Интеграция педагогических технологий: из опыта работы
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Кириенко Надежда Викторовна

Задача методической разработки - обобщить опыт по использованию возможностей интеграции современных педагогических технологий в рамках урока, отследить результативность этого использования главным образом в вопросах развития творческих способностей и развития речи школьникови и проиллюстрировать опыт тремя уроками русского языка в 10 классе по теме " Язык и общество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШКОЛЕ)

  1. Введение
  1. Актуальность вопроса интеграции педагогических технологий
  2. Цели и задачи описания опыта
  3. Основная идея опыта
  4. Новизна инновационного опыта
  1. Основная часть
  1. Психолого-педагогическое обоснование концепций, теорий и технологий
  2. Содержание педагогической деятельности
  3. Современные приёмы и методы образования

2.4. Организация творческой деятельности учащихся

             3. Заключение

4. Приложения

4.1. Конспект урока по теме « Язык и общество»

4.2. Конспект урока по теме « Язык и национальная культура»

4.3. Конспект урока по теме « Язык и история народа»

5. Список литературы

1.Введение.

  1. Актуальность вопроса интеграции педагогических технологий

В настоящее время в нашей стране идет процесс становления новой модели системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, характеризующееся значительными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Общепризнанной стала мысль о переходе педагогической науки на новый этап развития, от экстенсивных к интенсивным методам обучения, от информационно-объяснительных технологий к деятельностно- развивающим, формирующим широкий спектр личностных качеств учащихся.

В условиях стремительных перемен творческая, продуктивная, легко адаптивная личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития, и, как следствие, одной из задач современной системы образования провозглашается установка на развитие креативной личности, способной осознанно строить свою методику действий в различных жизненных ситуациях. Раскрывая характеристику категории «интеграция» и, в частности, ее сущность и функции в педагогических системах, можно опираться на исследования Г.И. Батуриной, В.И. Загвязинского, В.Н. Максимовой, В.Т. Фоменко, Н.К. Чапаева и др., которые позволяют рассматриватьть интеграцию современных педтехнологий как условие развития креативности школьников.

Предлагаемый вашему вниманию опыт представляет собой блок уроков русского языка по теме «Язык и общество», изучаемой в разделе «Общие сведения о языке» в 10 классе по программе А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. В теме «Язык и общество» подняты важные лингвистические вопросы, позволяющие воспринимать язык как явление, тесно взаимодействующее с народом, обществом и отражающее историю народа, т.е. как явление не только лингвистическое, но и обществоведческое. Подобные аспекты рассмотрения данной темы слишком сложны для понимания учащимися, тем не менее, без их рассмотрения трудно говорить о языке как о развивающемся явлении.

Представленные в методической разработке уроки помогут учителю-словеснику решить важную проблему, касающуюся отбора дидактического материала, выбора формы подачи объективно сложных научных сведений о языке, а также форм и методов работы на уроках по данным лингвистическим темам.

Кроме всего сказанного, предлагаемая методическая разработка поможет учителю не только дать понятия «язык» и «общество», «история языка», «история народа» и «история национальной культуры» в их взаимосвязи, понятие языка как первоэлемента национальной культуры, но и воспитать чуткое отношение к родному языку.

  1. Цели и задачи описания опыта

        Основная цель научно-методической разработки работы, во-первых, предложить один из множества вариантов подачи традиционно сложной темы «Язык и общество», изучаемой в 10 классе в разделе «Общие сведения о языке» в условиях интеграции современных педагогических технологий. Во-вторых, рекомендовать предпочтительные формы работы учащихся при изучении подобных общих тем. В-третьих, познакомить с некоторыми современными образовательными технологиями: проблемного обучения, технологии формирования критического мышления, проектного обучения и развивающего обучения, - интегрированное использование которых возможно в рамках уроков русского языка, посвящённых общим лингвистическим вопросам. Кроме того, обобщить опыт по использованию возможностей интеграции современных педагогических технологий в рамках урока, отследить результативность этого использования главным образом в вопросах развития творческих способностей и развития речи школьников.

