Проектная работа по русскому языку
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Прокопьева Лариса Александровна

Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное            учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка».

Работу выполнил                                        Прокопьева Лариса Александровна

Научный руководитель                Пупышева Евгения Леонидовна – кандидат 

педагогических наук, доцент кафедры русского языка и контрастивного языкознания Елабужского института КФУ.

Председатель итоговой аттестационной комиссии

К.п.н., доцент                                              __________________ Пупышева Е.Л.

Члены итоговой аттестационной комиссии

К.п.н., доцент                                              __________________ Пупышева Е.Л.

Старший преподаватель                            ___________________ Фролова Г.А.

Секретарь итоговой аттестационной комиссии,

куратор курсов

К.ф.н., доцент                                              ___________________ Ивыгина А.А.

Отметка о защите            ________________     Дата защиты ____________

Елабуга 2017

Оглавление

  1. Введение…………………………………………...………..     3-5
  2. Глава I «Теоретические основы применения интерактивных

методов в образовательном процессе» ……..………………..6-9

  1. Глава II «Классификация активных методов обучения»….. 10-22

     4. Заключение……………………………………………………  23-24

5. Список литературы…………………………………………     25-26

6. Приложение…….……………………………………………   27-40

Введение:

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Поэтому при подготовке к уроку у учителей часто возникают трудности, так как они не могут выбрать наиболее эффективные методы. В связи с этим возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
        
Объект исследования –активные и интерактивные методы и приёмы в обучении.

Предмет исследования: использование интерактивных методов в обучении школьников.

Цель –рассмотреть активные методы в обучении.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выделить теоретические основы активных методов обучения;

2. Рассмотреть классификации и характеристику активных методов

    обучения.

Методы исследования:

Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.

База исследования:

Наличие компьютерного класса, мультимедиа программ

Ожидаемые результаты:

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировалась мотивация (интерес) к учению. Дети зачастую так информированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно. Вот и встают перед учителем вопросы: Как донести учебный материал до ребенка? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как сделать так, чтобы научные знания стали не только основой, но и убеждением будущего гражданина?

Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.

В исследовании поставлены следующие проблемы:
- Проблема стимулирования творческой инициативы учащихся, связанная с недостаточной разработанностью педагогических условий развития поисковой мотивации учащихся.
- Проблема психологической, содержательной и речевой специфики детского учебного процесса. Ученическое мышление отличается от мышления взрослого.
- Организационные проблемы,  требующие много временных затрат, активного развития у учащихся навыков самообучения, индивидуального подхода к ученику.

Научная новизна проекта заключается в том, что: 
-предложенные мною основные интерактивные методы и приёмы обучения могут быть применены на любых уроках.

Практическая значимость: разработанные материалы могут использоваться в работе учителей школ и студентов педагогических вузов.

Структура работы:

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.


 «Глава 1. Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе».
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Ведь именно сейчас, в наш век информативности, рождается огромное количество новых методов обучения.

Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. 

Немецкие ученые доказали, что:

  • человек запоминает только 10% того, что он читает
  • 20% того, что слышит,
  • 30% того, что видит,
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы.

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image001.png

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image002.png

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем, активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Обучение в системе АМО не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image003.png

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

К каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей.

Глава II.   Классификация активных методов обучения.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные.

Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения (АМО) по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО.

Например, Голубкова О. А. и Прилепо А. Ю. классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы

1. дискуссионные методы:

- диалог;

- групповая дискуссия;

- разбор и анализ жизненных ситуаций.

2. игровые методы:

- дидактические игры;

- творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры;

- организационно-деятельностные игры;

- контригры.

3. психологическая группа интерактивных методов:

- сенситивный и коммуникативный тренинг;

- эмпатия.

По мнению специалистов, интерактивные методы, используемые в учебном процессе должны отвечать следующим требованиям:

- активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;

- формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;

- максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;

- сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям:

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов - отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на:

-ранжировании по различным признакам предметов или действий;

-оптимизации процессов и структур;

-проектировании и конструировании объектов;

-выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных  

ситуациях;

-решении исследовательской, управленческой или социально-

психологической задачи;

- демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности,

быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые,  

коллективные методы.

