Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (5 часов в неделю).2018-2019 учебный год.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Виктория Николаевна Ганеева

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова, Г. И. Богдановой (М.: Дрофа, 2017) и ориентирована на использование УМК под редакцией М.М. Разумовской (5 часов в неделю).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

                                                                                     

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

____________/________________/

Протокол № ___   от

«__»_____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР:

___________/Зубкова С.Н./

 

«__»____________2018г.

«Утверждаю»

Директор АНО «Православная школа-

пансион «Плесково»:

 ____________/ Анисимова С.В./

Приказ № ___ от «__»____________2018г.

Рабочая программа

по русскому языку

5 класс

Программу составил учитель: Ганеева Виктория Николаевна

«Плесково»

2018

Раздел 1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова, Г. И. Богдановой (М.: Дрофа, 2017) и ориентирована на использование УМК под редакцией М.М. Разумовской.

Раздел 2. Место учебного предмете (курса) в учебном плане

На изучение русского языка в 5 классе отводится 170 часов. Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в объёме 5 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ: 9

2) сочинений: 3

3) изложений: 3

Раздел 3.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

 аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;  
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);  
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы сети «Интернет»; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);  
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;  
  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:  

  • п о  ф о н е т и к е  и  г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;  
  • п о  о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;  
  • п о  л е к с и к е  и  ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;  
  • п о  м о р ф е м и к е  и  с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);  
  • п о  м о р ф о л о г и и: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;  
  • п о  о р ф о г р а ф и и: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
  • п о  с и н т а к с и с у: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;  
  • п о  п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именами существительными в именительном падеже.

Раздел 4. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

О языке и речи

3

2

Повторение изученного в начальной школе

27

3

Систематический курс русского языка

134

4

Повторение изученного в 5 классе

6

Всего:

170

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ урока

Тема урока

Планируемые сроки

Реализуемые сроки

Основной вид учебной деятельности

1 четверть. 40 часов

1

О языке и речи (3).

Зачем человеку нужен язык. Инструктаж по технике безопасности ИОТ 19-16

03.09

Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров

2

Что мы знаем о русском языке

04.09

Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объёмом от 30 до 70слов за определённое время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП). Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т.е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением, пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст.

3

Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

05.09

Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета)

4

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (27).

Фонетика. Графика (3)

Звуки и буквы. Алфавит

05.09

Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв

5

Что обозначают буквы е, ё, ю, я.

07.09

Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10букв. Учиться различать звуки и буквы

6

Фонетический разбор слова

10.09

Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции

7

Текст (3)

Что такое текст (повторение). Тема текста.

11.09

Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы

8

Основная мысль текста.

12.09

Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи

9

Сочинение «Памятный день летних каникул»

12.09

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его

10

Орфография (9)

Зачем людям письмо. Я.К. Грот

14.09

Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины

11

Орфография. Нужны ли правила?

17.09

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). Формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем

12

Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков

18.09

Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учиться грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять). Использовать орфографический словарь

13

Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков

19.09

Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь

14

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

19.09

Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма

15

Разделительные ь и ъ.

21.09

Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь

16

Правописание не с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах. Словарный диктант.

24.09

Знать правило написания не с глаголами, перечень слов-исключений. Верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и подобные

17

Контрольная работа №1 (Входная контрольная работа).

25.09

Выполнение контрольной работы. Проверка продвижения учащихся в написании корней слов, а также других повторённых написаний.

18

Анализ контрольной работы

26.09

Анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе

19

Строение слова. Морфемика (4)

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

26.09

Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т.е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем

20

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

28.09

Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)

21

Как образуются формы слова

01.10

Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)

22

Как образуются формы слова

02.10

23

Слово как часть речи. Морфология (4)

Самостоятельные части речи. Их признаки

03.10

Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких

признаков выделяются части речи. Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи

24

Самостоятельные части речи. Их признаки

03.10

25

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

05.10

Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний

26

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

08.10

Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП)

27

Текст (продолжение) (4)

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

09.10

Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях

28

Абзац как часть текста

10.10

Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой

29

План текста

10.10

Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме

30

Сжатие и развёртывание текста

12.10

Знать и находить в тексте композиционные элементы абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Строя абзац, правильно развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания

31

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (9)

Что изучает фонетика

15.10

Знать предмет изучения фонетики. Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи

32

Звуки гласные и согласные

16.10

Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП

33

Звуки гласные и согласные

17.10

34

Слог, ударение

17.10

Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи

35

Что изучает орфоэпия

19.10

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы

36

Произношение ударных и безударных гласных звуков. Р.И. Аванесов

22.10

Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио)

37

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

23.10

38

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

24.10

39

Контрольная работа №2. Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия»

24.10

Выполнение контрольной работы. Проверка умения характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила

40

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ (22)

Как определить лексическое значение слова

26.10

Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре.