        Задачи предлагаемого инновационного опыта:

  • отобрать материал для изучения темы;
  • представить набор текстового, дидактического материала, который может использоваться учителем-словесником не только в русле лингвистической темы «Язык и общество»;
  • проиллюстрировать ряд современных образовательных технологий;
  • спланировать повторение лексики и фразеологии в рамках изучаемой темы;
  • включить выборочное повторение орфографии и пунктуации;
  • провести работу по развитию речи;
  • рекомендовать формы работы учащихся на уроках русского языка;
  • предложить ещё один вариант плана-конспекта урока, отражающего этапы работы учащихся в русле темы.
  • обобщить опыт

1.3. Основная идея опыта.

        

Реализуя цели и задачи своей педагогической деятельности, я кладу в основу учебно-воспитательного процесса целый ряд концептуальных педагогических идей. Идею укрупнения дидактических единиц, разработанную профессором П. М. Эрдниевым. Она  реализуется за счёт крупноблочного построения материала, благодаря которому можно формировать сразу правильное понятие (даже если речь о явлении пойдёт через полгода-год) без переучивания впоследствии. Учащиеся сразу получают правильное представление о явлении, что помогает подчеркнуть системные взаимосвязи. Также в своей работе руководствуюсь идеями личностно-ориентированного и дифференцированного обучения и ставшими уже традиционными для современной педагогики и дидактики идеями гуманизации образования, творческой направленности, сотрудничества и диалога.

Во многом достигнуть поставленных целей и задач помогает использование  некоторых современных педагогических технологий, без освоения которых, по-моему, невозможно организовать современный учебно-воспитательный процесс высокого качества. Так, на уроках освоения нового материала я часто использую технологию проблемного обучения и технологию развития критического мышления, которые способствуют развитию памяти, мышления, формируют познавательную активность и самостоятельность.

На уроках закрепления знаний также уместно использование технологии проблемного обучения и технологии учебной деловой игры, благодаря которым формируются практические умения и развиваются способности учеников. На уроках комплексного применения знаний не обойтись без технологии учебной дискуссии и проектного обучения, что как нельзя уместно и на уроках литературы, и на уроках русского языка.

Уроки обобщения и систематизации знаний по русскому языку часто провожу, опираясь на блочно-модульное повторение, основанное на трёх модулях: знание, понимание, применение.

Как педагог стараюсь освоить технологию целеполагания, без овладения которой, я считаю,  невозможно успешно работать, так как чётко сформулированная цель всегда настраивает на конечный результат.

Наряду с использованием вышеперечисленных современных педагогических технологий,  часто меняю формы работы на уроке. Конечно, фронтальная и индивидуальная  – это традиционные формы работы в условиях классно-урочной системы обучения. Но я считаю возможным и использование работы в парах и в группах, хотя чаще, практически ежеурочно, стараюсь использовать парную форму работы, прежде всего, потому, что от неё всегда можно без труда перейти к фронтальной и индивидуальной работе.  Парная работа реже даёт возможность «расслабиться» некоторым учащимся.

1.4. Новизна методической разработки инновационного опыта

        

Данная методическая разработка представляет собой опыт средней степени новизны, т.к. он не только уточняет, конкретизирует, иллюстрирует теоретические положения, лежащие в основе современных педагогических технологий, но и представляет собой некий синтез  ряда педтехнологий, которые уместно использовать на разных этапах уроков повторения и обобщения изученного: проблемное обучение, технология развития критического мышления, информационные технологии, технология проектного обучения.

        Информационные  технологии имеют место, когда учащиеся работают с текстом-первоисточником, отбирая необходимую по теме информацию. Приём постановки проблемы или формулировки проблемного вопроса отлично работает как мотивационный приём на уроке, а создание учащимися мини-проектов в течение урока и дома позволяет отслеживать степень понимания и глубину освоения темы. Технология развития критического мышления помогает учителю построить работу с мини- текстами (пословицами и поговорками).

        Таким образом, новизна предлагаемого инновационного опыта заключается в интегрировании ряда современных педагогических технологий в рамках урока или блока уроков по одной теме.

        

2. Основная часть.

2.1. Психолого-педагогическое обоснование концепций, теорий и технологий

Анализ понятия «интеграции» в различных контекстах и аспектах (В.Н. Максимова, В.Т. Фоменко и др.) позволил трактовать ее в качестве одного из ведущих принципов конструирования процесса образования. В рамках предлагаемой методической разработки «интеграция» рассматривается как процесс и как результат взаимодействия педагогических технологий, приводящий к их функционированию как целостной системы, обладающей новыми качествами и новыми потенциальными возможностями в достижении оптимизации целей личностно-ориентированного обучения.