Воронова А.А. выделяет три основных типа методов активного обучения:

Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

Игровые методы (организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования.

Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

В современном обществе всё острее возникает вопрос об усовершенствовании методик образования. Современным детям необходим иной подход в обучении. Сегодняшнее время требует нового уровня образования учащихся. Ученики должны стать, прежде всего, социально – адаптированными личностями, а все полученные в школе знания должны иметь практический выход во взрослую жизнь. Поэтому сейчас правильно говорить об усовершенствовании образования.

Одним из путей такого усовершенствования является введение сингапурской методики образования. Благодаря данной методике мы можем:

-повысить уровень усвоения знаний учащимися;

-познакомить учащихся с новой формой подачи материала;

-повысить интерес учащихся к предмету.

Новое всегда воспринимается учениками с особым вниманием. Не исключением является и Сингапурская методика. Сущность её состоит в групповом обучении(Cooperativelearning). Для учащихся занимательна работа в группах. Каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. В сингапурской системе образования у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко.

Характеристика основных активных методов обучения.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.

С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Анализ конкретных ситуаций ( case - study ) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы.

Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.

На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучаемых в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются обучаемыми (или их группами). Преподаватель помогает найти верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения темы.

Олимпиада выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним учеников, а сама работа носит исследовательский характер.

К АМО относят индивидуальный тренажер - когда занятия проводят с помощью компьютера.

Семинарские занятия  форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися темы, учебной проблемы под руководством учителя. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и письменного изложения материала.

Коллоквиум  форма проверки и оценивания знаний учащихся. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся.

Анализ конкретных ситуаций  один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Применение обучающих структур сингапурского метода обучения  в учебном процессе, позволяет  разнообразить формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - «одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).

ТАЙМД ПЭА ШЭА – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

МИКС ПЭА ШЭА – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin)  «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в рамках которой организовывается обсуждение какого – либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

ФИНКИН ЭЛАУД (размышления вслух) – обучающая структура, в рамках которой ученик комментирует, объясняет каждое своё действие.

Рассмотренные активные методы направлены на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

Сочетание активных методов, средств и форм обучения позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать условия для самообразования учащихся, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на самореализацию ученика. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Заключение

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для развития личности обучающихся учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

При этом, для обеспечения максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху. Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

- все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

- ученики должны знать, что учитель верит в них;

- учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

- важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов даёт возможность сделать вывод о том, что задача всестороннего развития учащихся успешно решается.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. / Е.С.Савинов. М. : Просвещение, 2011. –223с.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред.: Б.М. Бим-Бад. Редкол: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Научное издательство Большая Гос. Энциклопедия, 2002. –528с.

3. Голубкова  О.А. Использовние активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. -42 с.

4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ М.Н.ГусловаМ.: Изд. центр "Академия", 2011. –288 с.

5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

6. Крайнова Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнова // Начальная школа. 2012. - №9. –24-30.с.

7. Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС /М.И.Лукьянова// Народное образование. 2012. - №8. – 212-220с.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./ Г.К. Селевко.М.: НИИ школьных технологий, 2005.–224 с.

9. Методы обучения -http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

10. Статья М.А. Скибы «Интерактивные методы обучения».

11. Использование интерактивных методов на уроках - http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/interaktivnye-metody-v-prepodavanii-istorii-i-obs

12. Подбор деловых игр - http://school20shadr.ucoz.ru/publ/nachalnye_klassy/ispolzovanie_interaktivnykh_metodov_pri_formirovanii_orfograficheskoj_zorkosti_vnachalnoj_shkole/8-1-0-16

13. Мастер-класс Дмитриевой Е. А. «Активные методы в обучении».

