Конспект урока 5 класс «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Щупко Татьяна Владимировна

 

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

Цель: создание условий для знакомства учащихся с новой орфограммой «Буквы ы-и после ц», её обозначением и применением; продолжение формирования орфографической зоркости учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц;

смогут на практике применять теоретические знания;

- личностные УУД:

положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

планировать свои действия;

проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- Коммуникативные УУД:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

развивать умение сотрудничать в паре и группе;

отвечать на вопросы, слушать и слышать;

формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Познавательные УУД:

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, применять и извлекать нужную информацию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.   Мультимедийная презентация

  1. Таблицы для заполнения учащимися
  2. Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями)
  3. Учебники русского языка для 5 класса, авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова, 2012 .

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Разминка. Работа с текстом (Слайд 3)

И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него больно было глядеть (1).

  • Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что.
  • В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения

Текст-оригинал. (Слайд 4 )

 И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли.  Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Определите стиль речи текста.

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся:

а)        устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (правописание корней с чередованием, буквы о-ё после шипящих в корне слова). Учащиеся отмечают, что слова на данные правила нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова; их написание зависит от позиции в слове.

б)        проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов: учитель по очереди предлагает учащимся несколько слов, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует нужной в слове букве (а, о, ё):  ч_рный, р_сти, прич_ска, р_сток, ш_рох, изл_гать, ш_лк, ш_в, предл_жение (Слайд 5)

Далее учитель зачитывает слова (их учащиеся воспринимают на слух): вырос, предположение, выращенный, шепот, прилагательное, заросли, желтый, крыжовник.

  1. Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:

а)  Угадывание звука «по паспорту» (по его характеристике):

Учитель: Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/. (Слайд 6)

б) Сообщение учителем исторических (этимологических) сведений о букве Ц: Учитель: Ребята, буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (14в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами. (Слайд 7)

в)        Чтение учителем стихотворения. Учащиеся определяют, какое сочетание звуков в нем повторяется:

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, какое сочетание звуков повторяется в нем? (Слайд 8)

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы

г)        Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей урока

5. Стадия осмысления. Получение новой информации.

На данной стадии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в группах (Слайд 9): 

а)        самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника с целью выяснения правила правописания букв И-Ы после Ц  (§44, стр. 128),

б)        заполнение учащимися второй и третьей группы таблиц «И-Ы после Ц», создание первой группой кластера.

в)        коллективная работа с таблицей (Слайд 10). Учитель обращает внимание учащихся на то, как выделяется данная орфограмма. Учащиеся доказывают, что написание букв И-Ы после Ц зависит от позиции в слове, т.е. от той морфемы, в которой находится орфограмма

г) знакомство с правилом «Буквы И-Ы после Ц» в стихотворной форме:

Учитель: Поможет запомнить правило правописания ЦИ-ЦЫ стихотворение  (Слайд 11)

В существительных на -ция 

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы 

Пишем только букву ы.

д) работа        со словами-исключениями (запись в словарики): «Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» (Слайд 12)

Физкультминутка: цикл, огурцы, станция, цыкать, чужеземцы, сестрицын, циркуль, акация, страницы, цыган, демонстрация, цифра, цыц.

6. Выработка умений применять полученные знания на практике: 

а) работа с упражнением (Слайд 14).  Учащиеся по цепочке читают слова, объясняя, какую гласную - ы или и - нужно поставить на месте пропуска. Среди учащихся присутствует «эксперт», который, ссылаясь на толковый словарь (опережающее задание), объясняет непонятные слова:

                цинга, куцый, циновка, (объяснение «экспертом» этих слов), овцы , синицын, у гостиницы, белолицый, панцирь.

б)        Работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями:

        1.  Игра        «Шпион» (Слайд 15) - выписать лишнее слово из каждого ряда (задание, одинаковое для всех групп):

  1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть.
  2. циркуль, секция, белолицый, дикция.
  3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

  1. Отгадать загадку (Слайд 16)

Первая группа: Твердый покров некоторых животных. (Панцирь)

Вторая группа:

 Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! (Циркуль)

Третья группа:

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно. Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

  1. Выполнить задания (Слайд 17).

Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица

Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)

Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-

Цинк, цитата, циркуль, милиция, пунктуация, цыпленок, белолицый, овцы.

в)        подведение учащимися итогов урока.

г) рефлексия.

7. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке (Слайды 18)

Список использованной литературы:

  • Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Се-менюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М., 2006.
  • Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
  • В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи»;
  • http://repetitor-russ.ru/category/gia/ Русский язык на «5»
  • http://www.rusyaz.ru/pr/     Справочная служба русского языка



Предварительный просмотр:

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Работа с текстом

Повторение

(сигнальные карточки)

Теория

Физкульт-

минутка

Работа

в группах

Итого

ОЦЕНКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц

Слайд 3

Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

Слайд 4

Текст-оригинал И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть .

Слайд 5

Ч _ рный, ё р _ сти , р _ сток, о ш _ рох, о а изл _ гать, а ш _ лк, ё ш _ в, о предл _ жение о прич _ ска, ё

Слайд 6

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, глухой непарный, твердый непарный [ц]

Слайд 7

Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем ( XIV в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

Слайд 8

Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбАлах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут И , где Ы . Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр -1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена

Слайд 9

Самостоятельная работа в группах Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 128 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: в упражнение 359 заполните таблицу

Слайд 11

Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стихотворение В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия . И под корнем , посмотри, Тоже пишем букву и . А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы .

Слайд 12

Слова - исключения Ц ы ган на ц ы почках ц ы кнул на ц ы плёнка: «Ц ы ц!»

Слайд 13

Применяя правило, письменно выполните упражнение : ц…нга, куц…й , ц…новка, овц… , синиц…н, у гостиниц…, белолиц…й, панц…рь.

Слайд 14

Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улиц., белгородц., сестриц.н, ц.кнуть. 2. ц.ркуль, секц.я, белолиц.й, дикц.я. 3. ц.ган, ц.пленок, ц.кнуть, ц.тата.

Слайд 15

Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Слайд 16

Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и : Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци- Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я

Слайд 17

Итоги урока Что узнали нового? От чего зависит написание гласной после Ц?

Слайд 18

Домашнее задание П. 45, упр.357 (п.), напишите небольшой текст, используя слова на изученную орфограмму (в т. ч. слова-исключения).



Предварительный просмотр:

Image2445

        

Общий вывод: данный урок достиг поставленных целей посредством соответствующего планирования и организации. Материал урока усвоен обучающимися Объем письменных работ на уроке соответствовал нормативным требованиям. Высок воспитывающий эффект урока. Несомненными достоинствами урока можно считать:  Комфортная, доброжелательная обстановка, способствующая ситуации успеха, обеспечивающая сохранение самооценки учащихся, развитие мотивации к предмету.  Урок прошел на высоком эмоциональном уровне и интеллектуальном подъеме, предлагаемые задания носили деятельностно-творческий характер: преобладали задания поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)  Отработана система учебных действий между учителем и учащимися; в соответствии с задачами урока применяется парное, групповое взаимодействие.  Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно- познавательной атмосферы.  Учитель выступает в роли партнера, организатора общения в процессе учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

План-конспект урока в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"

Предмет: русский языкТема: «Буквы И-Ы после Ц»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: решение коммуникативной проблемыУчебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Т.А.Ладыженской....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"

Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....