Построение учебного процесса на технологиях, имеющих интегративную основу, обогащает не только предметное содержание, но и значительно повышает качество образовательного процесса. Интеграция инновационных педагогических технологий -  путь модернизации современного урока. Интеграцию современных педтехнологий можно считать особым  технологическим методом интенсификации учебно-воспитательного процесса, включающим методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный уровни разработки. Она же  ещё и способ расширения границ познания в рамках дисциплинарного курса, способ становления и развития симультантного мышления ребенка, которое обеспечивает приобщение учащихся к системному мышлению; формирует у обучающихся основы обобщения, т.е. высокий тип ориентировки и др.

Интеграция педагогических технологий осуществляется под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации, целевые установки автора, имеющие форму конкретного ожидаемого результата. В таком случае она даёт очевидные результаты.

2.2. Содержание педагогической деятельности

Педагогический замысел предлагаемой научно- методической разработки реализуется на основе идеи интеграции педагогических технологий. Так, первый в блоке урок по теме «Язык и общество», урок повторения и обобщения знаний, синтезирует технологии проблемного обучения, критического мышления и проектного обучения на разных этапах. На мотивационном этапе урока учащиеся формулируют проблемный вопрос, опираясь на высказывание о языке. Этап усвоения новых знаний – работа с текстом в русле технологии развития критического мышления (поиск аргументов-ответов на проблемный вопрос и примеров языковых явлений, иллюстрирующих аргументы). На этапе применения и закрепления полученных знаний идёт ознакомление с публицистическим текстом большего объёма на лингвистическую тему, который становится основой создания мини-проекта по теме урока «Язык и общество».

Учитывая ряд сложностей, с которыми сталкивается учитель в своей педагогической деятельности, внедряя в свою работу, например, проектную технологию, можно говорить о том, что вынесение ряда этапов по созданию проекта за рамки урока и создание мини- проектов в мини-группе позволяет свести эти трудности на нет. А самый затратный по времени этап – анализ накопленного материала по теме – сводится к анализу содержания двух-трёх текстов.

Слабая отработка практических умений и навыков, основной и главный недостаток проблемного обучения, не находит своего подтверждения, т.к. у учащихся формируется навык работы с текстом, навык создания своего текста, наполненного лингвистическим содержанием и структурно выдержанного.

2.3. Современные приёмы и методы образования

Наряду с традиционными представлениями сегодня в педагогике складываются новые - о человеке и образованности. Образованный человек - это не столько человек знающий, сколько подготовленный к жизни, человек-личность. Образование должно создать условия для формирования свободной саморазвивающейся личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, практических действий и поступков человека. Если мы ставим цель - человек-личность, то продумываем методы и приемы для гуманитарно-ориентированного образования. Среди них стоит отметить

  • учебные исследования,
  • процессуальную ориентацию,  
  • решение проблем,  
  • постановку и проверку гипотез,  
  • сбор данных,  
  • эксперимент,  
  • перенос знаний,  
  • математическое моделирование,  
  • аргументацию,
  • принятие решений,  
  • рефлексивное, творческое мышление.

Ставя во главу угла развитие интеллекта учащегося ( его памяти, речи, внимания, критичности, дисциплинированности, самоконтроля, инициативы, творчества), выбираю ряд современных приёмов, которые, на мой взгляд, позволяют достичь поставленной цели.

Процессуальная ориентация, или ориентация на деятельность учащихся на уроке, отражается и на этапах урока: усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, применение полученных знаний. Сбор данных для аргументации и иллюстрации тезиса или ответа на проблемный вопрос (решение проблемы) – приёмы, использованные на каждом уроке темы. Работа в группах на втором уроке темы – это работа на постановку и проверку гипотезы, а создание проекта словарной статьи – небольшое учебное исследование, отражающее и этап сбора информации, и её обобщение, и структурную подачу. А анализ современного состояния языка (работа в группах на втором уроке, посвящённая проблемному анализу «современных» пословиц и поговорок) по своей сути есть лингвистический эксперимент.

Подобные методы и приёмы современного гуманитарного образования, а также их интеграция в рамках урока позволяют сформировать подготовленную к жизни, свободную, саморазвивающуюся, конкурентноспособную личность.