14. Статья Муськиной И. И. « Интерактивные методы обучения на уроках русского языка»

Приложение.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/54/08/8580854.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/55/08/8580855.pngАктивные методы обучения

Неимитационные

Имитационные

http://www.bestreferat.ru/images/paper/56/08/8580856.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/57/08/8580857.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/58/08/8580858.png

Проблемное обучение

Неигровые

Игровые

http://www.bestreferat.ru/images/paper/59/08/8580859.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/60/08/8580860.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/61/08/8580861.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/62/08/8580862.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/63/08/8580863.png

Семинар-дискуссия

Анализ конкретной ситуации

Разыгрывание

ролей

Деловая игра

Игровое проектирование

http://www.bestreferat.ru/images/paper/64/08/8580864.pnghttp://www.bestreferat.ru/images/paper/65/08/8580865.png

Мозговой штурм

Тренинг

http://www.bestreferat.ru/images/paper/66/08/8580866.png

Круглый стол

Схема. Классификация активных методов обучения.

Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:

1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) – 5-10 мин.

2. Исследовательская работа (групповая работа) – 10-12 мин.

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) – 7-8 мин.

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) – 5 мин.

5. Обобщение и результат – 5 мин.

6. Оценка – 3 мин.

7. Творческое применение (задание домашней работы) – 2 мин.

Русский язык, 10 класс.

Тема урока: Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль. Совершенствование культуры разговорной речи. Научный стиль. Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

1. Образовательные:

-вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.

2. Развивающие:

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

-воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

 Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: таблицы (опорная схема),  мультимедийное оборудование.

Ход урока

    1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

- Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим  вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

      2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

        Общие вопросы по теме задаваемые группам (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

- Как вы понимаете слово стиль?

- Однозначное ли это слово?

(Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4)

Слово учителя (после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова)

  Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

   В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

  Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки»,  а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

Стиль

Функция

Особенность

Пример

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный Стиль художественной литературы.

 

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

       Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

    Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

 

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

- Догадываюсь.

- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

   

Слово учителя: 

- Из курса средних классов вы знаете, что в русском языке выделяют следующие  стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный. Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать о каком стиле идет речь. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин).

Задание .  Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.(научный стиль)
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.(официально- деловой стиль)
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.(разговорный стиль)
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.(публицистический стиль)
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.(художественный стиль).

 (Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.

3. Этап повторения (изучения) материала по теме урока. 

Слово учителя:

- Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать?

(Обсуждение вопросов в группах в течение 1мин, и ответ одного участника.

(РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

Вопросы:

1.Вы пишете обзор с основными характеристиками   (научный стиль)

2.Вы пишете продающий текст  (разговорный стиль)

3.Вы пишете seo-статью (Seo статья - это такая статья, которая написана не только для людей, но и для поисковых систем, то есть - это статьи, с помощью которых поисковые системы определяют Вашу тему в данной статье) для блога  (публицистический стиль)

4.Вы пишете гипнотический текст  (художественный стиль)

5.Вы пишете коммерческое предложение  (официально-деловой стиль)

Слово учителя:

- Сегодня мы уделим особое внимание таким стилям речи, как: разговорный и научный. (просмотр презентации)

4. Этап проверки знаний учащихся.

     -Каждый из учащихся получает по одному  примеру текста. (ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН)

    Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

2. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

3. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

4. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

5. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

5. Этап подведения итогов урока. 

Слово учителя:

-Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

       Почему в языке не может быть один стиль?

  1. Домашнее задание.

 - Параграфы 29,30,31. Упражнение 159.

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

Цель: систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи.

Задачи:

Образовательные: показать предлог как служебную часть речи, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.

Развивающие:  развивать умения логически  излагать  свои мысли, работать над развитием речи.

Воспитательные:  воспитывать  интерес  к русскому языку, умение   слушать  учителя  и   одноклассников,  уважительное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление учителем темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

 -  Все части речи делятся на две группы. Вспомним, какие это группы? (самостоятельные и служебные части речи).

 1)Таблица «Отличие самостоятельных частей речи от служебных» (коллективная форма работы, запись таблицы в тетрадь).

- Какие самостоятельные части речи вам известны?

- Какие части речи мы относим к служебным?

- Какие признаки имеют самостоятельные части речи? Служебные?

- Назовите отличительные свойства самостоятельных частей речи.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

имя существительное

предлог

имя прилагательное

союз

имя числительное

частица

глагол

местоимение

наречие

причастие

деепричастие

Признаки:

Признаки:

- употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи;

- называют предметы, признаки, действия, количество;

- являются членами предложения.

