Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Винокурова Розалия Хамитовна

Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon absolyut_gramotnost_programma_vinokurova_izm.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

«Рассмотрено»      

на заседании МС

школы протокол

№1от 20 «августа» 2018г.

«Согласовано»

зам. директора по УР

________ Н.И. Ветлугина

________Л.А. Валиева

«______»_____________г.

Утверждена на

педагогическом совете школы

Протокол

От 31.08.2018г.г. № 1

Приказ директора школы

от 31.08.2018г.г. №720

____________Н.В.Купавцева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку

АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

(Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

для обучающихся 9 А класса

Составитель Винокурова Р.Х., учитель русского языка и литературы

2018 - 2019 учебный год

г. Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-го класса "Абсолютная грамотность" рассчитана на 35 часов.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные обучающимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что обучающиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы обучающимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы обучающиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт обучающимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2.  тренировочный (тестовые задания)

3.  игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1.Опознавательные признаки орфограмм.

2.Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

3. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

4.чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

5. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (35 часов)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1.

Опознавательные признаки орфограмм.

1

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2.

Части речи в русском языке.

1

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

3.

Орфограммы в корнях.

1

 1

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

4.

Чередующиеся гласные.

 1

1

 Семинары-практикумы. Тестирование по темам

5.

Правописание приставок.

1

 1

Лекция. Практическое применение правил

6.

Орфограммы в суффиксах.

1

 1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

7.

О, Ё после шипящих в суффиксах.

 1

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

8.

Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

1

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

9.

Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.

1

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

10.

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик).

 1

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

11.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

 1

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

12.

Орфограммы в окончаниях.

1

 1

Семинары - практикумы

13.

О, Ё после шипящих в окончаниях слов.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

14.

Падежные и родовые окончания.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

15.

Правописание личных окончаний глаголов.

1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

16.

Правописание сложных слов.

1

 1

Лекция учителя. Тренировочные задания

17.

Соединительная гласная в сложных словах.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

18.

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

19.

Правописание предлогов.

1

 1

Семинары-практикумы

20.

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

21.

Правописание союзов.

1

 1

Компьютерное тестирование

22.

Слитное и раздельное написание союзов.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

23.

Правописание частиц.

1

 1

Семинары -практикумы

24.

Слитное и дефисное написание частиц.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

25.

Разграничение не и ни.

1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

26.

Правописание не и ни с разными частями речи.

1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

27.

Правописание числительных.

1

 1

Семинары -практикумы

28.

Правописание числительных.

1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

29.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

 1

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

30-

31.

Принципы и правила переносов

2

2

Тренировочные задания

32-35.

Итоговая работа.

4

 4

 Итоговая контрольная работа

 

Итого:

35 

35

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2016.
  2. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 2000.
  3. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
  4. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 2015.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 2015.
  6. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 2016.
  7. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 2015

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

ЛИТЕРАРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2016.
  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2016.
  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 2016.
  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2015.
  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 2014.
  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 2016
  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....

Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Данный курс позволит обучающимся  10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету,  научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...