2 четверть. 39 часов

41

Как определить лексическое значение слова

06.11

Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове

42

Сколько лексических значений имеет слово

07.11

Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи

43

Когда слово употребляется в переносном значении

07.11

Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов

44

Когда слово употребляется в переносном значении

09.11

45

Как пополняется словарный состав русского языка

12.11

Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов став русского языка

Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра, оло — ла, ере — ре, ело — ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре

46

Как образуются слова в русском языке

13.11

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями

47

Как образуются слова в русском языке

14.11

48

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

14.11

Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, место расположении в слове. Пользоваться орфографическим словарём. Выполнить контрольную работу по словообразованию и проанализировать ошибки

49

Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- / -лож-, -раст- (-ращ-) /-рос-

16.11

Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположиться — располагаться, предложить — предлагать, предложение, положение; росли, расти, растение, растительность, выращивать, росток и т.д.). Пользоваться орфографическим словарём

50

Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- / -лож-, -раст- (-ращ-) /-рос-

19.11

51

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

20.11

Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т.д.) и верно

их писать. Пользоваться орфографическим словарём

52

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

21.11

Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пил-а — жадно пил-а; обиж-а-ть друга — о-беж-а-ть вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов

53

Что такое профессиональные и диалектные слова. В.И. Даль

21.11

Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей

54

О чём рассказывают устаревшие слова

23.11

мать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям,

многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов

55

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

26.11

Понимать, что речевой этикет — это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией

56

Правописание корней слов

27.11

Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова (ЗСП). Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне с орфографическим словарём и без него

57

Правописание неизменяемых на письме приставок. Правописание приставок на  и

28.11

Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать слова с приставками на з/с: 1)располагать, разбросать и т.д.; 2)разжать, расщедриться и т.д. Владеть способом определения верного употребления приставок раз- или рас-, без- или бес- и т.д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём

58

Правописание приставок на  и

28.11

59

Буквы и-ы после ц

30.11

Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него

60

Значение, строение и написание слова

03.12

На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения

61

Контрольная работа №3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»

04.12

Выполнение контрольной работы. Проверка усвоения правил написания корней, а также приставок (неизменяемых и на з/с)

62

СТИЛИ РЕЧИ (6)

Что изучает стилистика

05.12

Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы

63

Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи

05.12

 Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи

64

Культура речевого поведения

07.12

Учиться стилистически дифференцированно использовать формы обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке

65

Художественная речь. В.В. Виноградов

10.12

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Выполнять стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности

66

Научно-деловая речь.

11.12

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1 — много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот

67

Обучающее изложение «Барсучонок» (упр.383)

12.12

Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. Анализ изложения, работа над ошибками

68

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (30)

Что изучают синтаксис и пунктуация.

12.12

Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения

69

Словосочетание

14.12

Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания

70

Словосочетание

17.12

71

Словосочетание

18.12

72

Предложение. Интонация предложения

19.12

Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные)

73

Виды предложений по интонации и цели высказывания

19.12

74

Главные члены предложения

21.12

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным

75

Главные члены предложения

24.12

76

Контрольная работа №4. Диктант за 1 полугодие.

25.12

Выполнение контрольной работы. Проверка усвоения знаний за 1 полугодие

77

Тире между подлежащим и сказуемым

26.12

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике

78

Тире между подлежащим и сказуемым

26.12

79

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения.

28.12

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания.

3 четверть. 49 часов

80

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения. Инструктаж по технике безопасности ИОТ 19-16.