- не употребляются  без самост. части речи;

- не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества;

- не бывают членами предложения;

- не изменяются.

2)Тренировочное упражнение при объяснении нового материала (с. 134 № под звёздочкой) – устная работа.

- Прочитайте данный ряд слов.

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, и, ель, сквозь, иней, зеленеет, и речка, льдом, блестит.

- Из какого стихотворения А. С. Пушкина они взяты? С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? Как называются эти слова? Что знаете о правописании предлогов? Являются ли они членами предложения? Сколько в тексте предложений?

3) Самостоятельное изучение учащимися теоретического материала учебника –   48, с. 134. (Таймд пэа шэа)

Беседа по новому материалу:

- Как вы понимаете «зависимость одних слов от других»?

- Что нового вы узнали о предлоге?

Сделайте вывод: предлог – служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

III. Практикум.

а) Выполнение упр. 286 (конструирование словосочетаний)

Работа со схемой.                        

                                      >------   Предлоги ----временные

                                                                      -----причинные

                                                                       ----пространственные

                                                                        ---- целевые

- По аналогии приведите подобные примеры (запись схемы и дополнение примерами в тетрадь).

б) Выполнение упр. 287 (группировка словосочетаний по значению предлога)- разобрать 3 словосочетания (Финкин элауд). № 284(устно).

в) Творческая работа.

1. Правописание: (из) за, (из) под, сквозь, через.

2. Используя данные предлоги составить небольшую творческую работу (сочинение, рассказ, связные предложения) по теме: «В лесу», «Поздним вечером», «Звёздная ночь».

Проверка (прочитать 2 работы).

IV. Итог урока.

- Что нового узнали о предлоге?

Домашнее задание: правило – стр. 133- 134, № 294.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы и приемы:

"Магазин"

При повторении темы «Имя существительное». На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю картину потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчонка потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

- "Лошадь и жокей"

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

- "Парный выход"

Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Эту работу можно проводить и в парах. 

 При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока использую методы «Ульи» - обсуждение в группах. 

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросовработа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итогна доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, жен.род и муж.род. Формулируем тему.

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:

"Автобусная остановка"

- "Инфо-карусель"

- "Инсерт" или «Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие:

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 5 классе является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока. 

 Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературы. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн". 

 Для многих из вас этот метод уже довольно «избитый», но является одним из любимых у детей. Хорошо использовать на уроках русского языка при изучении словарных слов.

Завершить урок, можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы: 

- «Комплимент»

Цель: оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

- «Мухомор»

Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.

- «Ресторан»

Учащимся предлагается представить, что они были в ресторане, а материал, предложенный на уроке – это блюда.

Это, пожалуй, один из методов, который я с опаской начала включать в свои уроки. Но он оправдал все ожидания. После завершения урока по теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне» дети высказывались:

- Сегодня на уроке все было очень вкусным…

- Я на уроке очень наелся, но некоторые блюда нужно подсолить…

- Все было приготовлено с душой, но не хватило кетчупа…

- А я не наелся, у меня не было настроения принимать вашу пищу…

Это ли не самое лучшее завершение урока?!

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по русскому языку на тему "Употребление диалектных слов в топонимике Еткуля"

Цель работы – исследовать образование названий неофициальных  микрорайонов села Еткуль.Употребление диалектных слов в названиях неофициальных микрорайонов  нашего села....

Проектная работа по русскому языку "Происхождение и значение имен и фамилий"

Проектная работа по русскому языку "Происхождение и значение имен и фамилий"...

Проектная работа по русскому языку по теме «Ее величество фразеология»

Проект «Ее величество фразеология» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интерес...

Проектная работа по русскому языку "Частотность употребления женских имен МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга"

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " ЧАСТОТНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ ИМЕН МБОУ СОШ № 66 Г.ЕКАТЕРИНБУРГ (2013 ГОД)...

Проектная работа по русскому языку "Сборник диктантов на засыпку"

Презентация по проектной рабооте по русскому языку "Сборник диктантов на засыпку"...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Тема проекта: ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУКВЫ Ё

Индивидуальная проектная работа с испоьзованием различных исследований и материалов своей школы, точные сведения употребления буквы Ё в именах ребят нашей школы....