Особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии (из опыта работы педагогической деятельности)
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Тихонов Сергей Петрович

     В соответствии с требованиями образовательного стандарта необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем более считаю это правильным в свете подготовке ребят к их будущей, уже  взрослой жизни. Когда от уровня их способности уметь принимать самим и только самим любые решения и причем знать что правильность выбора является наиболее оптимальной и обоснованной.

     Вот уже два года подряд,  с учётом накопленного практического опыта, с целью раскрытия творческого потенциала учащихся, перехода на другой, более высокий уровень ответственности, раскрытия своих скрытых возможностей в сфере человеческого общения. А также более полной реализации себя как личности, расширения кругозора, развития специальных умений и навыков (в области проведения ученической экспертизы)  в целом успешно применяю свою методическую разработку: «Система ученической экспертизы на уроках Технологии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Reg/00-298-026-19/08/2014/year.*

МКОУ Кумылженской СОШ №1 им. Знаменского А.Д.,

 Кумылженского района,  Волгоградской области.

Тихонов С.П.,

учитель Технологии

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

(из практического опыта педагогической деятельности при выполнении практических работ в учебных мастерских)

Станица Кумылженская

2014 год.

     В соответствии с требованиями образовательного стандарта в образовательном процессе необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем более считаю это правильным в свете подготовке ребят к их будущей, уже  взрослой жизни.

     Когда от уровня их способности уметь принимать самим и только самим любые решения и причем знать что правильность выбора является правильной и обоснованной. Уметь грамотно, даже можно сказать действовать профессионально в зависимости от сложившийся и даже в ряде случаев может быть в нестандартной ситуации, ученик уже сможет сам и без помощи наставника, имея определенный опыт подготовки в т.ч.  при изучении нашего предмета.

     Вот уже два года подряд, с учётом накопленного практического опыта, с целью повышения творческой активности учеников, принятию на себя совсем другого уровня ответственности, раскрытия своих скрытых возможностей в сфере человеческого общения. А также более полной реализации себя как личности, расширения кругозора, развития специальных умений и навыков (в области проведения ученической экспертизы)  в целом успешно применяю свою методическую разработку: «Система ученической экспертизы на уроках Технологии». Собственно элементы этой методики не только мною, но и насколько знаю другими учителями, также успешно были использованы при проведении практических работ, например в тех случаях, когда назначали дежурных по классу.  И в их обязанности как раз входили некоторые функции по контролю за соблюдением правил по технике безопасности, контроль за качеством выполненных операций и т.д.

     Чтобы не быть голословным привожу пример использования данной методики при изучении темы: «Художественная обработка древесины. Художественное выжигание», в 5-м классе. [1]   Заблаговременно, в конце урока по изучению предшествующей темы, напоминаю фамилии назначенных (по графику) экспертов. Объявляю им тему будущего занятия, провожу краткий инструктаж. Особое внимание ребят обращаю на знание и строгое выполнение правил и норм безопасности при выполнении практической работы с выжигателем (при самостоятельном изучении теоретической части нового занятия).

     Во время проведения нового занятия в 5-м классе, ученики- эксперты раздают учащимся карточки- задания, образцы изделий, контролируют и корректируют ход выполнения графической работы по изображению рисунков и образцов орнамента. При выполнении практической работы с выжигателем показывают приёмы безопасной работы с инструментом, говорят о возможных ошибках, контролируют рабочий процесс. В конце выполнения практического задания, выставляют в специальном журнале свои оценочные баллы и объявляют их в классе с комментариями.

     После объявления оценок экспертами,  их товарищи выставляют контрольные баллы, где оценивают общий  уровень работы экспертов на уроке ( в т.ч. манеру их обращения, качество проведения экспертизы, эффективность оказания помощи при выполнении учебного задания и др.). В случае, когда работа экспертов была особенно удачной, точнее даже если как-бы сказать и ребята и учитель чувствовали и видели что работа экспертной группы была на достойном, высоком уровне, то в этих случаях записываю им официальную «БЛАГОДАРНОСТЬ»  в дневник и в электронный журнал.  Помню случаи, когда  родители, увидев такие записи с благодарностью были приятно удивлены и обрадованы успехам своих детей в учёбе. О чём  и мне говорили, что в результате, сами ребята старались уже и дальше соответствовать достигнутому высокому уровню оценки их учебной деятельности.

     В настоящее время, с учётом исправленных ошибок, внедрению новых функциональных обязанностей ученических экспертов, применению  информационно-коммуникационных технологий и некоторых других методических «задумок», наблюдается неуклонный рост интереса учащихся к исполнению данных обязанностей  в качестве  экспертов. При этом, без исключения во всех случаях,  повышается не только общий уровень самодисциплины и ответственности, но и общий уровень познавательской активности учащихся по предмету Технология.