11.01

Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые

81

Однородные члены предложения

14.01

Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах. Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами

82

Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

15.01

83

Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова

16.01

84

Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова

16.01

85

Обращение

18.01

Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания

86

Обращение

21.01

87

Синтаксический разбор простого предложения

22.01

Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме

88

Сложное предложение

23.01

Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам

89

Сложное предложение

23.01

90

Сложное предложение

25.01

91

Сложное предложение

28.01

92

Прямая речь

29.01

Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью

93

Прямая речь

30.01

94

Диалог

30.01

Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией

95

Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

01.02

Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)

96

Контрольная работа №5. Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

04.02

Выполнение контрольной работы. Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса

97

Анализ контрольной работы

05.02

Анализ ошибок

98

ТИПЫ РЕЧИ (4)

Что такое тип речи

06.02

Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографирования

99

Описание, повествование, рассуждение

06.02

Знать основные признаки понятия каждого типа речи. Строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью)

100

Описание, повествование, рассуждение

08.02

101

Оценка действительности

11.02

Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. Сочинение по картине

102

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (4)

Строение текста типа рассуждения-доказательства

12.02

Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т.п. Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т.д.)

103

Анализ текста: определение типа речи

13.02

Знание основных признаков понятия «тип речи»

и умение оформить ответ в виде письменного рассуждения-доказательства

104

Соединение типов речи в одном тексте. Изложение

13.02

Изложение «Джек здоровается» проверяет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания)

105

Анализ изложения

15.02

Совершенствование текста изложения (работа над стилем и типологической структурой текста)

106

МОРФОЛОГИЯ

Самостоятельные и служебные части речи

18.02

Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамматического анализа слова, в частности для правописания

107

ГЛАГОЛ (19)

Что обозначает глагол

19.02

Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп

108

Слитное и раздельное написание не с глаголами

20.02

Используя известное правило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Использовать орфографический словарь для самоконтроля слитного написания глаголов-исключений

109

Словообразование глаголов

20.02

Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы

110

Виды глагола

22.02

Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола

111

Правописание корней с чередующимися гласными е-и.

25.02

Знать перечень корней -мер- — -мир- (а), -тер- — -тир- (а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь

112

Инфинитив

26.02

Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола

113

Правописание –тся- и –ться в глаголах

27.02

Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой

114

Наклонение глагола

27.02

Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола

115

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

01.03

Знать, как образуется сослагательное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу бы с соответствующими глаголами

116

Как образуется повелительное наклонение глагола

04.03

Знать, как образуется повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок типа ляжь, ложите, ехай, едьте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для исправления подобных ошибок. Знать и применять порядок и образец морфологического разбора глагола

117

Как образуется повелительное наклонение глагола

05.03

118

Времена глагола

06.03

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфоэпический словарь

119

Времена глагола

06.03

120

Спряжение глагола. Лицо и число

11.02

Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и IIспряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте

121

Правописание личных окончаний глаголов

12.03

Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и IIспряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила

122

Правописание личных окончаний глаголов

13.03

123

Безличные глаголы

13.03

Иметь представление, какие глаголы считаются безличными, а какие — переходными и непереходными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме), переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи

124

Переходные и непереходные глаголы

18.03

125

Контрольная работа №6. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

19.03

Выполнение контрольной работы. Проверка уровня сформированности умений по теме «Глагол»

126

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (4)

Как связываются предложения в тексте

20.03

Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях текста: знать, что «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» — развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путём сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного»

127

Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях

20.03

128

Строение текста типа повествование

22.03

Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования».

4 четверть. 42 часа

129

Строение текста типа повествование

25.03

Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видо-временные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т.п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» (Петя..., Петя...; Я..., Я..., Я...) и «новом» (Барсик сначала подбежал к нам, потом убежал в кусты, потом побежал к дуплу). Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме

130

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16)

Что обозначает имя существительное

26.03

Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных

131

Словообразование имён существительных

27.03

Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем

132

Употребление суффиксов имён существительных -чик- / -щик-, -ек- / -ик_

27.03

Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами -чик-, -щик- и правильно писать их. Овладеть способом определения верного написания суффиксов -ек-, -ик-. Пользоваться орфографическим словарём

133

Употребление суффиксов имён существительных -чик- / -щик-, -ек- / -ик_

29.03

134

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

01.04

Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не

135

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

02.04

Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

136

Имена существительные собственные и нарицательные

03.04

Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф.Л.Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок

137

Род имён существительных. Существительные общего рода.

