Главные вкладки

    Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Парфёнова Ирина Юрьевна

    Методическая разработка урока с презинтацией на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель: Парфенова Ирина Юрьевна, высшая квалификационная категория

    Учебный предмет: русский язык

    Класс: 6

    ОО: МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска»

    Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

    Тема урока: «Местоимение как часть речи»

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний

    Форма урока: урок-путешествие

    Цели урока:

    деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

    содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.

    развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

    Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

    Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

    Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

    Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

    Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

    Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.Мотивация к деятельности

    Цель этапа:

    включение учащихся в деятельность.

    Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

    Приветственное слово учителя: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии. Слышите? (включен звук моря). Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно скрывает. Итак, наш корабль отправляется в плаванье. А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морских фигур (якорь, ракушки, рыбки). По количеству жетонов каждый получит оценку за урок. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

    Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.

    Личностные:  настрой на позитивное начало урока

    2.Актуализация знаний

    Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения

    Слово учителя: Сегодня мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение:

    Никто никому ничего не сказал,

    Что Некто и с кем-то куда-то попал.

    Никто ведь об этом ничто не узнал,

    Что Некто зачем-то куда-то пропал.

    А Некто с кого-то пример не берёт.

    Он только худеет, не ест и не пьёт,

    Не видит он даже, что некто идёт,

    Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.


    В какой день недели, в котором часу

    Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

    Кому бы то ни было: этой, тому,

    Нашему, вашему, даже ему?

    Вернется когда-нибудь Некто к себе,

    Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",

    В любой день недели он будет всегда

    Повсюду, везде улыбаться тогда.

    Вопросы:

    • Слова, какой части речи, чаще других встречаются в этом стихотворении? (местоимение)
    • Как назовем мы свой корабль? (корабль «Местоимение»)
    • Какой теме будет посвящен наш урок?

    Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи»

    Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи»

    Регулятивные: определение темы урока

    3.Постановка учебной задачи

    Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

    Вопросы:

    • Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомиться с местоимением как частью речи)
    • Что мы должны для этого сделать? (определить роль местоимений в русском языке, повторить синтаксическую роль местоимений, узнать разряды местоимений и т.д.)

    Слово учителя: Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы.

    Формулируют цель и задачи урока

    .

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

    4.Постановка проблемы.

    Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

    Слово учителя: Изучать местоимение нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

    Знаю

    Узнал

    Хочу узнать

    Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о местоимении.

    К остальным графам таблицы мы вернемся позже.

    • Расскажите, что же вы знаете о местоимениях?

    Ответьте на вопросы:

    • Какова же роль местоимения в речи?
    • Назовите грамматические признаки местоимений?
    • Какими членами предложения могут быть местоимения?

    (обучающиеся затрудняются с ответами).

    Нам явно не хватаем имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях.

    Заполняют таблицу

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Сталкиваются с затруднением.

    Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные:  осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

    5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель этапа:

     построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.

    Слово учителя: Пришло время изучить морское дно. Послушайте рассказ А.П. Чехова «Моя «Она»

    Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

    • Итак, о ком или о чем говорит автор?

    (Моя «Она» - это лень.)

    Словарная работа

    https://arhivurokov.ru/multiurok/d/4/7/d4781151c98a37a419b2d78925f50e0cb8df4ece/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-miestoimieniie-k_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/d/4/7/d4781151c98a37a419b2d78925f50e0cb8df4ece/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-miestoimieniie-k_2.png

    Вглядитесь внимательно в слово местоимение

    Подумайте, как оно образовалось.

    Подсказка:

    Я о себе такого мнения:

    Огромна роль местоимения!

    Я делу отдаюсь сполна,

    Я заменяю имена.

    (Означает, что оно вместо и имя, то есть вместо имени).

    • А вместо какого такого имени?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их.

    Учитель познакомил школьников с интересным рассказом.

    Он им (всем) понравился.

    Ответьте на вопросы:

    • На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их)
    • Какова их роль в тексте? (помогают избегать повторов)

    Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное)

    Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

    Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений.

    Запишем текст:

    Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал  самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть  самому. "Возьму  свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь",- решил он. "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне ведь не выдержать  такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продолжится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль".

    Слово учителя:

    Назовите все местоимения и определите их синтаксическую роль в предложении.

    Сделаем вывод: в предложении местоимении обычно бывает? (подлежащим, дополнением, определением)

    • Обратите внимание на морфологические признаки местоимений. Опираясь на записанный нами текст, определите морфологические признаки местоимений. (Изменяются по падежам, некоторые местоимения изменяются по родам и числам)

    Давайте обобщим все сказанное нами о местоимении.

    Заполните, пожалуйста, вторую графу нашей таблицы, что вы узнали на данном этапе урока о местоимениях

    Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Проводят словарную работу. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений. Заполняют таблицу. Учатся давать определения.

    Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

    Коммуникативные :умение сотрудничать,

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

    Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

    Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.

    6. Физкультминутка

    Цель этапа:

     снять эмоциональную усталость, предупредить утомление, повысить умственную работоспособность учащихся

    Зарядка под  слова игры «Море волнуется раз…»

    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три –

    Морская фигура замри.

    Молодцы, ребята! Вы сильные, ловкие, быстрые. Итак, продолжаем путешествовать на своем корабле «Местоимение»

     Учащиеся выполняют упражнения: ноги на ширине плеч, покачивают  руками справа - налево, изображая волны.

    Руки поднимают вверх, изображают «фонарики», опускают вниз.

    7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Цель этапа:

     развитие умения решать учебно-познавательные задачи

    Слово учителя: Что я вижу! Какие необыкновенные раковины. А что скрывают в себе раковины такой красоты? (жемчужины). Верно, жемчужины. А наши   жемчужины  - это упражнения. Сейчас мы разделимся на группы.

    Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой № 2.

    1 группа выполняет упражнение 433 и отвечает на вопросы:  какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

    2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений в предложении.

    Проверка знаний.

    Слово учителя: Я вам предлагаю еще немного расширить свои знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку.

    В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ. 
    Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. 
    Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ. Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный. 
    А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...” 
    В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ. 
    Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.” 
    Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…”

    Слово учителя: У нас на пути остров разрядов местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они,  к тому же,  и большие шалуньи перепутали все разряды местоимений. Как вы уже догадались, местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы (см. Приложение 1)

          Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на следующих уроках, а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды.

    Задание: Давайте поможем обезьянкам выписать из текста все местоимения, и с помощью таблицы определить их разряд

    (см. Приложение 2).

    1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.

    (И. С. Тургенев)

    Проверка знаний.

    Я думаю, вам есть, что еще записать в таблицу «ЗУХ»

    Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают.

    Слушают сказку, знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание.

    Продолжают заполнение таблицы.

    Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

    в творческом, созидательном процессе.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

    Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

    Коммуникативныеформулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    8.Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону.

    Цель этапа:

    развитие умения решать учебно- познавательные задачи

    Слово учителя: На острове Попугаев спорят попугаи, кто из них лучше и умнее. К берегу прибило бутылки с записками, с которыми они никак не могут справиться и  чтобы нам с вами помочь попугаям,  попробуем восстановить все знания полученные на сегодняшнем уроке и выполнить тест по теме "Местоимение" ( на листах у каждого см. Приложение 3)

    1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

    А) дополнение;

    Б) определение;

    В) обстоятельство.

    2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

    А) весь;

    Б) некто;

    В) ты.

    3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

    А) я, кто, любой, второй;

    Б) себя, своего, по-моему, прежний;

    В) никого, что-либо, их, по-нашему;

    Г) ее, всякий, самый, каждый.

    4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

    А) определительное местоимение;

    Б) личное местоимение;

    В) притяжательное местоимение;

    5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

    А) твой;

    Б) туда;

    В) кто-то.

    Проверка: Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища.

    Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в)

    Работают с тестами.

    Оценивают работу своих товарищей.

    Ответы проверяют по ключу.

    Сравнивают свою оценку.

    Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

    Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

    Коммуникативные: формулируют собственные мыс-

    ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    9. Итог урока. Домашнее задание

    Слово учителя: Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль. Пираты расставили сети и ловушки. Сможем ли мы их преодолеть, ответив на вопрос:

    • Какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

           Много тайн скрывает морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненных сокровищами. Вот и вам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника, заполнить третью графу таблицы «ЗУХ», выполнить упражнение 435. Все верно, это ваше домашнее задание, а настоящими сокровищами являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить это богатство, покажет время.

    Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

    Регулятивные: анализ работы на уроке

    Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

    10. Этап рефлексии учебной деятельности.

    Цель этапа:

    сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

    Слово учителя: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

    Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.

    https://arhivurokov.ru/multiurok/d/4/7/d4781151c98a37a419b2d78925f50e0cb8df4ece/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-miestoimieniie-k_3.png

    Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И  теперь смело можем причалить к родному берегу (каждый ученик получает нарисованную шлюпку). На своей шлюпке напишите все то, что вы увезете домой с этого урока.

    Оценивают свою работу на уроке.

    Оценивают работу класса

    Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

    Приложение 1

    https://arhivurokov.ru/multiurok/d/4/7/d4781151c98a37a419b2d78925f50e0cb8df4ece/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-miestoimieniie-k_4.jpeghttps://arhivurokov.ru/multiurok/d/4/7/d4781151c98a37a419b2d78925f50e0cb8df4ece/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-miestoimieniie-k_5.png

    Приложение 2

    1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 7. Два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним. И. Тургенев

    Приложение 3

    Тест по теме "Местоимение"

    1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

    А) дополнение;

    Б) определение;

    В) обстоятельство.

    2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

    А) весь;

    Б) некто;

    В) ты.

    3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

    А) я, кто, любой, второй;

    Б) себя, своего, по-моему, прежний;

    В) никого, что-либо, их, по-нашему;

    Г) ее, всякий, самый, каждый.

    4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

    А) определительное местоимение;

    Б) личное местоимение;

    В) притяжательное местоимение;

    5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

    А) твой;

    Б) туда;

    В) кто-то.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МАОУ «ШКОЛА № 17 Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА» урок русского языка в 6 классе МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ учитель русского языка и литературы Ирина Юрьевна Парфенова 2018 год

    Слайд 3

    Никто никому ничего не сказал, Что Некто и с кем-то куда-то попал. Никто ведь об этом ничто не узнал, Что Некто зачем-то куда-то пропал. А Некто с кого-то пример не берёт. Он только худеет, не ест и не пьёт, Не видит он даже, что некто идёт, Он знает, что кто-то кого-то не ждёт. В какой день недели, в котором часу Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу Кому бы то ни было: этой, тому, Нашему, вашему, даже ему? Вернется когда-нибудь Некто к себе, Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?", В любой день недели он будет всегда Повсюду, везде улыбаться тогда

    Слайд 4

    Слова, какой части речи, чаще других встречаются в этом стихотворении? Как назовем мы свой корабль? Какой теме будет посвящен наш урок? МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

    Слайд 5

    Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? познакомиться с местоимением как частью речи; определить роль местоимений в русском языке; повторить синтактическую роль местоимений; узнать разряды местоимений

    Слайд 6

    Таблица под названием «ЗУХ » Знаю Узнал Хочу узнать

    Слайд 7

    Рассказ А.П. Чехова «Моя «Она» Она , как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

    Слайд 8

    Вглядитесь внимательно в слово местоимение Подумайте , как оно образовалось . Подсказка: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена . МЕСТОИМЕНИЕ

    Слайд 9

    Запишите текст, назовите все местоимения и определите их синтаксическую роль в предложении Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь», - решил он. «Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне ведь не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продолжится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль».

    Слайд 10

    Физкультминутка Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Морская фигура замри.

    Слайд 11

    Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой № 2. 2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений в предложении 1 группа выполняет упражнение 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

    Слайд 12

    Задание: Давайте поможем обезьянкам выписать из текста все местоимения, и с помощью таблицы определить их разряд (см. Приложение 2). 1 . Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2 . Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3 . Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону . 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней . 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука . 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. ( И. С. Тургенев)

    Слайд 13

    Шифр: Д/З знать теоретический материал, пр едставленный на с. 64 учебника, запо лнить третью графу таблицы «ЗУХ», выполнить упражнение 435

    Слайд 14

    Вам понравился урок? ДА НЕТ СЛОЖНО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

    Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

    Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

    Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

    Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

    Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

    урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

    Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...

    Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

    Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

    Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

    Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...