Подготовка к ОГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Беляева Надежда Аркадьевна

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2006).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_9_klass.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа  д. Нижнеиванаево

муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Рассмотрена на заседании

методического совета

Протокол от «30» августа 2016 г.

№ 1

Согласована

Заместитель директора по УВР

_____________ Саитова В. Н.

«31» августа 2016 г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ

д. Нижнеиванаево

______________ Яниев И. Н.

Приказ от «31» сентября 2016 г. №99

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

««Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

для обучающихся 9 класса

на 2016-2017 учебный год.

Составила учитель

русского языка и литературы

Беляева Надежда Аркадьевна


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2006).

Новая форма экзамена в 9 классе представляет собой важную ступень на пути к ЕГЭ. Она ориентирована на проверку у выпускников основной школы сформированности основных компетенций, определенных Государственным стандартом: коммуникативной, языковой, лингвистической. 
 Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ГИА по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности . В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Цель: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи:

Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

Познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку.

Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации. Помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Содержание обучения

Введение

Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.

Подготовка к написанию изложения

Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Подготовка к выполнению тестовых заданий

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

Сложные предложения с разными видами связи.

В учебном планом МБОУ СОШ № 19 на учебный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе выделено 1 час в неделю (34 часа в год, 34 учебные недели).

Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество часов по программе

1

Введение

1

2

Подготовка к написанию изложения

6

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

8

4

Подготовка к выполнению тестовых заданий

19

Итого:

34

Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Введение Содержание и структура ГИА по русскому языку.

1

1

Содержание и структура ГИА по русскому языку.

1

Подготовка к написанию изложения

6

2

Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа №1

1

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка

1

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста. Практическая работа № 2

1

6

Написание изложения. Анализ и оценка

2

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

8

7

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3

1

8

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4

2

9

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5

2

10

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.

2

11

Контрольная работа №2.

1

Подготовка к выполнению тестовых заданий

19

12

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6

1

13

Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 7

1

14

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. Практическая работа №8

1

15

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа № 9

1

16

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 10

1

17

Контрольная работа № 3 Тестирование

1

18

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 11.

1

19

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 12

1

20

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 13

1

21

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 14 .

1

22

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №15.

1

23

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа № 16

1

24

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа № 17.

1

25

Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №18

1

26

Контрольная работа № 4. Тестирование

1

27

Репетиционный экзамен ГИА. Анализ работ

4




Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

основные средства выразительности.

орфографические правила.

синтаксические и пунктуационные нормы.

правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста


Учащиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

адекватно воспринимать авторский замысел;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

различать средства выразительности;

находить в тексте средства выразительности;

анализировать текст с точки зрения средств выразительности. орфографические правила.

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

ГИА. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2015.

Долинина Т. А. . Готовимся к ГИА. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2010.

Егорова Н. В., В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс

Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.

Петровская С. С., И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.

7. Л.М.Рыбченкова Л. М., В.Л.Скляров. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., дрофа, 2004.

Н.А.Шапиро Н. А.. Тексты для занятий по синтаксису в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2006.

ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2015. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...