовательного учреждения завершается итоговой аттестацией школьников. Результаты аттестации определяют дальнейшую судьбу выпускников как будущих абитуриентов, и в зависимости от того, насколько успешно выпускник сдаст экзамен по русскому языку, зависит выбор им специальности, порог личной реализации и успешности в этой жизни, а также исполнения его мечты.

 Русский язык входит в образовательную область «Филология», и в системе школьного образования  предмет является не только объектом изучения, но и средством обучения, именно поэтому комплексный анализ текста определен как основа данного элективного курса, так как обеспечивает функциональный и системный подход к изучению предмета, а также осуществляет межпредметные связи. В связи с этим становится возможным через предмет обеспечение развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование и самореализация личности. Содержание обучения русскому языку построено на основе компетентностного подхода, в соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

                                                       Статус программы

 Элективный курс  является авторской программой, составлен на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной  программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов  Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский Язык. 10-11 класс» (2-е издание) — М.: ООО «Русское слово», 2015.

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену, рассчитан на 68 часов. Данный курс выходит за рамки  программы по русскому языку для 10 - 11 классов.

Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала по синтаксису и пунктуации, орфографии, позволяющего формирование практических навыков постановки знаков препинания в сложном предложении. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике сложные синтаксические конструкции для обогащения устной речи. В качестве основного вида деятельности предлагается работа с различными видами текстов. Комплексный анализ текста – один из видов работы над текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, на научное осознание написанного, высказанного. Такой анализ текста включает следующие этапы: определение стиля текста, определение типа текста, определение темы, идеи текста, составление плана текста, разные виды языкового разбора, анализ орфограмм и пунктограмм, работу с разными типами лингвистических словарей.

     Цели курса: научить грамотному владению устной и письменной речью через комплексный анализ текста, овладеть приемам работы с тестовыми заданиями при  подготовке к итоговой аттестации, развивать умение создавать собственное высказывание на заданную тему.  Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения  содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом  способностей и языковой подготовки обучающихся.

     Задачи курса:

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды анализа текста;
  • систематизировать знания и умения учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования разных синтаксических конструкций русского языка.
  • формирование орфографических и пунктуационных навыков;
  • формирование навыков самостоятельной работы со словарями, справочной литературой и разнообразными учебными пособиями;
  • развитие речевой компетенции  как письменной, так и устной.

Программа элективного курса рассчитана на 68 часов (1 раз в неделю для 10-11 классов)

    Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе  освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с учебными пособиями, тестами и текстами, тренинги, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решение лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

  Проектная деятельность учащихся может быть представлена в следующих формах: написания сочинения, разработки и представления собственного алгоритма выполнения конкретного задания или комплекса заданий по синтаксису и пунктуации, создания макетов, буклетов, наглядных пособий по конкретному заданию тестовой части итоговой аттестации выпускников или комплекса заданий.

1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

 Курс предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы  русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия.

Личностные результаты:

  • сформированность гармоничной языковой личности, способной

посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным

  • ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
  • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей свое будущее с развитием своего края, города села;
  • посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
  • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирование, тезирование, выявление основной мысли и приводимых аргументов;
  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
  • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счет выполняемых в рамках программы проектных  и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.

Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
  • понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, делового общения;
  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведенной речи;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нем информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
  • представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свернутых алгоритмических предписаний;
  • более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое к ним отношение в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
  • осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием  курса  изучения русского языка в 5-11 классах. В результате изучения данного элективного курса десятиклассники должны знать:

  • лексикологию слов,
  • орфоэпические нормы,
  • правила орфографии, регламентирующие правописание слов в русском языке,
  • правила пунктуации в простом и сложном предложениях,
  • структуру сочинения – рассуждения,
  • критерии оценки сочинения;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка,
  • применять знания по орфографии, синтаксису и пунктуации в практике правописания,
  • соблюдать в речевой практике нормы орфоэпии,
  • адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
  • выполнять задания тестовой части итоговой аттестации,
  • проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач,
  • -использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
  • создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного текста,
  • формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста,
  • формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста,
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;