     Конкретно,  для применения методики можно использовать структурную таблицу построения экспертной работы учащихся (см. Приложение. Таблица 1).  Конечно, данные условия, отображенные в таблице являются примерными и могут быть заменены учителем  на другие, более подходящими (по его мнению) в зависимости от обстановки.

     В заключение статьи хочу обратить внимание педагогов ещё на один важный момент. Это касается в первую очередь составления календарно-тематической документации в рамках организационного обеспечения ФГОС ООО (привожу цитату из статьи): «Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя – обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». С 1 сентября 2011г. в первых классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим перед администрацией школ, методическими службами встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. ФГОС нового поколения по предмету «Технология» вводится в 5 классе по мере готовности образовательного учреждения в 2014-2015 учебном году; обязательное введение – 2015- 2016 учебный год. Одним из важнейших организационных условий введения и реализации ФГОС ООО является готовность учителя к составлению рабочей программы по предмету. Для того, чтобы качественно составить рабочую программу необходимо тщательно проанализировать следующие документы: непосредственно сам текст стандарта, в котором в п.18.2.2 указана структура рабочей программы, фундаментальное ядро, универсальные учебные действия обучающихся, примерную программу по технологии, авторскую программу из учебно-методического комплекса, по которому работает учитель.»  [2].

     Надеюсь мой педагогический опыт по применению системы ученической экспертизы может пригодится в работе нашим уважаемым коллегам. Конечно с учётом разных условий образовательного процесса, психолого- возрастных особенностей детей и наличия других факторов, каждый педагог может (возможно с изменениями, в зависимости от обстоятельств) успешно применить данную методическую разработку с пользой при  изучении такого уникального, многогранного и творчески увлекательного учебного предмета, как Технология. В связи с этим вспомнил слова одного киногероя из старого фильма. Он в частности сказал: «…кто владеет технологиями, тот владеет миром!»

Желаю всем участникам образовательного процесса- творческих побед в этом нелёгком, но увлекательном деле!

ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица 1.

Примерная структура построения экспертной работы учащихся

№/№

Функциональ-ные действия

Операцион-

ный контроль

Система взаимодействия и коррекция

Ответствен-ные

1.

Назначение экспертов по графику

Начальный инструктаж

Учитель-ученик. Допускаются изменения графика работ по обстановке

Старший группы, помощник учителя.

2.

Знакомство с материалом

Текущий инструктаж

Учитель-ученик

Старший эксперт

3.

Выполнение задания

Контроль ный тест-опрос

Ученик- источники информации

Эксперты по ИКТ

4.

Проведение рабочей экспертизы

Инструктаж на рабочем месте

Ученик-эксперт. Возможная корректиров-ка задания по ходу выполнения работы

Эксперты

5.

Выставление предваритель-

ных оценочных баллов

Заключитель-ный инструктаж

Ученик-эксперт. Исправление допущенных ошибок

Эксперты

6.

Проведение заключитель-

ной экспертизы. Анализ и оценка работы экспертов

Стендовые испытания и сравнитель-ный анализ выполнен-ных работ

Ученик- эксперт- учитель- класс

Эксперты, учитель

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рабочая программа по технологии, 5-е классы, для сельских школ. (мальчики). Тихонов С.П. (см. на моем сайте).
  2. Статья по нов. ФГОС на уроках технологии. Автор: Верёвкина Н.В., методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО. Интернет-адрес материала - http://nverevkina.ru/?
  3. Сборник  научно- методических журналов «Школа и производство», 2001- 2014 г.г.
  4. Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С.Глозман [и др.]; под ред. Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана. - М.: Мнемозина, 2012;  учебника  «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф».2010 г.

*Примечание.

Использование и копирование методического материала разрешено с обязательным указанием ссылки на автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по применению ученической экспертизы на уроках Технологии.

Для более полной реализации себя как личности, расширения кругозора, развития специальных умений и навыков (в области проведения ученической экспертизы)  в целом успешно ...

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики (Обобщение опыта работы)

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образо...

Деятельность учителя по введению ФГОС на уроках технологии (из опыта работы)

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на уроках технологии. Из опыта работы

учет индивидуальных особенностей на уроках технологии...

Метод проектов на уроках географии (из опыта моей педагогической деятельности)

     В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному ...

Сообщение на педсовете «Применение технологии разноуровневого и дифференцированного обучения уроках технологии» /из опыта работы/

Сообщение на педсовете «Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса. Технологии современной образовательной среды в рамках реализации ФГ...

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....