Нет ничего важнее слова
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.           Внеклассное мероприятие по русскому языку

День  словарей  -  22 ноября

Тема. «Нет ничего сильнее слова» (занимательный и познавательный урок русского языка в старших классах)

                                       Ход  урока.

Вед.1

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, 22 ноября, в России отмечается День словарей и Энциклопедий. Инициатива празднования этого Дня  принадлежит филологу и философу Михаилу Наумовичу Эпштейну. (слайд 1-2)

Вед.2

- А почему именно 22 ноября стали отмечать этот День?

Вед.1.

- Это день рождения В. И. Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает  и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля. (слайд 3)

Вед.2.

- А этот праздник отмечается только в нашей стране?

Вед.1

- Нет. Не только у нас. Например, в Америке  День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. (слайд 4)

Вед.2.
- А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели и поэты, как А. Белый,  С. Есенин и А. Солженицын».

Вед.1

- Леня, а ты любишь читать Словарь?
Вед.2.
- Скажешь тоже – читать! Заглянуть могу, если не знаю, что означает то или иное слово, как оно правильно пишется или произносится. А читать, это ты преувеличила. Что там особо интересного вычитать можно?
Вед.1.

- Ну, это как сказать. Очень даже много интересного, ценного и полезного. Из словаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Например, в толковом словаре Ожегова говорится, что «словарь – это книга, содержащая  перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык». Словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже преподаватели, писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а  также грубыми, бранными и просторечными.

Вед.2.

- Согласен. Тогда  давай сегодня повторим и как можно больше нового  узнаем о словарях. А Галина Леонидовна и ребята нам в этом помогут.

Учитель.

- Словарей существует великое множество. Все они делятся на 2 больших разряда:
1) словари энциклопедические
2) словари лингвистические (или – филологические)     слайд 5

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает, тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих  данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма.

- Ребята, а все ли из вас умеют пользоваться  словарем? Давайте вспомним  основные  правила пользования словарем. (слайд 6)

Памятка работы со словарём.

1.Прочитай слово.

2. Определи, на какую букву оно начинается.

3. Найди в оглавлении, на какой странице эта буква.

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Ученик 1.     Я представляю толковый словарь. (В руках книга)

         Толковые словари очень важны. (слайд 7) Они объясняют значения слов. Самый известный толковый словарь, конечно, «Толковый словарь  живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он составлял его на протяжении всей жизни.
Кроме толкования значения слов (словарь насчитывает более 200 тысяч словарных единиц) словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц.

         Не менее известны «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь  русского языка» Ожегова и Шведовой. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.
        Количество слов в русском языке постоянно пополняется, поэтому назвать их точное количество невозможно. 17-томный  
Словарь  современного русского литературного языка  Академии наук  насчитывает  131 тысячу 257  слов.
        Знание языка необходимо для общения. Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Словарный запас Эллочки, героини Ильфа и Петрова, состоял из 30 слов. (
просмотр отрывка из фильма). Негру из дикого племени Нумбо-Юмбо нужно более 300 слов. Шекспир использовал 12 тысяч слов, а современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 тысяч слов.

         - А теперь  я  проверю  богатство вашего словарного запаса.  Вы должны определить слово по его лексическому значению.

1. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж).
2. Отрезок времени, равный  десяти  дням. (Декада).
3. Нелепость, бессмыслица. (Абсурд).
4. Составная часть какого-либо соединения, смеси. (Ингредиент).
5. Человек, выдающий себя  за  другого, скрывающий свое настоящее имя. (Инкогнито).
6. Растительный мир. (Флора).
7. Животный мир. (Фауна).
8. Степень отчетливости произношения. (Дикция).
9. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).
10. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).
11. Тоска по Родине. (Ностальгия)

Учитель.

- Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых вы можете узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. Современный  словарь иностранных слов имеет 20000 слов.

Я предлагаю вам 14 слов  иностранного происхождения. Ваша задача поочередно брать в руки словарь иностранных слов, находить нужное слово и выяснять его происхождение. (Ребята  сидят за одним общим столом. Это команда. Учитель  дает карточку со словами.) (слайд 8)

Карточка

Брошюра, апатия, яшма, импозантный, блеф, кантата, муляж, псевдоним, эпиграмма, тендер, нейлон, идеология, эксцесс.

- Давайте проверим, что получилось.

Ученик 2.