03.04

Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры

138

Род несклоняемых имён существительных

05.04

139

Число имён существительных

08.04

Иметь представление о значении форм числа имён существительных. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры

140

Падеж и склонение имён существительных

09.04

Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на -мя и существительное путь

141

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

10.04

Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры

142

Употребление имён существительных в речи

10.04

Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний

143

Употребление имён существительных в речи

12.04

144

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

15.04

145

Контрольная работа №7. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

16.04

Выполнение контрольной работы. Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации

146

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. СОЕДИНЕНИЕ ТИПОВ РЕЧИ В ТЕКСТЕ (9)

Строение текста типа описания предмета

17.04

Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета («данное» обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?). Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, находить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста

147

Редактирование текстов типа описания предмета

17.04

Знать «опасные места» в структуре текста: не допускать лексических повторов в «данном», использовать разные морфологические средства для выражения признака в «новом». Находить и исправлять ошибки в строении текста

148

Создание текстов типа описания предмета

19.04

Различать художественное и деловое описание предмета. Для повышения выразительности художественного описания использовать определительные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета: создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям; составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления

149

Создание текстов типа описания предмета

150

Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»

22.04

Сочинение на тему «Знакомьтесь, мой друг...». Анализ сочинения

151

Типы речи в тексте.

23.04

Проводить типологический анализ «большого» текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты

152

Анализ и редактирование текста

24.04

Обосновывать уместность включения фрагментов в текст (помогают яснее выразить основную мысль, привлекают внимание к главному, передают отношение автора к предмету речи). Уметь исправлять недостатки в типологической структуре текста

153

Сочинение «Что я люблю делать и почему»

24.04

Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. Составлять не только план, но и типологическую схему текста сочинения. Анализ сочинения

154

Изложение

26.04

Сохранять типологическую структуру текста при пересказе. Изложение «Друг детства»

155

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10)

Что обозначает имя прилагательное

06.05

Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным

156

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

07.05

Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Опознавать и различать в тексте имена прилагательные различных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов

157

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

08.05

158

Правописание окончаний имён прилагательных

08.05

Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на -ый, -ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря

159

Словообразование имён прилагательных

13.05

Знать основные способы образования имён прилагательных и типичные морфемы. Уметь образовывать имена прилагательные. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные

160

Прилагательные полные и краткие

14.05

Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных на шипящий не пишется ь; верно писать эти слова в сопоставлении с существительными и глаголами с шипящими на конце. Использовать орфографический словарь

161

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

15.05

162

Сравнительная степень имён прилагательных

15.05

Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имён прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно. Находить в тексте данные формы имён прилагательных

163

Превосходная степень имён прилагательных

17.05

164

Контрольная работа №8. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

20.05

Выполнение контрольной работы. Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации

165

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6)

Предмет изучения лингвистики. Разделы лингвистики

21.05

Повторение изученного в 5 классе

166

Орфография

22.05

Повторение изученного в 5 классе

167

Пунктуация

22.05

Повторение изученного в 5 классе

168

Итоговая контрольная работа № 9. Диктант.

24.05

Выполнение контрольной работы. Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации

169

Анализ контрольных работ по итогам года. Простое осложнённое предложение.

27.05

Анализ годовой контрольной работы

170

Викторина «Занимательная лингвистика»

28.05

Повторение изученного в 5 классе

Раздел 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник научится:

• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы сети «Интернет»;

• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

• использовать знание алфавита при поиске информации;

• различать значимые и незначимые единицы языка;

• проводить фонетический разбор слова с опорой на его морфемный состав;

• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

• проводить лексический анализ слова;

• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

• проводить морфологический анализ слова;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

• находить грамматическую основу предложения;

• распознавать главные и второстепенные члены предложения;

• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

• использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать различные выразительные средства языка;

• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по УМК под редакцией С.И.Львовой.

Рабочая программа по русскому языку (5-9 классы) по УМК под редакцией С.И.Львовой...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (6 часов в неделю). 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова,...

Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих (2 часа в неделю). 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по литературе под редакцией И.Н. Сухих (Литература: программа для 5-9 классов: о...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа...

Рабочая программа по русскому языку 6 кл. к учебнику Л. М. Рыбченковой. 204 часа

Рабочая программа по русскому языку 6 кл. к учебнику Л. М. Рыбченковой. 204 часа...