        

2.4. Организация творческой деятельности учащихся

Интеграция педагогических технологий – путь развития креативных способностей школьников. Если принять во внимание что, творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие проблемной ситуации или креативной задачи; социокультурная и личностная значимость деятельности; наличие благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств, новизна и оригинальность процесса, то можно предположить, что активизация творческой деятельности старшеклассника происходит через применение креативных ситуаций в учебной деятельности.

В ходе исследования педагогов- психологов  была разработана модель развития творческого потенциала учащихся, состоящая из четырех компонентов:

  • программно-целевого,
  • операционно-деятельностного,
  • рефлексивно-оценочного,
  • контрольно-коррекционного.

Программно-целевой компонент состоит из мотивационно-целевого и содержательного компонентов. Мотивационно-целевой компонент формирует личностное отношение учащегося к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах, потребности в творчестве. На уроках мотивационный компонент представлен формулировкой проблемного вопроса, выявлением парадоксальности высказывания о языке и формулировкой позиции автора. Содержательный компонент включает учебный, дидактический материал урока.

Операционно-деятельностный компонент подразумевает управление, организацию учебно-творческой деятельности; стимулирование творческой активности посредством создания креативных ситуаций. Учитель на разных этапах урока контролирует творческую деятельность ученика на уроке.

Учебно-творческая деятельность старшеклассников представлена урочной, внеурочной деятельностью и профильной практикой. На уроках создание креативной ситуации достигается посредством применения таких технологий обучения, как интегральной образовательной технологии, метода проектов, технологии укрупнения дидактических единиц, информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления. Креативная ситуация во внеклассной работе создается посредством сочетания проектной деятельности и коммуникационных информационных технологий. (Задание по составлению проекта –презентации на тему «Язык – это душа народа»)

Рефлексивно-оценочный компонент включает осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности ученика, он проходит на уроке на этапах первичной проверки понимания и самоконтроля.

Контрольно-коррекционный компонент представляет собой мониторинг учебно-творческой деятельности, состоящий из анализа степени обученности (качества знаний) по изученной теме, которое складывается из оценки качества выполнения и защиты одного (лучшего, по мнению учащегося, созданного им в паре с другим учеником проекта).

Анализ проектов учащихся и тех домашних заданий, которые по своему выбору выполняли ученики, позволяет сделать вывод о том, что с творческими заданиями в мини-группе учащиеся справляются лучше. Это позволяет сделать вывод о том, что именно коллективная (групповая, парная) проектная деятельность является дополнительным и самостоятельным средством, стимулирующим интерес к творческой деятельности и способствующим повышению уровня сформированности умений, творческих способностей.

Таким образом, проблему развития творческого потенциала учащихся можно решить при условии создания креативных, проблемных ситуаций на уроках, а также используя возможности интеграции современных педтехнологий.

3.Заключение.

Использование интеграции педагогических технологий в учебном процессе требует изменения мышления. На современном этапе перехода к личностно - ориентированному развивающему обучению обоснован вариант образовательной модели нового типа, выступающей как результат творческой индивидуальности педагога. Творческих подход - одна из важнейших методологических основ построения модели инновационной деятельности педагога в условиях современных интегративных процессов, идущих в образовании.

        Предлагаемый инновационный опыт отличается высокой результативностью, свидетельством которой можно считать качественные изменения знаний учащихся по объективно сложным лингвистическим темам: «Язык и общество», «Язык и национальная культура», «Язык и история народа». Глубокий уровень понимания темы показали учащиеся, создававшие проекты и компьютерные презентации по темам.

        Можно говорить о развитии навыка устной и письменной речи, умения строить высказывание на сложные лингвистические темы и рассматривать их в культурологическом, историческом и обществоведческой аспектах. Также нельзя не сказать о развитии творческого потенциала, а именно творческого подхода к научным явлениям, терминам и понятиям, пусть и только лингвистического цикла. Интегрирование с информационно - коммуникационными технологиями позволяет повысить уровень владения компьютером.