владеть:

  • навыками работы с лингвистическими словарями,
  • навыками работы с текстом,
  • навыками выполнения  комплексного анализа текста.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ КУРСА

      Текст и его основные понятия.  Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

    Стили речи. Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. 
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

     Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

  Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Лексика и фразеология. Слово и его значения. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

           Морфология и орфография. Прилагательное, его грамматические признаки. Полные и краткие формы прилагательного. Синтаксическая функция имен прилагательных. Правописание н и нн в отыменных и отглагольных именах прилагательных. Не сименами прилагательными.

Причастие, его грамматические признаки. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание частицы не с причастиями.

Наречие, его грамматические признаки. Синтаксическая функция наречий. Правописание н и нн в наречиях. Не с наречиями.

            Синтаксис. Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Обособленные синтаксические конструкции. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.

Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

 Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

    Нормы письменной речи: пунктуационные нормы.

 Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,  в сложноподчинённом предложении;  знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Развитие речи

 Текст: структура, языковое оформление.  Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

Наименование разделов

Орфоэпия и грамматика

Лексика и фразеология

Морфология и орфография

Развитие речи

Всего                                                                                                                                        34ч

11 класс

Наименование разделов

Орфография и грамматика

Синтаксис

Развитие речи

Всего                                                                                                                                       34ч

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/
  3. Словари и энциклопедии по русскому языку  
  4. https://neznaika.pro/
  5. https://oge.sdamgia.ru/
  6. Таблицы
  7. Комплекты карточек
  8. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
  2.  Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку  2016.
  3.  Справочник по орфографии и пунктуации. Д.Э. Розенталь. - М: Издательство «Оникс», 2008.
  4. Русский язык. В примерах и комментариях.  - М:Издательство « Магариф», 2009.
  5. Тексты из художественных произведений (фрагменты).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  10 класс

Дата

Кор.

Тема занятия

Дата

1

04.09

Текст как речевое произведение.

1

2

11.09

Признаки текста смысловая законченность и  информативность, грамматическая завершенность.

1

3

18.09

Тема и основная мысль текста. Членение текста на смысловые части.

1

4

25.09

Членение текста на смысловые части.

1

5

02.10

Членение текста на смысловые части.

1

6

7

8

09.10

16.10

23.10

Авторская позиция.

3

9

13.11

Абзац, его роль в тексте.

1

10

20.11

Абзацное членение текста. Структура абзаца.

1

11

27.11

Синтаксические средства связи.

1

12

13

14

15

16

04.12

11.12

18.12

25.12

15.01

Изобразительно-выразительные средства текста (фонетические, лексические,  синтаксические средства и тропы).

5

17

18

22.01

29.01

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2

19

20

21

22

23

05.02

12.02

19.02

26.02

05.03

Орфографический анализ текста: н и нн в разных частях речи.

5

24

25

26

27

28

12.03

19.03

02.04

09.04

16.04

Орфографический анализ текста: орфограммы слитного и раздельного написания различных частей речи.

5

29

30

31

32

33

23.04

30.04

07.05

14.05

21.05

Орфоэпический и грамматический анализ текста.

5

Всего

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по химии 9 класс

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного школьного образования на изучение химии  в 9 классе отводиться 68 часов из федерального компоне...

Методическая разработка рабочей программы по химии 8 класс

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного школьного образования на изучение химии  в  8 классе отводиться 70 часов из федерального к...

методическая разработка: "рабочая программа по геометрии 10 класс"

Разработка рабочей программы по геометрии....

методическая разработка "рабочая программа по геометрии 8 класс"

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные пр...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....

Методическая разработка. Рабочая программа по ИЗО. 6 класс.

Рабочая программа по изобразительному искусству для шестого класса по Неменскому....

Методическая разработка "Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин"

Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин....