Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященному Всероссийскому Дню словаря
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Конспект мероприятия для учителей русского языка при подготовке внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denslovarya_konspekt.docx358.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска Сахалинской области

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

«…Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть…»

Степаненко Анжела Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

г. Холмск

2018 г.

Цели:

  • познакомиться с личностью В.И.Даля;
  • узнать о его вкладе в изучение и   развитие русского языка;
  • прививать любовь к родному языку, стремление к т его изучению;
  • воспитывать трепетное отношение к слову.                                                                            

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний, умений навыков по русскому языку.

Воспитательная: воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся

Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point.

Оформление:

  1. Высказывание Даля: “Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!”
  2. Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.)
  3. Словарь Даля, книги.
  4. Презентация «…Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть…»

Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире.  На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно. А помогает нам в этом …

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но все знает. 

Кто его открывает, 

Тот все понимает. (Словарь)

Что же такое словарь?  Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

1-й Чтец:

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

 М Матусовский

Учитель: Ребята! Сегодняшний классный час посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю.

Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова...

Ученик_1: Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

Ученик_2: В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

Ученик_3: В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

Ученик_4: Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания.

И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря.

Ученик_5: 53 года Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Итогом его работы стал четырехтомный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре Даля 200 000 слов письменной и разговорной речи. Это самый объемный языковой словарь, представляющий до сих пор огромный интерес.

“Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру”,- писал В.Д. Берестов.

Учитель: Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.

А сейчас мы предлагаем вам немного поиграть.

1. Скороговорки В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

  • Сыворотка из - под простокваши.
    Говори, говори, да не заговаривай.
    На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
    Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
    Ткёт ткач ткани на платок Тане.
    Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
    Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

2. Конкурс пословиц.

Как пословица звучит на самом деле?

Баба с возу недалеко падает.
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.

Продолжи пословицу

Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....

3. Конкурс « Фразеологические загадки»


            1. Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то сильно подвел, ее могут намылить или даже снять.

2. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник всё перепутал, учитель утверждает, что она у ученика в голове; а если все выучил, но невнятно излагает мысли — она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом.

3. М.Ю.Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке», а вообще-то, они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать, заменяя аплодисменты. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь.

4. Его любимый праздник масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего - то не хватает, говорят, что это он наплакал.

4. Конкурс «Растолкуйте значение фразеологизмов»

Как с гуся вода.

Чистой воды.

Владеть словом.

Кривить душой.

Кровь из носу.

Широкая натура.

5. Конкурс заимствованных слов.

1.Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории, искусства.

 (Музей, греч.)

2.Мягкая подстилка для лежания, спанья.

(Матрац, арабск.)

3. Мягкая мебель для сидения и лежания.

(Диван, перс.)

6. Конкурс «Определите слово по лексическому значению»

1) Заранее намеченный путь.

 (Маршрут)

2) Мысленно представлять себе что-нибудь.

(Воображать)

3) Очень большой.

(Огромный)

4) Желтый, с красноватым оттенком.

(Оранжевый)

5) Знаки для обозначения звуков речи.

(Буквы)

Учитель: А теперь, ребята, давайте, порадуем словари: запишем предполагаемые ассоциации к слову «СЛОВАРИ»

С -  СЛОВО

Л - ЛЕКСИКА

О - ОРФОГРАФИЯ

В - ВСЕЛЕННАЯ

А - АКТУАЛЬНОСТЬ

Р - РАЗВИТИЕ

И – ИНТЕЛЛЕКТ

- Итак, ребята! Спасибо за игру, за ваши знания русского языка!

Запомните: словари – наши помощники! Чем раньше мы с ними заведем дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.

Все они ждут нас на полках нашей школьной библиотеки.

2-й Чтец:

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но как извечная трава,

Всё пробивается сквозь плиты.

Кто нынче скажет “окоём”,

Иль “росстани”, иль “первопуток”-

Все, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,

Не прихотью, а волей сердца

Из чернозёмного пласта

Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в старших классах

Игра по русскому языку в рамках интеллектуально-познавательного направления воспитательной работы и ли предметной недели...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе

Данное занятие по русскому языку поможет повторить полученные ранее знания, проверить степень усвоения учащимися пройденного материала....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Я люблю красивый наш язык" (5 класс)

Занятие направлено на развитие патриотических чувств учащихся, на формирование у детей бережного отношения к языку. Содержит увлекательные упражнения для учащихся 5 класса....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку. Проблемы русского языка.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Проблемы русского языка" для учащихся 8-11 классов....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»

Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"

Цели:    1. Вызвать интерес к словарям русского языка.2. Развивать навыки работы со словарем.3. В игре развивать логическое мышление....