        Интерес к слову, внимание к каждому лингвистическому явлению, анализ любой языковой единицы – всё это результат предлагаемого инновационного опыта, позволяющий говорить о качественных личностных изменениях учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Урок 1 (Урок повторения и  обобщения  знаний)

Тема: Язык и общество

Цели:

образовательная: дать понятие языка и общества в их взаимосвязи; повторить устаревшие  и новые слова и их роль в языке, правила орфографии и пунктуации;

развивающая: продолжить  формирование навыка постановки знаков препинания, опираясь на видение структуры предложения, формирование навыка постановки проблемных вопросов, формировать умение работать с художественным и публицистическим текстом, продолжить развитие письменной речи учащихся, формировать умение работать в паре;

воспитывающая:  воспитывать отношение к родному языку как ценности.

Оборудование: высказывание на доске, портрет поэта, текст И. А. Ильина, текст В. Костомарова, толковые словари.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«В б..гатейшем насле..стве оставле(н,нн)ом нам пре..ками может быть самое др..гоце(н,нн)ое язык» (Н. Рыленков)

  1. Организационный момент и подготовка к усвоению знаний
  • Грамотно спишите высказывание Н. Рыленкова о языке с доски, объясните орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор этого предложения
  • Выделив ключевые слова высказывания Н. Рыленкова, сформулируйте его основной тезис (Язык- богатейшее наследство) и проблемный вопрос (Почему язык – богатейшее наследство? Что мы наследуем от предков вместе с языком?)

2.   Усвоение новых знаний. Работа с текстом в парах.

  • Внимательно прочитайте текст И. А. Ильина и письменно ответьте на любой из проблемных вопросов 3-4 предложениями
  • Найдите устаревшие слова, неологизмы, объясните их значение, раскройте их роль в тексте.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.

В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём гомоны небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нём- вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…

Это я зык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, но которую зовёт его – его язык.

Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не жалеть его, не блюсти его  - значит не любить и не блюсти нашу родину.        

  1. Первичная проверка понимания
  • Прослушивание 2-х вариантов ответов на каждый из проблемных вопросов, краткий комментарий.
  • Устаревшие слова и их роль в тексте.
  1. Применение, закрепление знаний и способов действий
  • Отражает ли язык изменения, происходящие в любом обществе? Как?
  • Прослушайте текст В. Костомарова, посвящённый изменениям в современном русском языке.

Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется, но мы не чувствуем, как это происходит.

        Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слова «встреча», стали говорить «тусовка».

        Русский язык, по словам А. С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. А мера утеряна.  В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляется, может быть, 20 слов в неделю.

        Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». Многие печатные органы применяют «напечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

         В Думе несколько лет обсуждался «Закон на русском языке». Закон, конечно же, нужен. Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм  наказания за его нарушение. Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую  милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. Были уже такие тщетные попытки.

        В своё время, в 19, да и в 20 веке, образцовый язык давала художественная литература. Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. Тон задают теперь, в первую очередь, телевидение и радио. Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. А современным дикторам нравится американская интонация. И молодёжь начинает им подражать. Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. Это относится, безусловно,  не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

         Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться- язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда.  За что его поносить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять.

  • Сформулируйте позицию автора.
  1. Домашнее задание
  • Ещё раз прочтите текст В. Костомарова. Согласны ли вы с автором? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. (письменно ответьте на вопросы) или создайте мини-проект на тему «Язык и общество»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Урок 2 (Урок повторения и обобщения  знаний)

Тема: Язык и национальная культура

Цели:

обучающая: дать понятие языка как первоэлемента национальной культуры, повторить правила орфографии и пунктуации;

развивающая: продолжить  формирование навыка постановки знаков препинания, опираясь на видение структуры предложения, развитие речи учащихся, умения формулировать проблемные вопросы и называть проблемы, формировать умение работать в группе;

воспитывающая: воспитывать отношение к родному языку как к показателю культурного уровня его носителей.

Оборудование: высказывание на доске и значения слова «парадокс», портрет писателя, карточки –задания для работы по группам, толковые словари.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Будучи самым существенным элементом национальной культуры, язык в то же время и средство её развития» (Ч. Айтматов)

  1. Организационный момент и подготовка к усвоению знаний
  • Грамотно спишите высказывание Ч. Айтматова о языке с доски, объясните орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор этого предложения.
  • Продолжите мысль: Парадокс высказывания Ч. Айтматова о языке заключается в том, что…

(Парадокс – 1) мнение, расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; 2) явление, кажущееся невероятным)

  • В каком значении вы употребили слово «парадокс»?
  1. Усвоение новых знаний. Работа по группам.