- Большой популярностью у ребят и учителей пользуется Фразеологический словарь.
Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка.
- А что такое фразеологизмы?  (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение).- Давайте полистаем его.  (слайд 9)

                                                    Бить  баклуши (бездельничать)
                                                   одного поля  ягода (
похожи в чем-то нехорошем)
                                                   вывести на чистую воду (
разоблачить чьи-то темные дела)
                                                   делать  из  мухи  слона
(преувеличивать)
                                                    перемывать  косточки (сплетничать, осуждать)
                                                   
узнать, где раки зимуют (узнать, что такое настоящие трудности  или настоящее наказание).
                                                    подковать  блоху (проявить изобретательность, выдумку)

- Поясните значение данных  фразеологизмов.

А теперь самостоятельно соотнесите фразеологизм и его значение. (слайд 10-11)

  1. Значение «бездельничать».
  2. Трудное, безвыходное положение.
  3. Сильно ругать, отчитывать, бранить
  4. Незаметный, маловлиятельный человек.
  1. Хоть плачь
  2. Плевать в потолок.
  3. Хоть волком вой.
  4. Намылить шею.
  5. Шишка на ровном месте.
  6. Снимать стружку.
  7. Мелкая сошка.
  8.  Считать ворон.

Ответы. 2, 1, 2, 3,4, 3, 4, 1.

Ученик. 3.
- Если же мы хотим узнать, как правильно пишется или произносится  то или иное слово, нам на помощь придут  орфографические  и  орфоэпические  словари.
Последний  наиболее крупный  орфографический  словарь, вышедший в 2004 г., содержит около 180 000 слов.

- Проверим  ваши знания  офографии и орфоэпии. (дети получают карточки) (слайд 12)

1. Выделите ударный слог в словах.

Включим, дозвонится, насорит, откупорил, торты, клала, еретик.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Стюарде..а, инте..генция, гал..рея, ко..ерсант, ветер..нар, гиг..байт, м..б..лизация.

Ученик. 4.

В лексике русского языка много слов, схожих по значению. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О словах-друзьях нам поведает  Словарь синонимов. (слайд 13)

- Что такое синонимы? (Ответы уч-ся) Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию. Например: правда – истина.

Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя.

- Подберите синонимы к словам: заметный, простор, убегать.

Проверка. (Учащиеся читают свои  записанные слова.  Ученик 4  читает все синонимы из словаря к данным словам.)

Вед.1.

- Словарей очень много. Посмотрите, о каких еще словарях мы сегодня не упоминали?

(Ребята перечисляют.)   слайд  14

Учитель.

- Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос вам поможет  Этимологический словарь.   Слайд 15

- Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – истина).

- Загляните в этот словарь и прочитайте историю  любого слова.
А еще существуют словари происхождения имен и фамилий. Вот и домашнее задание у вас будет сегодня  необычное. Найдите и объясните происхождение своего имени и фамилии. Запишите в тетрадь.

Вед.2. Да, информации, действительно много. И не переваришь сразу. Получается, словарь – это книга книг. Это вся вселенная в алфавитном порядке.

Вед.1.

Конечно. Поэтому нам с вами нужно научиться читать эту главную книгу знаний.

                                   «Усердней с каждым днем гляди в словарь.
                                    В его столбцах мерцают искры чувства.
                                    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
                                    Держа в руке свой потайной фонарь.

                                     На всех словах – события печать.
                                    Они дались недаром человеку.
                                    Читаю: «Век. От века. Вековать.
                                    Век доживать. Бог сыну не дал веку.

\                                   Век заедать, век заживать чужой…»
                                    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
                                    Нет, не словарь лежит передо мной,
                                    А древняя рассыпанная повесть.

Учитель  благодарит ведущих,  детей, гостей мероприятия.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важное слово в каждой судьбе. Литературно –музыкальная композиция.

Цель: заставить детей задуматься о добром отношении к матери, помочь ребятам найти путь к сердцу родителей, не терять душевный контакт и веру в близких людей...

Урок доброты "Нет ничего превыше слова "мать"

       Мы будем вечно прославлять       Ту женщину, чьё имя – МАТЬ!                      ...

" Нет ничего превыше слова "мать"

Презентация ко Дню матери...

Три важных слова в судьбе человека.

Материал для проведения классного часа....

Обобщающий урок русского языка в 9 классе "Нет ничего сильнее слова"

Презентация к  уроку, который проводится в виде игры двух команд....

Проект "Такое важное слово-семья"

Данный проект предназначен для старших подростов с нарушением интелекта.Направлен на формирование знаний о семье, семейнных ценностей и планирование семейного бюджета....

конкурс чтецов "Нет ничего превыше слова Мать"

Мероприятие посвящено Дню Матери...