Каждая группа получает небольшой список русских народных пословиц и поговорок и задание: «Какие традиции, обычаи, нравы русского народа отражены в коротких словесных формулах? Как они называются?»

1группа   Любовь не пожар,  а загорится – не потушишь

                Счастье и труд рядом живут

                В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив

                Кто духом пал, тот пропал

2 группа То же бы слово, да не так бы молвить

        Берись дружно, не будет грузно

                Людей не суди, на себя погляди

                С миру по нитке – голому рубаха

3 группа Иду мимо, а не зайду, где не мило

        Великое слове без дела ничтожное

                Вдруг не станешь друг

                Тому тяжело, кто помнит зло

4 группа Гуляй, да дела не забывай

        Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

                Без надежды – как без одежды

                Кто боится воробьёв, тот не сеет просо

  1. Первичная проверка понимания
  • Отчёт работы групп - формулирование традиций, жизненных ценностей русского народа.
  • Можно ли сказать, что пословицы и поговорки русского народа – это средоточие национальной культуры русского народа? (Культура – совокупность духовных, общественных и  производственных достижений людей)
  • Отразится падение культурного уровня народа, общества, населения России на русском языке?
  1. Применение, закрепление полученных знаний, способов действия. Работа в группах.
  • К. Г. Паустовский сказал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».
  • Оцените некоторые современные пословицы и поговорки и сформулируйте на их примере актуальные общественные проблемы.

1 группа                Труд действительно сделал из обезьяны человека - но мысль заниматься трудом могла прийти в голову только обезьяне.

Я учу не для того, чтобы знать, а для того чтобы сдать.

Чтобы слова не расходились с делом, нужно молчать и ничего не делать.

В заботе о ближнем главное не перестараться! (Интернет)

2 группа        Они жили долго и счастливо и развелись в один день.

В компании с косяком время летит незаметно.

Много будешь знать - не дадут состариться.

Русский в гору не пойдет, русский в гору побежит. (Интернет)

3 группа        Сын родился! Три двести! Отдам за две пятьсот!

С кем поведешься, на того дети и похожи.

Чай по вкусу, сахар по совести.

Кто рано встает тому  и работать. (Интернет)

4 группа        Семь раз налей, один раз – заешь.

Новый лох – лучше старых трёх.

Если отложить на послезавтра то, что можно сделать сегодня, у тебя будет два свободных дня.

 От знаний ещё никто не умирал, но рисковать не стоит! (Интернет)

  1. Контроль и самопроверка
  • Отчёт работы групп
  • Как связаны два понятия урока: язык и культура народа?
  1. Домашнее задание

Напишите сочинение по любой русской пословице, раскрыв её смысл или создайте проект-презентацию по теме «Язык – это душа народа…»

ПРИОЖЕНИЕ №3

Урок 3 (Урок повторения, обобщения и систематизации знаний)

Тема: Язык и история народа

Цели:

обучающая: дать понятие взаимосвязи истории языка, истории народа, истории национальной культуры; повторить роль в языке устаревших слов  и фразеологизмов;

развивающая: продолжить формирование умения работы с научным текстом, создания собственного рассуждения на лингвистическую тему, умения работать в паре;

воспитывающая:  воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: высказывание на доске и фразеологические обороты, портрет, карточки –задания для работы в парах с статьёй о фразеологизме «с грехом пополам», карточки с устаревшими словами и их значением, толковые словари.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Язык – это история народа. Язык – это  путь цивилизации и культуры» (А. И. Куприн)

  1. Организационный момент и подготовка к усвоению знаний
  • Спишите эпиграф в тетрадь. Как понимаете его значение?
  • Историю народа отражают история страны, традиции, обычаи и история языка. Знание и изучение лексики и фразеологии помогает стать ближе к прошлому, понимать литературные произведения  прошлого, многие традиции и обычаи.
  1. Усвоение новых знаний. Работа в парах.
  • Встречали ли вы выражения: «Зарыть талант в землю», «Не миновать глаголя», «К чёрту на кулички», «Притча во языцех», «Шарашкина контора», «Стоять у кормила», «Очная ставка», «С гулькин нос», «Прописать ижицу», «Красный угол»? Как их называют в языке? Что такое фразеологизмы? Где можно узнать их значение?
  • Представьте, что вам надо создать статью  об одном из этих фразеологизмов, с чего вы начнёте? Перед вами образец словарной статьи, посвящённой выражению «с грехом пополам» из лингвистического справочника Н. М. Шанского «Лингвистические детективы»

         С грехом пополам. Данное выражение означает «кое-как» или «с большим трудом». Второе значение более позднее, оно возникло на базе значения «кое-как». Наш фразеологический оборот появился из свободного сочетания слов с грехом пополам, в котором существительное грех обозначал не проступок, как сейчас, а ошибку. Таким образом, с грехом пополам буквально значит «пополам с ошибкой» (и следовательно «кое-как»

        Заметим, что такое же значение имеет слово грех и в пословице На грех и мастера нет.

        В эпоху Пушкина значение «ошибка» у слова грех было ещё вполне обычным. Вспомните хотя бы строки из романа «Евгений Онегин»: «Да помнил, хоть не без греха (т.е. «не без ошибки» - Н. Ш.), из Энеиды два стиха»

Опираясь на его структуру, составьте универсальный план словарной статьи, посвящённой любому фразеологизму.

  1. Первичная проверка понимания
  • Поверка 2-3 вариантов планов словарной статьи. Без чего не обойтись? (Без знания значения устаревших слов)
  • Выпишите устаревшие слова из данных фразеологизмов, разделив их на два столбика «Известные и неизвестные».
  1. Применение полученных знаний, способов действия. Работа в парах.

Аргументируйте тезис урока, заявленный в эпиграфе «Язык – это история народа», опираясь на значение устаревших слов, полученных на карточке, на значение известных вам фразеологизмов, а также на знания, полученные на предыдущих уроках о связи языка, общества и культуры.

Кормило – руль для управления ходом судна, отсюда «кормчий» (рулевой)

Очный – от «очи» (глаза)

Ставка – существительное, обозначающее действие по глаголу «ставить»

Шарашкина – притяжательное прилагательное от существительного «шарашка», которое восходит к диалектному «шарашь» (шваль, голытьба, жульё)

(Во) языцех – предложно-падежная форма существительного «язык», употреблённого в значении «народ»

Кулички – уменьшительно-ласкательная форма от слова «кулич» в значении «пасха»

Талант – крупная денежная единица

Глаголь – виселица, название возникло на базе слова «глаголь» как названия буквы «Г». Виселица получила своё название от прописной буквы «Г» благодаря сходству формы этих предметов.

Гулькин – притяжательное прилагательное от слова «гулька», возникшего от слова «гуля» при помощи суффикса.

Ижица – название последней буквы старого кириллического алфавита, которая по форме напоминает развилку.

Красный – почётный, передний, парадный

5.       Контроль и самопроверка

  • Отчёт работы пар. Какие высказывания получились?

6.      Домашнее задание (работа в парах)

Создайте проект статьи фразеологического словаря школьника, посвящённой  одному фразеологизму, получив информацию о значении устаревшего слова, в него входящего, или о  значении самого фразеологизма, используя универсальный план.

Список литературы

Пособие для учителя

С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004

Сборник материалов

Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб, 2002.

статья

Тюменова, С.И. Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности [Текст] / С.И. Тюменова // Библиотека журнала «Методист». – 2006. – №5. – С.29-32. (0,3 п.л.).

автореферат

Тюменова С. И. Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения

статья

Тюменова, С.И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности [Текст] / С.И. Тюменова // Химия в школе. – 2008. – № 10 – С. 59-63. (0,5 п.л.)

автореферат

Халилулина Ю.Н. Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий

статья

С. Г. Щербакова. Проблема интеграции в школе. // http://festival.1september.ru/articles/415794/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии (из опыта работы педагогической деятельности)

В соответствии с требованиями образовательного стандарта необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем бол...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).

Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...

Статья "Педагогические технологии. Из опыта работы"

Учителю всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки литературы и русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных ид...

СТАТЬЯ «Образовательное событие как педагогическая технология. Из опыта работы»

Современная школа для школьника своим укладом конституирует особую повседневность, в которой изменения если и происходят, то накапливаются незаметно, и поэтому «внутри» процесса не осознаю...